Файл: Характеристика налоговой системы России на современном этапе.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налоговой системы России
1.1 Налоговая система: понятие, принципы построения
1.2 Принципы построения налоговой системы
2. Характеристика налоговой системы России на современном этапе
2.1 Анализ основных показателей функционирования налоговой системы
2.2 Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой России
3. Основные направления совершенствования налоговой системы в России
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Пути совершенствования налоговой системы в России
Основные проблемы администрирования — это плохое взаимодействие между органами управления, ненадлежащий контроль за соблюдением налогоплательщика налогового законодательства, несоответствующие организационные мероприятия и низкий уровень методологического и аналитического обеспечения. Ведь эффективное налоговое администрирование увеличит собираемость налогов, обеспечит правильное налоговое бремя, сократит расходы плательщиков по налоговым обязанностям в исчислении и уплате налогов, а также расходы государства на осуществление налогового контроля.[29]
Таким образом, из представленного выше анализа видно, собственно, что параллельно с подъемом поступлений в бюджет Российской Федерации, по видам налогов, возрастает и задолженность по ним.
Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего тем, что ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране.
Далее проведем сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой России.
2.2 Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой России
Налоговые системы стран мира отличаются друг от друга по таким показателям, как: показатели налогооблагаемой базы, размер ставок и доли разных налогов в общем объеме доходов бюджета, ответственность за нарушения налогового законодательства, налоговой дисциплины и культуры. Если говорить о странах Европы, то, в первую очередь, рассмотрим опыт Италии. Италия считается страной с наиболее высокой налоговой нагрузкой на плательщиков налогов.[30]
Налоговая система Италии имеет сложное строение. Нормативная база республики включает более 350 законов, регламентирующих сроки и порядок уплаты государственных и местных налогов. В то же время в Италии, как и в большинстве зарубежных стран, более половины налоговых доходов обеспечивают три налога: подоходный налог, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Для сравнения в России львиную долю доходов формирует косвенный налог НДС, тогда как в Италии доход формируют в основном прямые налоги. Высокую долю подоходного налога в бюджете страны можно объяснить тем, что доля малого бизнеса в структуре экономики страны значительно выше, нежели в других странах.[31]
Не меньший интерес к изучению налоговой системы и ее структуры представляет другая европейская страна – Австрия. В этой стране один из самых низких уровней инфляции и уровень безработицы. В основном австрийская экономика представлена сферой услуг.
Австрийская налоговая система ничем не уступает сложностью построения итальянской. Как и в России, контроль за сбором налогов на территории государства осуществляется Федеральной налоговой службой. Следует отметить, что налогообложению подвергаются доходы, полученные внутри страны. Предпринимательская деятельность здесь имеет большую популярность, поскольку созданы благоприятные условия для ее развития.[32]
В Австрии сформирован особый подход к выстраиванию отношений с налогоплательщиками, что подразумевает наличие правил. Все налогоплательщики данной страны делятся на две группы: с ограниченной и неограниченной ответственностью по налогам.[33]
Таким образом, налоговая система Австрии имеет свои особенности в части установления и взимания различных налогов и сборов. Также в последнее время можно наблюдать тенденцию усиления налогового контроля, связанную с недопущением уклонения от уплаты налогов. Ответственность за неуплату налогов установлена в виде лишения свободы сроком до десяти лет.
Налоговая система Соединенных Штатов Америки состоит из налогов, которые уплачиваются как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов.
Налоговая система США не содержит разделения федеральных, региональных и местных налог в отличие от российской налоговой системы. Штаты имеют право устанавливать на своей территории любые налоги при соблюдении конституциональных принципов налогообложения. В штатах отсутствует налог на добавленную стоимость, но несмотря на это со всех реализованных товаров взимается налог с продаж. Налоговая система данной страны направлена в большей части на взимание прямых налогов, а подоходный налог превышает объем, получаемый от налога на прибыль корпораций. Более 90 % всех доходов в бюджет страны поступает через налоговую систему.[34]
В каждом штате органы власти имеют право самостоятельно вводить в действие налоги, которые не противоречат федеральному закону о налогах. Данная ситуация является основой для жителей определенного штата участвовать в выборах своего губернатора, так как именно от него зависит налоговая нагрузка.[35]
Если сравнивать американскую налоговую систему с российской, то мы наглядно можем увидеть следующие различия, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ налоговых систем России и США
Основные характеристики |
Россия |
США |
Способы обложения налогом |
пропорциональный |
прогрессивный |
Преобладание способа изъятия налога |
косвенный |
прямой |
Пополнение бюджета |
федеральные налоги |
местные налоги |
Способы установления налогов на уровне региона |
у регионов отсутствует возможность устанавливать налоги |
возможность штатов устанавливать налоги на своей территории |
Перечень налогов расписан в законодательных актах |
нет |
да |
Источник: Магомадов Ш.А., Кадыров Х.-М.Ш. Сравнительный анализ налоговых систем и налоговой политики России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 4-3. - с. 67–69.
Структура налоговой системы Китая включает 26 разновидностей налога, которые, в свою очередь, объединены в 8 групп. В зависимости от того, из какого дохода поступают налоги, они, в свою очередь, подразделяются на три группы: централизованные, местные и налоги, которые необходимо распределить между центральным и местным правительством.
К центральным относятся налоги, поступающие в ходе экспортных и импортных операций. К третьей группе относятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, предпринимательский налог, налог на строительство в городах, ресурсный налог и др.
Доходы бюджетов местных уровней складываются из налога на доходы физических лиц, сельскохозяйственного налога, а также налога на городскую недвижимость.
В отличие от Италии и Австрии китайская налоговая система характеризуется относительно низкой налоговой нагрузкой.
Особенностью налоговой системы Китая выступает значительный уровень неналоговых поступлений. Сумма поступлений от данного вида дохода составляет 8–9 % от валового внутреннего продукта. Официально эти платежи не относятся к налоговым поступлениям, но они существенно увеличивают налоговую нагрузку.
Необычной можно назвать налоговую систему Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). В этой стране отсутствуют налог на добавленную стоимость, налоги на прибыль и подоходный налог. Фактически они существуют, но равны нулю или 1 %. Отсутствует единое налоговое законодательство. Следует отметить, что именно налоговая система ОАЭ превратила данную страну в одну из самых успешных финансовых центров Ближнего Востока.[36]
Реализуемая налоговая политика в ОАЭ получает одну из самых высоких оценок на международном уровне.[37]
Сравнивая налоговую систему России и Германии, можно найти много общего. Оба государства имеют федеративное устройство. Россия и Германия имеют трехуровневую систему налогообложения. Отличительной чертой налоговых систем двух стран является то, что в России не распределяют налоги по трем уровням бюджета одновременно, также распределение налогов происходит преимущественно между федеральным и региональным бюджетом.
Налоговые поступления как в России, так и в Германии выступают основными источниками доходов бюджета государства.
Налоги, взимаемые с граждан Германии, обладают большой налоговой нагрузкой, особенно для тех налогоплательщиков, которые имеют высокий доход. Также в Германии действует принцип множественности налогов. На сегодняшний день в Германии насчитывается более 40 различных налогов и сборов, тогда как в России их немногим более 20.
Основное отличие налоговых систем России и Германии заключается в прогрессивном налогообложении ФРГ, то есть размер налога зависит от получаемого дохода.[38]
Помимо рассмотренных зарубежных налоговых систем, заслуживает внимания система налогообложения Франции. Если говорить о сходных характеристиках между налоговыми системами России и Франции, то можно отметить, что в обеих странах преобладают косвенные налоги, особенно это касается акцизов и НДС.[39]
Подоходный налог во Франции отличается от налога в России тем, что в нашей стране НДФЛ несет больше фискальный характер, то есть он выступает одним из налогов, формирующих бюджет. Тогда как во Франции данный налог носит более социальный характер, он выступает важным инструментом в социально-экономической политике, что является весьма оправданным и результативным действием. Во Франции, как и в других развитых странах, установлена прогрессивная шкала подоходного налога. В то же время по состоянию на 2019 год доход, равный примерно 10 тыс. евро, не облагается налогом вообще.
Отличительной чертой также выступает тот факт, что в России единицей выступает физическое лицо, тогда как во Франции не отдельно взятый гражданин, а семья. Во Франции, как и в других странах, остро стоит проблема уклонения от уплаты налогов. И в России, и во Франции проводится политика выявления лиц, не осуществляющих своевременно и в полном объеме уплату налогов. Отличительной чертой являются также уровни налоговых систем, так, в нашей стране она трехуровневая, а во Франции – двухуровневая. Если провести сравнительный анализ ставок по налогам некоторых европейских стран и США с Россией, то мы можем обнаружить существенные различия (таблица 2).
Таблица 2
Налоговые ставки в развитых странах, %
Наименование налога |
Россия |
Франция |
Германия |
США |
НПО |
20 |
34 |
30 |
от 15 до 35 |
НДФЛ |
13 |
от 0 до 45 |
от 0 до 45 |
от 10 до 39,6 |
НДС |
20 |
20 |
от 0 до 19 |
от 0 до 15 |
Налог на имущество |
0,1 до 2 |
от 0 до 1,5 |
от 1 до 2,1 |
от 1 до 2 |
Источник: Магомадов Ш.А., Кадыров Х.-М.Ш. Сравнительный анализ налоговых систем и налоговой политики России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 4-3. - с. 67–69.
Таким образом, анализ зарубежных налоговых систем показывает как сходства, так и различия их с налоговой системой России. Основным отличием выступает то, что в других развитых странах используется прогрессивный метод налогообложения доходов физических лиц, тогда как в России он единый и не зависит от размера получаемого дохода.
Итак, оценив собираемость налогов в России и сравнив зарубежные налоговые системы, далее рассмотрим более подробно проблемы современной налоговой системы России и предположим возможные пути решения.
3. Основные направления совершенствования налоговой системы в России
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
Налоговая система Российской Федерации в настоящее время является серьезно деформированной, сконцентрировавшей в себе острейшие противоречия, прежде всего в функциональной составляющей. К основным проблемам действующей налоговой системы в России можно отнести следующие:
1) нестабильность налоговой политики;
2) чрезмерное распространение налоговых льгот;
3) уход от налогов;