Файл: Характеристика налоговой системы России на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) чрезмерный объем начислений на заработную плату.[40]

Нестабильность налоговой политики, что проявляется в неустойчивости, противоречивости, сильной ее зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Анализ официальных нормативных правовых источников, научных публикаций отечественных специалистов, обращающихся к проблемам развития налоговой системы в Российской Федерации показывает, что в нашей стране система налогов имеет очень сложную структуру. Объясняется это тем, что в ней присутствуют многочисленные виды налогов, различные отчисления, акцизы и сборы, которые, по существу, мало чем друг от друга отличаются. В результате налоговая система России в настоящее время является серьезно деформированной, сконцентрировавшей в себе острейшие противоречия, прежде всего в функциональной составляющей.[41]

Наличие большого количества льгот по налогам и сборам ставит в неравное положение плательщиков, вынуждая одних «оплачивать» привилегии других, а государство поднимать налоговые ставки, для того, чтобы компенсировать потери. Кроме того, в условиях налоговых льгот нарушается принцип равенства по отношению к отдельным секторам и субъектам экономики, что, во-первых, вынуждает бизнес осуществлять не те виды деятельности, в которых нуждается общество, а те, по которым предоставляются льготы. А во-вторых, стимулировать концентрацию капитала в крупных компаниях, обладающих большими возможностями для получения и поддержания льгот, в том числе за счет организации налогового планирования, содержания консультантов и обоснования привилегий. Для субъектов малого предпринимательства такие расходы оказываются не приемлемыми, поэтому их положение становится на рынке менее конкурентоспособным.

Налоговые льготы негативно влияют на экономический рост, деформируя экономику. Ибо компании, получившие преференции, в основном преследуют цель их сохранить, а новые – добиться аналогичного статуса, что не стимулирует инновационное развитие, а зачастую становится поводом для коррупции.

Льготы делают налоговую систему сложной, снижают ее гибкость и эффективность. Их наличие порождает многочисленные злоупотребления и схемы ухода от налогов и требует существенных затрат на организацию контроля за соблюдением законодательства. По данным Федеральной налоговой службы России по Московской области, в ходе проведения налоговых проверок были выявлены нарушения порядка льготирования в каждом седьмом из проверенных предприятий.[42]


Налоговые льготы ложатся бременем на бюджетную систему. Причем их влияние проявляется как через прямое увеличение выпадающих доходов бюджетов, так и косвенно через рост расходов на администрирование льгот и контроль за соблюдением налогового законодательства.[43]

Уход от налогов был и остается серьезной проблемой для России. Чтобы наполнить бюджет, власти усиливают борьбу со схемами, с помощью которых предприниматели уходят от уплаты налогов. С 2018 г., после передачи ФНС функций администрирования страховых сборов, налоговики получили еще больше стимулов для выявления таких схем. Ранее безопасные приемы оптимизации налогов могут привести к серьезным негативным последствиям для компании – не только уголовной ответственности, но и потере имущества. Больше всего претензий ФНС сейчас вызывают следующие схемы:

1) фиктивные поставки: компания закупает товары и услуги у фиктивного контрагента, но на самом деле сама производит эти товары или услуги (или закупает их у третьей фирмы). Затем компания заявляет к вычету якобы выплаченный НДС, а также завышает свои расходы, чтобы заплатить налог на прибыль не в полном объеме;

2) формальное дробление бизнеса: собственники делят крупную компанию на несколько юридических лиц, затем переводят на единый налог, на вмененный доход либо упрощенную систему налогообложения (УСН) и платят меньше налогов;

3) перевод штатных сотрудников или руководителя в индивидуальные предприниматели (ИП). Работник фирмы регистрируется как ИП на УСН и выполняет ту же работу, но уже не за зарплату, а по договору оказания услуг. Он за свой счет платит 6%-ный налог с доходов и страховые взносы. По трудовому договору с сотрудником вы «из своего кармана» платили бы страховые взносы, отчисляя 30% зарплат во внебюджетные фонды и еще 13% – как НДФЛ;

4) ведение бизнеса через оффшоры: компании используют офшорные фирмы в низконалоговых юрисдикциях для разных целей: экспорта и импорта; в качестве холдинга; для выплаты дивидендов; для владения авторскими правами, торговыми марками и получения лицензионных выплат (роялти); для выдачи кредитов и т.д.;

5) незаконное использование льготных режимов, предназначенных для инновационных организаций. Суть схемы в том, что компания использует налоговые льготы для инновационных организаций. Но компания является инновационной только на бумаге и не создает никаких новых продуктов.[44]

Существует объективное противоречие между двумя основными субъектами налоговых отношений – государством и налогоплательщиками, которое воспроизводится непрерывно. Оно заключается в том, что собственник в погоне за максимальной прибылью стремится минимизировать издержки производства, включая зарплату. Государству же, наоборот, требуется высокий платежеспособный спрос населения. При этом одним из организационных принципов налогообложения является принцип однократности обложения, т.е. с одного и того же объекта налогообложения должен взиматься один налог.[45]


Постоянные изменения в налогообложении, принятие законов, которые фактически не могут быть использованы эффективно налогоплательщиками, снижают доверие налогоплательщиков к государству. Можно привести пример из современной российской истории, когда единый социальный налог был заменен страховыми взносами. В результате налогоплательщики столкнулись с непроработанным вопросом возврата переплаты по страховым взносам, когда невозможно было вернуть переплату по налогу, ошибочно уплаченному вместо страховых взносов. Кроме того, в самом Законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» также достаточно долго содержались недоработки по сравнению с Налоговым кодексом, например, отсутствовали случаи и порядок предоставления рассрочки и отсрочки по уплате взносов.

Еще одним примером непоследовательной налоговой политики в области налогообложения можно назвать повышение в 2012 году страховых взносов, в результате чего по разным оценкам до полумиллиона предпринимателей подали заявления о ликвидации. Впоследствии страховые взносы были снижены, но это не послужило стимулом для открытия предпринимателями бизнеса.

Несмотря на принятие антикризисных мер, одновременно вводятся новые механизмы административного давления. Так, предприниматели, применяющие общую систему налогообложения и осуществляющие такие виды деятельности, как продажа билетов, продажа канцелярских товаров и газет, в связи с принятием электронного документооборота по НДС также вынуждены закрыть свое дело в связи с невозможностью ведения учета в электронном виде, проведения сверок взаиморасчетов с контрагентами.

Также, в отношении налоговых агентов, не являющиеся плательщиками НДС или если они получили освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, в связи с введением электронного документооборота также обязаны предоставлять декларации по налогу по телекоммуникационным каналам связи. И, по сути, дешевая аренда государственной и муниципальной собственности может привести к дополнительным обязанностям по НДС. Это обусловлено тем, что, налогоплательщик, не являющийся плательщиком НДС, должен будет наравне со всеми:

  1. приобрести специализированную программу;
  2. заполнять и предоставлять декларации по НДС даже в том случае, если он выступил в качестве агента один раз в квартал.

Важной проблемой, возникающей в связи с наличием коллизий, является проблема несправедливости. Малис Н.И. обращает внимание на то, что в результате постоянно складывающихся коллизионных ситуаций возникает несправедливость. При этом нужно отметить, что понятие несправедливости в разных странах различается.[46]

Так, в некоторых странах действует прогрессивная шкала налогообложения, предполагающая различные ставки по налогам в зависимости от доходов, в других же действует плоская система налогообложения, предполагающая равные налоги вне зависимости от доходов. Коллизии возникают и в странах с прогрессивной шкалой налогообложения, и в странах с плоской шкалой налогообложения.

В частности, в странах с плоской шкалой вне зависимости от источников доходов, размера доходов богатые будут платить наравне с бедными, что усугубляет неравенство слоев населения. Плоская шкала налога действует в России, Венгрии, Болгарии, Балтии, в странах бывших советских республик. Также подобная шкала принята в Румынии, Чехии, Монголии. Прогрессивная шкала налогообложения часто вызывает смену гражданства богатых граждан. Такая шкала, в частности, применяется в Германии, Франции и других европейских странах. Коллизии в прогрессивной шкале налогообложения связаны с возможностью ухода от налогообложения путем приобретения гражданства третьих стран.[47]

Государство в некоторых случаях само выступает первопричиной возникновения коллизий налогов и морали в случае:

  1. неправомерного взыскания налогов и сборов;
  2. установления непомерных налогов, которые не в состоянии платить бизнес;
  3. наличия бюрократических процедур взимания налогов, которые не способствуют развитию бизнеса.

В качестве примеров подобных коллизий в предпринимательской деятельности можно назвать необходимость оспаривания предпринимателями кадастровой оценки земли, потенциального дохода при использовании патентной системы налогообложения. При этом наличие отличных друг от друга мнений по одному и тому же вопросу может запутать налогоплательщика, и послужить основой для разных трактовок одного и того же положения в законе с выгодой для чиновников.

В результате разных решений и постановлений налогоплательщики:

  1. не могут выработать однозначную линию поведения в конкретной хозяйственной ситуации;
  2. регулярно вынуждены доказывать правомерность своих действий;
  3. фактически должны оспаривать трактовку писем Минфина в суде.

Проблема коллизий, возникающих в налогообложении, имеет важное значение.

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный эволюционный и социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Между тем, пример развитых стран Евросоюза свидетельствует о том, что именно система налогообложения выступает одним из основных методов государственного регулирования экономики.

Таким образом, в следующем разделе рассмотрим пути совершенствования налоговой системы в России.

3.2 Пути совершенствования налоговой системы в России

Налоговый вопрос представляется одним из наиболее трудных в практике исполнения проводимой экономической реформы в России. В настоящий период отсутствует подход реформы, который подвергся бы такой серьезной критике и был бы объектом подобных горячих дискуссий, объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. Со стороны, налоговой системы это основной элемент рыночных взаимоотношений и во многом от нее зависит результат экономических преобразований в стране.

В налоговой системе России существует множество недочетов, проблем одной из которых остается ее преимущественно фискальная направленность. Заключается это в жестком порядке действий в отношении налогооблагаемой базы.[48]

Таким образом, в итоге получилось требование о надобности обособления налогового учета из системы бухгалтерского. В развитых зарубежных странах налогов и платежей намного меньше, чем в России в настоящее время. В России налоговой политике можно дать характеристику принципом «взять все, что можно». Достаточно вспомнить о росте страховых взносов. Необходимы средства для подъема сельского хозяйства и промышленности, а чтобы иметь средства государство вынужденно повышать налоги для доходной части бюджета в итоге ни одно юридическое или физическое лицо не в состоянии действительно оплатить все налоги при этом еще вносить средства в расширение и развитие производства. В связи с этим идет утаивание налогов, неплатежи и разрастается теневая экономика.