Файл: Характеристика налоговой системы России на современном этапе.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налоговой системы России
1.1 Налоговая система: понятие, принципы построения
1.2 Принципы построения налоговой системы
2. Характеристика налоговой системы России на современном этапе
2.1 Анализ основных показателей функционирования налоговой системы
2.2 Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой России
3. Основные направления совершенствования налоговой системы в России
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Пути совершенствования налоговой системы в России
ВВЕДЕНИЕ
Переход России на рыночную экономику обусловил становление и развитие налоговой системы и всех ее элементов, участников налоговых отношений. Налоговая система, являясь составляющей всей финансовой системы государства, охватывает различные стороны его функционирования: экономику, социальную сферу, инвестиционную деятельность. Грамотное построение налоговой политики способствует одновременно и росту доходов бюджетов, и стимулированию развития предпринимательского сообщества
В настоящее время развитие российской налоговой системы в направлении гармонизации интересов государства и предпринимателей сдерживается целым комплексом проблем. Нерешенным остается целый ряд проблем, таких как непоследовательная политика в области налогообложения, наличие коллизий в налогообложении, проблемы ужесточения налогового администрирования, проблема развития новых специальных режимов налогообложения.
Рассмотрению налоговой системы и механизма ее реализации уделяется широкое внимание, как в научных трудах, так и в публичных выступлениях российских ученых, политических деятелей, работников исполнительной, законодательной и судебной власти, а также лиц, связанных с проблемами налогообложения.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики. Без формирования подходящей модели налоговой системы, правильного выбора инструментов налогового регулирования невозможна реализация эффективной налоговой системы, а следовательно, и преобразования экономики.
Целью исследования курсовой работы является оценка налоговой системы России и основных направлений ее совершенствования.
Поставленная цель определила задачи исследования:
- изучить понятие и раскрыть сущность налоговой системы государства;
- рассмотреть принципы построения налоговой системы;
- провести анализ современного состояния налоговой системы Российской Федерации;
- исследовать реализацию современной налоговой политики России;
- изучить современные проблемы и перспективы развития налоговой системы России.
Объектом исследования в курсовой работе является налоговая система Российской Федерации.
Предметом данного исследования является теория и практика построения налоговой системы в России.
Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария применялись исторический, функциональный и сравнительный методы анализа, методы графического, факторного, экономико-статистического анализа, приемы абстрагирования, классифицирования, аналогии, синтеза и другие.
Теоретической и информационной базой исследования являются учебные пособия, научная литература, нормативно-правовые акты Министерства Финансов и Федеральной налоговой службы России, статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, законодательные акты РФ, а также иные информационные материалы.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений.
1. Теоретические основы налоговой системы России
1.1 Налоговая система: понятие, принципы построения
Первые формы налогов появились еще в древние времена в виде дани, оброка, подати, натурального обмена. Налоги как экономическая категория возникли вместе с образованием государства, когда появилась надобность в средствах на содержание чиновнического аппарата, поддержание целостности государственных границ. Еще К. Маркс писал, что «налоги являются воплощением экономически выраженного существования государства».[1]
Бенджамин Франклин, в 1789 г. отмечал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».[2]
Практически все физические и юридические лица в той или иной степени являются участниками налоговых отношений.
Налог является индивидуальной и обязательной выплатой, которую необходимо выплачивать всем организациям и гражданам в виде отчуждения денежных средств, которыми они располагают, на основании оперативного управления, хозяйственного ведения или права собственности. Основным назначением налогов является процесс обеспечения нормального функционирования государственных структур на муниципальном или федеральном уровнях.[3]
Налоги взимаются органами государственной власти и распределяются по уровням бюджетной системы. Государство существует до тех пор, пока действуют налоги. Это оправданная экономическая категория, за счет налогов содержится государственный аппарат, армия, прочие сферы.
Налог имеет двойственную природу: с одной стороны, это правовая, а с другой – экономическая категория.
Так, М.М. Алексеенко выражает следующее мнение о двойственной природе налога: «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены… С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства». Отсюда он делает вывод о том, что налог – это и экономическое, и политико-правовое явление общественной жизни.[4]
Экономическая сторона налогов направлена на материальную выгоду государства. Поддерживает ее правовая природа налога, которая определена правом государства взимать налоги, а для граждан – обязанностью их уплачивать, что вытекает из сути существования государства и его учреждений. Такой компромисс между государством и обществом регламентируется конституциями. Так, в Конституции Российской Федерации ст. 57 определяет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги, в ст. 57, 71 п. «з», 73, 132 ч. 1 отмечается, что установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Налоги и сборы в свою очередь составляют часть налоговой системы государства.[5]
Традиционно налоговая система определяется как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. На взгляд авторов, это узкое определение, характеризующее только одну сторону налоговых отношений по установлению и взиманию налогов. Более полным, является определение Тарасова, В.Ф., который трактовал налоговую систему как «совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения».[6]
Под такими условиями ученый понимал принципы налогообложения, систему налогов, порядок установления и взимания налогов и другие элементы налогообложения.
А.В. Брызгалин определял налоговую систему как «взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер».[7]
Лапин В.Н. определяет налоговую систему как «…основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся налоговая платежеспособность граждан страны, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация, методы налогового администрирования».[8]
Таким образом, можно сказать о том, что налоговая система – это комплекс мероприятий, установленных в государстве, направленных на достижение полноты доходной части бюджета с целью эффективного функционирования государственных органов, экономики страны в целом.
Основным элементом налоговой системы является совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов и сборов. Налоговые отношения, возникающие между государством и субъектами, регламентируются законодательными актами. Следовательно, ещё одним важным элементом является компетенция государственных органов. При осуществлении функций государственных структур вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, сборов и взносов, методы их исчисления. Также элементом налоговой системы являются налоговые органы, которые организуют и проводят работу по контролю за правильностью и полнотой исчисления и соблюдением сроков уплаты налогов.
На Приложение 1 представим элементы налоговой системы.
Таким образом, налоговую систему можно определить как совокупность:
- налогов и сборов, взимаемых государством;
- принципов, форм и методов их установления;
- форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Ни один налог не может быть введен на любой территории Российской Федерации, если он не установлен НК РФ.[9]
Действующая система налогов и сборов может быть представлена следующими видами:[10]
- Федеральными, которые могут устанавливаться и отменяться нормами налогового кодекса РФ. Они обязательны для всех субъектов (налогоплательщиков) на территории Российской Федерации. К данной группе относятся налоговые отчисления, характеризуемые:
- налогами на доходы физических лиц (НДФЛ) для граждан, бизнесменов (юридических лиц), налоговыми вычетами;
- налогами на прибыль организаций (НПО);
- налогами на добавленную стоимость (НДС), представляющими собой платежи, сменившие оборотный налог;
- акцизными сборами.
- Региональными налогами и сборами, представленными в налоговом кодексе и являющимися обязательными для выплаты всеми субъектами России. При этом правительством субъектов может быть отменена и введена в действие система указанных налогов либо изменены определенные элементы выплаты налогов, учитывая изменения законодательства.
- Местными налогами и сборами, регламентируемыми нормами законодательных актов федеральных структур и законов Российской Федерации.
- Отраслевыми сборами и выплатами, распространяющимися на определенные сектора деятельности. Например:
- регулярные выплаты за пользование земельными недрами;
- сборы за пользование водными ресурсами;
- сборы за пользование объектами животного мира.
Региональные налоги могут быть представлены:
- налогами на имущество предприятий;
- налогами на игорный бизнес;
- транспортным налогом;
- торговыми сборами.
Местные налоги можно представить:
- земельным налогом, распространяемым на все субъекты;
- налогом на имущество (для физических лиц).[11]
Необходимо выделить основные составляющие системы налогообложения. К ним относятся:
1) объект налогообложения;
2) стоимостная, физическая и др. характеристики объекта налогообложения, т.е. налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка, размер которой устанавливается государственными органами;
5) порядок исчисления налога, когда определяется сумма, подлежащая уплате в бюджет;
6) порядок и сроки уплаты налога.[12]
Важным моментом является процедура начисления налогов и прочих сборов. Каждый платеж устанавливается для конкретного круга плательщиков. К данной категории относятся предприниматели и обычные граждане или индивидуальные предприятия. Кроме того, законом установлены категории лиц, которые не могут рассматриваться в качестве налогоплательщиков для определенного вида сбора или налога.[13]
Для корректного определения объекта налогообложения применяют нормы налогового законодательства Российской Федерации, включающие также описание операций, которые освобождены от налоговых начислений. Если имеется лицо, обязанное выплачивать конкретный вид налога (сбора), и сам объект налогообложения, то расчет необходимой суммы необходимо осуществлять самостоятельно. Для этого необходимо вычислить у, а ставка определить в соответствии с Налоговым Кодексом. Далее следует произвести ряд расчетов. В случаях, когда плательщик обладает правом на налоговые льготы, необходимо учитывать данный момент. Начисление всех налогов и сборов осуществляется в соответствии с индивидуальными правилами, четко указанными в налоговом законодательстве. Кроме того ряд пояснений к правилам можно получить в Федеральной Налоговой Службе. В частности, на официальном ресурсе налоговой службы имеется качественная подборка брошюр, посвященных вопросам налогообложения.[14]