Файл: Сущность бюджетирования, периодичность, принципы и функции его разработки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и организационные основы  бюджетирования

1.1. Сущность и функции бюджетирования

1.2 Состав и характеристика бюджетного цикла

Бюджетный процесс на предприятии носит ярко выраженный циклический характер с периодом цикла, составляющим временной интервал, в течение которого осуществляется бюджетирование и на который собственно разрабатывается бюджет предприятия. Такой временной интервал называется бюджетным периодом, который, как правило, составляет один год.

Однако, процесс бюджетирования затрагивает не только тот период, к которому относится план – разработка плана (составление бюджета) должна начаться еще до начала бюджетного периода, а процедуры контроля за исполнением бюджета и окончательного его анализа завершается уже после окончания бюджетного периода.[7]

До начала бюджетного периода этапы подготовки бюджета объединены в фазу планирования. С началом бюджетного периода начинается фаза реализации, которая включает помимо исполнения бюджета все текущие аналитические процедуры. Подготовка итоговых отчетов и анализ ex-post формируют завершающую фазу бюджетного цикла.

Таким образом, бюджетный цикл, соответствующий одному бюджетному периоду, длится гораздо дольше, чем сам бюджетный период, поскольку начинается задолго до его начала и заканчивается после его завершения, когда уже длится фаза реализации следующего цикла. На практике получается, что через очень небольшой промежуток времени после завершения отчета об исполнении бюджета нужно начинать готовить следующий бюджет.

По структуре отражаемых и планируемых показателей, первые три рассмотренных бюджета, как правило, соответствуют основным формам бухгалтерской отчетности предприятия: отчету о прибылях и убытках, отчету о движении денежных средств и балансовому отчету – и являются их проекцией на бюджетируемый период. Все пять бюджетов, указанных выше, включая разрабатываемые детализированный бюджет расходов и бюджет заработной платы, консолидируются финансовым менеджером (бухгалтером) в главный бюджет предприятия.

Для построения гибкого бюджета необходимо четкое деление расходов на постоянные и переменные. Постоянные остаются неизменными или корректируются с учетом инфляции. Переменные рассчитываются как функция от определенного показателя (объемы реализации или закупок, использованные человеко-часы определенных категорий работников, размеры складских площадей и т.д.). Корректировки производятся по окончанию каждого месяца до 3 числа, следующего месяца. Выполнение или невыполнение бюджетной статьи определяется лишь при сравнении фактических расходов с откорректированными планами, а не с первоначально запланированными расходами.[8]

Кроме корректировки плановых показателей расходов, корректировке подвергаются плановые показатели товарных остатков на складе, товаров в пути, дебиторской и кредиторской задолженности. Перерасчет плановых значений данных балансовых показателей производится исходя из их плановой оборачиваемости. Принятие решений о выполнении или невыполнении планов можно осуществлять только при сравнении фактических данных с откорректированными. Также как и по расходам, все корректировки производятся до 3-го числа месяца, следующего за отчетным.

В результате анализа отклонений фактических значений показателей бюджета от запланированных, планы по месяцам могут быть пересмотрены решением Бюджетного Комитета для выполнения поставленных годовых планов (ключевых показателей). При систематическом невыполнении бюджетов (в течение 1 квартала) решением Бюджетного Комитета годовые планы могут быть изменены, а также пересмотрена стратегия.[9]

Таким образом, на современном этапе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия бюджетирование выступает одним из действенных инструментов технологии управления и контроля за финансовой работой предприятия и ее конечными результатами. Хорошо сформированная и отработанная система бюджетов на предприятии способна обеспечить возможность оперативного реагирования на форс-мажорные и непредвиденные ситуации, происходящие на предприятии (при условии постоянного контроля за исполнением бюджетов), отлично мотивирует персонал (все бюджеты распределены по центрам ответственности), формирует прочную наглядную связь между подразделениями предприятия, а также позволяет обеспечить четкий и грамотный контроль за финансовым состоянием и выстроить оптимальную структуру управления финансовой деятельностью предприятия. При этом, если в основу системы бюджетного управления и контроля на предприятии заложить определенные принципы бюджетирования, то финансовые менеджеры могут обеспечить повышение уровня управляемости и достижения финансово-экономических результатов деятельности предприятия. При построении системы бюджетирования важно понимание того, что при ее внедрении необходимо учитывать не только специальные принципы, но и базовые принципы управления финансовыми потоками на предприятии. Только использование всех принципов способно обеспечить эффективную реализацию всего бюджетного цикла на предприятии.

Глава 2. Анализ организации бюджета предприятия и результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «КОрона-Консалт»

2.1. Характеристика объекта исследования и анализ имущественного положения предприятия

2.2. Анализ бюджета предприятия, его составляющих

2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Бюджет коммерческих расходов, рассчитываемый маркетинговой службой предприятия в процентном отношении к объему продаж, включает: затраты на рекламу, комиссионные агентов, транспортные услуги.

Бюджет управленческих расходов - это расходы, связанные с содержанием органов управления предприятием: руководства предприятия, отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии, планово-экономической службы.

Бюджет себестоимости (затрат) продукции формируется на основе бюджетов материальных затрат, бюджета оплаты труда и бюджета накладных расходов. При этом управленческие и коммерческие расходы могут, как определяться по самостоятельным бюджетам, так и входить в бюджет накладных расходов с тем, чтобы сформировать бюджет себестоимости.

На основе приведенных данных составляется бюджет доходов и расходов, план денежных потоков.

Все подготовленные бюджеты увязываются между собой, уточняются и при необходимости корректируются, после чего подготавливаются три основных финансовых документа: бюджет доходов и расходов; бюджет движения (потока) денежных средств и бюджетный баланс. Разрабатывает эти документы финансовая служба предприятия.

Итоговым (сводным) документом финансового плана является бюджет доходов и расходов, который по форме соответствует бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках

Бюджет прибылей и убытков необходим для оценки рентабельности предприятия, для контроля за его хозяйственной деятельностью. Именно наличие прибыли в долгосрочной перспективе является залогом положительного сальдо отчета о движении платежных средств.

Таблица 3

Сравнения бюджета доходов и расходов на 2018 год с фактом

Показатель

Значение

Изменение

в тыс. руб.

тыс. руб.

± %

2017

план

2018

2018 г. к плану

2017 г. к плану

2018 г. к плану

2017 г. к плану

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Выручка

25344

25300

25374

74

-44

0,29

-0,17

2. Расходы по обычным видам деятельности

25072

23057

21300

-1757

-2015

-7,62

-8,04

3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)

272

2243

4074

1831

1971

81,63

724,63

4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

8

0

58

58

-8

-100,00

5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)

280

2243

4132

1889

1963

84,22

701,07

6. Проценты к уплате

19

0

12

12

-19

-100,00

7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

-230

-230

-889

-659

0

286,52

0,00

8. Чистая прибыль (убыток)  (5-6+7)

31

2473

3231

758

2442

30,65

7877,42


При планировании доходов и расходов учитываются результаты предыдущего периода и желаемых результат. Для формирования бюджета по доходам и расходам используются данные бухгалтерского учета за год с разбивкой по статьям доходов и расходов. Руководитель совместно с главным бухгалтером и руководителями отделов, в устной форме, определяют возможность получения дохода, и объемы расходов (в том числе возможность их снижения).

Один из наиболее важных бюджетов на предприятии - бюджет движения денежных средств, который позволяет определить реальную платежеспособность, выполнение финансовых обязательств.

При заполнении бюджета по доходам и расходам предприятие руководствуется следующим.

I. По доходам:

  • понятие «доход» стало нормативно-регламентированным в бухгалтерском учете, обобщающим такие экономические понятия, как активы, обязательства и капитал;
  • понятие «доход» в настоящее время является однозначным и под ним признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала предприятия;
  • хозяйственные операции, которые увеличивают активы на определенный период времени, не являются доходами. Например, получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг и другие поступления средств (предварительная оплата, поступления по договорам комиссии, экспертные пошлины, НДС, акцизы и т.п.) увеличивают средства, но принадлежат третьим лицам и не оказывают никакого влияния на увеличение капитала предприятия;
  • не всякое увеличение капитала может быть следствием роста дохода. Например, если собственник вкладывает дополнительные средства в капитал организации, то это к доходам не имеет никакого отношения, поскольку увеличивается вклад участников в капитал;
  • к доходам от обычных видов деятельности относятся доходы предприятия, которые, как правило, имеют постоянный характер и связаны с уставной производственно-финансовой, инвестиционной или другой деятельностью;
  • к операционным относятся доходы, которые не являются постоянным источником средств и зачастую не являются предметом деятельности организации. Эти доходы могут появиться на предприятии, а могут и не возникнуть.

II. По расходам:

  • к расходам относятся действия, приводящие к уменьшению капитала предприятия;
  • не признаются расходами затраты, которые непосредственно не влияют на формирование финансовых результатов. Например: выбытие активов по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам  в пользу комитента, принципала и т.п.; расходы по внесению средств предприятием в уставные (складочные) капиталы других акционерных обществ, а также приобретение ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); погашение кредита, займа, то есть основной суммы, а не проценты по ним; выбытие в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг и др.;
  • к расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг и продажей товаров, если эти виды работ предусмотрены в учредительных документах предприятия;
  • к операционным относятся расходы, которые, как правило, не являются предметом деятельности данного предприятия и могут возникнуть, а могут и не иметь места. При этом проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему в пользование денежных средств (кредитов, займов), включаются в состав операционных расходов и непосредственно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и списываются на балансовый счет «Прибыли и убытки». На этот же счет в составе операционных расходов списываются расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями.

Бюджет движения денежных средств можно вести от производственной, инвестиционной, финансовой и прочей деятельности. При его разработке следует обязательно учитывать изменения в дебиторской и кредиторской задолженности, по покупателям и поставщикам, снижение остатков материальных запасов и готовой продукции, возможности получения кредитов, гибкую ценовую политику, необходимость контроля за исполнением бюджета и другие факторы.

Далее составляется прогнозный баланс.

Прогнозный баланс формируется на базе отчетных данных бухгалтерского учета на конкретную дату по принятым на предприятии субсчетам бухгалтерского учета. Он показывает, какими средствами финансирования располагает предприятие и как используются данные средства, а также дает возможность управления активами и пассивами предприятия, ускорения оборачиваемости текущих активов и пассивов, оптимизации структуры источников финансирования.

В ООО «Корона-Консалт» бюджеты формируются на основании данных предыдущего года и учитываются лишь предполагаемые изменения, так при прогнозе на 2018 год предполагалось снижение стоимости внеоборотных активов за счет

Таблица 4

Сравнения прогнозного баланса на 2018 год с фактом

Показатель

Значение

Изменение

в тыс. руб.

тыс. руб.

± %

2017

план

.2018

2018 г. к плану

2017 г. к плану

2018 г. к плану

2017 г. к плану

1

2

3

4

5

6

7

8

Актив

1. Внеоборотные активы

1445

1359

153

-1206

-86

-88,74

-5,95

основные средства

1445

1359

153

-1206

-86

-88,74

-5,95

2. Оборотные, всего

3755

4011

4882

871

256

21,72

6,82

запасы

1093

990

336

-654

-103

-66,06

-9,42

денежные средства

124

250

2911

2661

126

1064,40

101,61

Баланс

5200

5370

5035

-335

170

-6,24

3,27

Пассив

1. Собственный капитал

771

2015

4002

1987

1244

98,61

161,35

3. Краткосрочные обязательства, всего

4429

3015

1033

-1982

-1414

-65,74

-31,93

заемные средства

439

501

132

-369

62

-73,65

14,12

Баланс

5200

5531

5035

-496

331

-8,97

6,37


Из приведенного прогноза видно, что на 2018 год было запланировано снижение стоимости внеоборотных активов на 86 тыс. руб., увеличения оборотных активов на 871 тыс. руб. за счет увеличения денежных средств. В пассиве баланса было запланировано увеличение собственного капитала за счет полученной прибыли на 1244 тыс.руб., но при этом снижение краткосрочных обязательств на 1414 тыс.руб. за счет снижения кредиторской задолженности и обязательств перед бюджетом.

Для прогноза баланса используются суммы оборотных активов (сырья, материалов, готовой продукции и т.п.) и дебиторской задолженности.

Источники формирования средств (пассивная часть баланса) определяются по собственным средствам, долгосрочным и краткосрочным кредитам, кредиторской задолженности и прочим текущим пассивам.

Эффективность бюджетирования в значительной степени зависит от возможности:

  • контроля за соблюдением бюджетов;
  • гибкости бюджета, то есть корректировки утвержденных бюджетов;
  • учета рисков и неопределенности;
  • взаимоувязки бюджетирования с системой материального стимулирования подразделений и персонала;
  • взаимосвязи двусторонней системы: «сверху вниз» и «снизу вверх»;
  • налаженной системы планирования работ подразделений и служб предприятия с определением целей, задач, сроков, объемов выполнения работ.

Итак, на основе данных бухгалтерского учета и результатов финансово-хозяйственной деятельности разрабатывается бюджет предприятия на текущий год.

2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования

В связи с ужесточением конкуренции на рынке, проблемы бюджетирования для ООО «Корона-Консалт» приобретают особую значимость. Основными направлениями их решения представляются:

  • исследование и адаптация зарубежных методик составления бюджета к современным условиям функционирования отечественных организаций, в том числе к существующей системе учета и контроля его исполнения;
  • разработка собственных методик бюджетирования, наиболее полно учитывающих отраслевые и специфические особенности конкретного предприятия;
  • использование и совершенствование современных информационных технологий поддержки управленческих решений в этой области.

Система планирования ООО «Корона-Консалт» включает:

  • определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;
  • оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
  • детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
  • детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

В менеджменте под целями понимают желаемый результат деятельности компании, к которому следует стремиться. Эти цели должны быть органически увязаны с миссией организации и разработаны с учетом информации, полученной из анализа внешней и внутренней среды.

Разрабатываются цели в два этапа:

  1. Определяют качественные цели (направление).
  2. Доказывают количественно взаимосвязь предложенных целей.

ООО «Корона-Консалт» обладает довольно высоким финансовым потенциалом, позволяющим ему развиваться, есть скрытые финансовые резервы, связанные с высокой оборачиваемостью, высоким уровнем рентабельности, что поможет, как минимум не ухудшить финансовое положение компании.

Наибольшей степенью реакции на изменения требований рынка характеризуется метод «снизу-вверх», так как исходный бюджет, разработанный в ООО «Корона-Консалт», непосредственно соприкасается с реальными рыночными проблемами, оказывается более адекватным ситуации.

Отправным пунктом в процессе бюджетирования являются цели ООО «Корона-Консалт» в бизнесе, поэтому так важно их сформулировать, а затем представить в количественном виде.

В условиях растущей неопределенности бюджет становится незаменимым инструментом управления. Большая неопределенность рынка, в которой приходится работать российским предпринимателям, обусловливает необходимость ведения краткосрочных бюджетов (например, ежемесячных), так как эффективное прогнозирование в средне- и долгосрочной перспективе маловероятно. В то же время краткосрочное бюджетирование не позволяет даже приблизительно оценить перспективность отдельного бизнеса и всего предприятия в целом. Наиболее разумной альтернативой является ведение сразу двух бюджетов - долгосрочного (1-5 лет) и краткосрочного (1-3 месяца).

В целях управления бюджет должен быть достаточно детализирован, так как при слишком агрегированных статьях затрат управление издержками становится затруднительным, бюджет теряет свою прозрачность.

Негативно на процесс бюджетирования влияют частые изменения статей доходов/расходов, особенно разделение одной статьи на несколько, и наоборот. Вследствие этого теряется сопоставимость бюджета с бюджетами прошлых периодов и затрудняется прогнозирование будущих бюджетов.

Типичной ошибкой планирования бюджета является то, что он зачастую основывается на показателях бюджетов предыдущих периодов. При планировании бюджета по принципу «от достигнутого» может проявляться отрицательная тенденция сохранения существовавшей ранее структуры расходов несмотря на возможные изменения условий хозяйствования и целей организации. В то же время при неизменности целей, условий и обстоятельств деятельности организации, при формировании бюджета полезно опираться на последние данные об ожидаемом исполнении бюджета текущего периода.