Файл: Сущность бюджетирования, периодичность, принципы и функции его разработки.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и организационные основы бюджетирования
1.1. Сущность и функции бюджетирования
1.2 Состав и характеристика бюджетного цикла
2.1. Характеристика объекта исследования и анализ имущественного положения предприятия
2.2. Анализ бюджета предприятия, его составляющих
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования
Необходимо также отнести совершенствование финансовой службы предприятия и повышения профессионального уровня финансовых менеджеров, экономистов и бухгалтеров.
Для повышения эффективности системы планирования руководитель ООО «Корона-Консалт» должен поставить две цели:
- перед коммерческой службой - увеличить услуги за счет использования исправной техники и механизмов другим организациям и добиться сверхплановой выручки;
- перед финансовой службой - снизить затраты и получить прибыль за счет прочей реализации и доходов по внереализационным операциям.
В рамках системы реализации должны конкретизироваться или подготавливаться к осуществлению все задания и мероприятия, намеченные в системе планирования. Здесь же проверяется их эффективность.
Для обеспечения сопоставимости плановых и фактических данных должны устанавливаться единые правила оценки бюджетных показателей при планировании и контроле исполнения бюджетов. Система учета должна предусматривать необходимые аналитические разрезы. Все отличия в правилах расчета показателей в системе бюджетирования от аналогичных показателей существующей системы учета должны специально оговариваться.
Необходимым условием функционирования системы бюджетирования и управления инвестициями предприятия является обеспечение ее информацией для формирования фактических данных об исполнении планов и бюджетов. Источниками такой информации должны служить существующие и разрабатываемые автоматизированные системы управленческого, бухгалтерского и налогового учета (1С либо другой альтернативный продукт).
В ходе проведенного исследования было определено, что бюджеты составляются агрегировано без подробной разбивки на доходы и расходы, что в свою очередь усложняет анализ эффективности деятельности предприятия. Поэтому при планировании необходимо составлять наиболее подробные бюджеты.
Заключение
В ходе проведенного исследования было определено, что бюджетирование - это бизнес-процесс, который позволяет планировать и управлять финансово-хозяйственную деятельность предприятия посредством составления бюджетов предприятия для достижения сформулированных собственником целей в будущем. С помощью бюджетирования осуществляется прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия, а также рациональное управление активами.
Любой бизнес имеет свою специфику бюджетирования. Она зависит от поставленных целей, объекта хозяйственной деятельности, от размера и качества ресурсов, находящихся в управлении. Поэтому на каждом предприятии бюджетирование является эксклюзивным инструментарием управления активами и финансовыми результатами.
На разных этапах бюджетирования изменяется и его функция. В начале отчетного периода бюджет задает вектор движения бизнеса, в конце – позволяет корректировать бизнес-процессы и тактические цели на анализе отклонений плана от факта.
Внедрение бюджетирования – это серьезный трудоемкий процесс разработки механизмов планирования и прогнозирования работы компании и средств контроля, а также масштабная реализация этих планов. В данном процессе должны участвовать не только топ-менеджеры, которых интересует компания и ее результаты в целом, но и те, кто непосредственно будет строить эти планы в разрезе отдельных статей бюджетов, для конкретных отделов и филиалов или по конкретным проектам.
Для каждого предприятия построение бизнес-процессов финансового планирования и выполнения планов, а также мер, которые принимаются для обеспечения их выполнения и повышения эффективности работы, являются уникальными. Однако есть общие понятия, рекомендации и инструменты, позволяющие стандартизировать эти процессы и добиться максимальных результатов. Для этого системному интегратору, выполняющему внедрение, необходимо изучить и четко понимать специфику работы автоматизируемой компании. С этой целью обязательно привлечение сотрудников компании, участвующих в автоматизируемых процессах на том или ином этапе. После чего будет проведен анализ текущих бизнес-процессов и выработаны рекомендации. Нередко при внедрении бюджетирования предприятие не только получает новые схемы взаимодействия между подразделениями, отделами и филиалами, но и четко распределяет права и обязанности между подразделениями, получив важную и полезную дополнительную информацию на основе проведенного обследования .
В ходе исследования были выделены типичные недостатки действующих на предприятиях систем бюджетирования:
- отсутствует четкое разграничение прав и обязанностей по уровням управления;
- система показателей управления непригодна для формирования обоснованных управленческих решений, а методология расчета показателей (таких как себестоимость, нормативы оборотных средств) не соответствует потребностям управления;
- отсутствует связь между бюджетом и системой поощрения и оценки деятельности подразделений и их руководства;
- не установлен регламент взаимодействия структурных подразделений в процессе формирования бюджетов и контроля за их исполнением;
- действующие на предприятии система и методы учета не соответствуют задачам управления или не являются достаточными;
- отсутствует взаимосвязь тактического уровня планирования со стратегией компании.
К проблемам бюджетирования можно отнести:
1) Отсутствие связи между бюджетами и стратегией компании.
2) Отсутствие комплексной финансовой модели компании.
3) Проблема реалистичности бюджетных показателей.
4) Проблема «ответственности».
5) Несогласованность бюджетных показателей.
6) Отсутствие взаимодействия бюджетов с другими системами на предприятии, главным образом с системой учета.
Для совершенствования системы бюджетирования необходимо:
- обеспечить связи системы бюджетирования с системой стратегического управления компании;
- повысить финансовую прозрачность бизнеса;
- структурировать систему разграничения полномочий и ответственности, повысить ответственность за финансовые результаты деятельности;
- обеспечить контроль достижения целевых показателей подразделениями компании;
- повысить эффективность использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов;
- обеспечить возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;
- обеспечить координацию деятельности подразделений в процессе формирования, корректировки и исполнения бюджетов;
- подготовка данных для системы планирования и управленческого учета компании на будущие периоды.
Предложенные рекомендации позволять совершенствовать систему бюджетирования на предприятии и позволит контролировать процесс финансово-хозяйственной деятельности.
Список использованной литературы
- Аньшин, В.М. Бюджетирование в компании: Современные технологии постановки и развития / В.М. Аньшин, И.Н. Царьков, А.Ю. Яковлева: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2016. – 425 с.
- Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. / Л. Е. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2017. - 259с.
- Васильева, Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – М.: КНОРУС, 2015. – 544 с.
- Васильченко, М.Д. Планирование на предприятии. Шпаргалки / М.Д. Васильченко. – М.: Эксмо, 2016. — 32 с.
- Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. / Л.П. Владимирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 400с.
- Волнин, В.А. Бюджетирование как инструмент достижения конкурентных преимуществ предприятия: от оптимизации затрат к созданию стоимости / В.А. Волнин // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2017. - № 4. - С. 19 - 28.
- Добровольский Е. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский, Б. Карабанов – СПб.: Пи-тер, 2016. – 186 с.
- Дронченко О.Б. Принципы эффективного бюджетирования / О.Б. Дронченко // Финансовый директор. – 2019. - №5. – С. 11-15.
- Дроченко О.Б. Принципы эффективного бюджетирования. // Финансовый директор. - 2018. - №5 - С.56.
- Духонин Е. Управление эффективностью бизнеса / Под. ред. Генса Г.В. М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 269с.
- Земитан Г. Обзор российских систем бюджетирования / Г. Земитан // Финансовый директор. - 2018. - №11. – С. 7-12.
- Ириков В.А. Технология финансово-экономического планирования на фирме. / В.В. Ириков, И.В. Ириков. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 48 с.
- Исаев, Д. Корпоративное планирование и бюджетирование в современной экономической среде / Д.Исаев // Финансовая газета. - 2018. - № 12. - С. 15.-17
- Каверина, О.Д. Управленческий учет. Системы, методы, процедуры. / О.Д.Каверина. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 352 с.
- Лихачева, О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2017. - 64с.
- Молвинский, А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования / А. Молвинский // Финансовый директор. – 2018. - №6. - С.15-18.
- Рэчлин Р. Эффективное бюджетирование бизнеса / Р. Рэчлин. - М.: Интернет трейдинг, 2016. - 269с.
- Тимофеева, М. Диагностика системы бюджетирования / М.Тимофеева // Консультант. - 2017. - № 5. - С. 18 - 22.
- Чулихин, А. Распределение ответственности при бюджетировании / А. Чулихин // Консультант. – 2018. – № 17. – С. 31 – 37.