Файл: Характеристика налоговой системы России на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании выше изложенного можно сказать о том, что налоговая система должна способствовать эффективному управлению экономикой, учитывать интересы государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Грамотно построенная налоговая система, налоговая политика как составные части всей финансовой системы страны могут влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества.

1.2 Принципы построения налоговой системы

Изучая принципы построения налоговой системы, изначально необходимо определиться с самим понятием «принцип». Принципы характеризуются «устойчивостью и неизменностью в течение длительного времени в сравнении с нормами права, которые, в свою очередь, динамичны и соответствуют определенному историческому периоду».[15]

Под принципами налогообложения принято понимать основные положения системы налогообложения. В основе современной мировой налоговой системы находятся принципы налогообложения, разработанные А. Смитом. При формировании современной налоговой системы России применялись как классические принципы, так принципы налогообложения, исходя из мирового опыта функционирования налоговых систем. Современные принципы закреплены в ст. 3 НК РФ, и отражают особенности российского государства.[16]

Современные принципы налогообложения можно сгруппировать по трем направлениям: экономические, юридические, организационные. Наглядно группа экономических принципов представлена в Приложение 2.

Принцип равенства и справедливости является одним из основных принципов рассматриваемой группы. Согласно данного принципа распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик обязан передавать справедливую долю в государственную казну.[17]

Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Одновременно обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

Принцип эффективности состоит из двух составляющих, объединенных общей идеологией эффективности:


  • налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или это влияние должно быть минимальным;
  • максимальная эффективность каждого налогового канала, которая выражена в минимальных затратах государства и общества по сбору налогов и содержанию налогового аппарата. По совей сущности - это принцип экономии, сформулированный А. Смитом.[18]

Организационные принципы налогообложения представлены в Приложение 3.

Одним из организационных принципов является универсализация налогообложения, это:

  1. налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования налогоплательщика независимо от формы собственности, субъекта налогообложения, отраслевой или иной принадлежности;
  2. одновременно с вышеуказанным положением должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов независимо от источника или места образования дохода или объекта обложения.

Для федеративного государства весьма значительным является принцип разделения налогов по уровням власти, который подлежит обязательному закреплению в законе. В Российской Федерации он отражен в Налоговом кодексе РФ. Он устанавливает, что каждый орган власти наделяется определенными полномочиями в области введения, установления льгот, ставок налогов и других обозначенных НК РФ элементов налогообложения.[19]

В НК РФ в статье 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» закреплены принципы, которые положены в основу российской налоговой системы и учитывают экономические, политические и социальные особенности страны. Рассмотрим их реализацию на практических примерах налогового законодательства.

Принцип законности налогообложения реализуется в двух аспектах. Во-первых, нормы права соблюдаются всеми участниками налоговых правоотношений, в том числе государством (сфера реализации права). Во- вторых, правотворчество должно осуществляться законодателем в соответствии с требованиями к форме и содержанию, а также в соблюдении процессуального порядка подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Принятые нормативные правовые акты не должны противоречить вышестоящим по юридической силе.

В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, законно установленными считаются налог или сбор, взимаемые только на основе закона. Лишь закон, отличный качествами определенности, стабильности и особым порядком принятия, может служить источником достоверных данных для исполнения налоговой повинности налогоплательщиком.[20]


Суть принципа всеобщности и равенства состоит в том, что право распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, всех физических и юридических лиц.

Статья 56 Налогового кодекса РФ регламентирует запрет на установление налоговых льгот индивидуального характера, так как налоговое бремя, сниженное для одних налогоплательщиков, автоматически возрастает для других.[21]

Принцип справедливости означает, что при установлении налогов и сборов должна учитываться фактическая способность их уплаты налогоплательщиком.

Принцип единства системы налогов и сборов, происходит из принципа единства экономического пространства, согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Так, федеральные налоговые органы относятся к ведению Российской Федерации, в свою очередь, региональные налоговые органы являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ.

Отметим, что полный перечень налогов и сборов закреплен НК РФ. Следовательно, ни федеральные, ни региональные, ни местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ не могут быть установлены на территории страны.[22]

Принцип определенности налогообложения заключается в том, что в законодательстве должны быть четко сформулированы все элементы налогообложения: определены, налог (сбор) и его плательщик, порядок исчисления и уплаты налога (сбора). Взимание налога, не соответствующего принципу определенности, не допускается. Данный принцип обеспечивает контролируемость системы налогов и сборов: с одной стороны, способствует добросовестному исполнению налогоплательщиками своих обязанностей, а с другой - предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.[23]

Принцип самоначисления заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно определяет налогооблагаемую базу при налогообложении, рассчитывает размер налога и уплачивает его в бюджет, а налоговые органы контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.[24]

Определенность всех элементов налогообложения, законодательство о налогах и сборах должно быть сформулировано таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.


Однако в настоящее время часть принципов налогообложения постоянно нарушается. Например, такие принципы, как:

  • удобство, т.е. простота расчета налогов и упрощенное восприятие положений законов, обоснованность порядка уплаты;
  • достаточность, то есть наполняемость бюджетов всех уровней;
  • подвижность, то есть быстрый рост или сокращение количества и ставок налогов в зависимости от экономического состояния страны;
  • стабильность.

Наименьшим уровнем стабильности обладают федеральные и местные налоги. Их перечень постоянно претерпевает изменения, а местные налоги хронически не увязываются с системой местных налогов соседних регионов, что создает почву для перетекания капитала. Сам термин «стабильность» слабо применим к налоговой системе Российской Федерации – постоянно что-то меняется, и возникают противоречия. Так, российское налоговое законодательство запрещает налоговую дискриминацию. В то же время длительный период обязательного применения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности ставило его плательщиков в жесткие рамки нарушая принцип справедливости. Ряд законодательных актов по сути своей относится к законам федерального уровня, но не фигурирует в Налоговом кодексе Российской Федерации. Это можно считать нарушением принципа единого источника.[25]

Рассмотренные принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества.

Подводя итог первой главы, следует отметить, налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Далее проведем анализ налоговой системы России на современном этапе.

2. Характеристика налоговой системы России на современном этапе


2.1 Анализ основных показателей функционирования налоговой системы

Налоговая система Российской Федерации основана на трехуровневом разделении налогов: федеральных, региональных и местных.

В основу налоговой системы Российской Федерации заложен налоговый федерализм. Цель налогового федерализма в разграничении и распределении налогов между уровнями бюджетной системы страны, то есть это совокупность отношений в налоговой сфере между Российской Федерацией и субъектами РФ, органами местного самоуправления.[26]

В современном мире налоговые поступления являются главными отчислениями и формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней, они также являются важным источником денежных средств любого государства. Уплата налогов влияет на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом. В последние года степень выполнения налоговых начислений увеличивается, что говорит о хорошей работе налоговых инспекций и налоговой системы в целом. Помимо показателей собираемости налогов и сборов стоить уделить внимание налоговой задолженности, доля которой приходится в федеральный бюджет. Изменения собираемости налогов по основным видам экономической деятельности в бюджет РФ представлены в Приложение 4.

Можно отметить, что все показатели по степени выполнения стабильно растут. В целом за два года поступления увеличились на 21,5 %, это говорит о положительной динамике поступлений.[27]

Тем не менее, хочется выделить показатель налога на акцизы, каждый год его поступления не достигают нормы, это может быть связано с недостаточно эффективной работой налоговых органов.

Можно сказать, что такая тенденция может быть обусловлена изменениями налогового законодательства и совершенствованием контрольных мероприятий проводимыми со стороны государственных органов власти, а именно Федеральной налоговой службой.

Несмотря на рост налоговых поступлений, современная налоговая система России отличается нестабильностью политики, чрезмерным налоговым бременем, возложенным на плательщиков, отсутствием стимулов для развития реального сектора экономики, единой ставкой налога на доходы физических лиц, основную нагрузку, по которой несут низкооплачиваемые работники.[28]

Не только упомянутые выше проблемы в законодательстве мешают эффективной работе налоговой системы, также немало важную роль играет налоговое администрирование.