Файл: Сущность бюджетирования, периодичность, принципы и функции его разработки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и организационные основы  бюджетирования

1.1. Сущность и функции бюджетирования

1.2 Состав и характеристика бюджетного цикла

Бюджетный процесс на предприятии носит ярко выраженный циклический характер с периодом цикла, составляющим временной интервал, в течение которого осуществляется бюджетирование и на который собственно разрабатывается бюджет предприятия. Такой временной интервал называется бюджетным периодом, который, как правило, составляет один год.

Однако, процесс бюджетирования затрагивает не только тот период, к которому относится план – разработка плана (составление бюджета) должна начаться еще до начала бюджетного периода, а процедуры контроля за исполнением бюджета и окончательного его анализа завершается уже после окончания бюджетного периода.[7]

До начала бюджетного периода этапы подготовки бюджета объединены в фазу планирования. С началом бюджетного периода начинается фаза реализации, которая включает помимо исполнения бюджета все текущие аналитические процедуры. Подготовка итоговых отчетов и анализ ex-post формируют завершающую фазу бюджетного цикла.

Таким образом, бюджетный цикл, соответствующий одному бюджетному периоду, длится гораздо дольше, чем сам бюджетный период, поскольку начинается задолго до его начала и заканчивается после его завершения, когда уже длится фаза реализации следующего цикла. На практике получается, что через очень небольшой промежуток времени после завершения отчета об исполнении бюджета нужно начинать готовить следующий бюджет.

По структуре отражаемых и планируемых показателей, первые три рассмотренных бюджета, как правило, соответствуют основным формам бухгалтерской отчетности предприятия: отчету о прибылях и убытках, отчету о движении денежных средств и балансовому отчету – и являются их проекцией на бюджетируемый период. Все пять бюджетов, указанных выше, включая разрабатываемые детализированный бюджет расходов и бюджет заработной платы, консолидируются финансовым менеджером (бухгалтером) в главный бюджет предприятия.

Для построения гибкого бюджета необходимо четкое деление расходов на постоянные и переменные. Постоянные остаются неизменными или корректируются с учетом инфляции. Переменные рассчитываются как функция от определенного показателя (объемы реализации или закупок, использованные человеко-часы определенных категорий работников, размеры складских площадей и т.д.). Корректировки производятся по окончанию каждого месяца до 3 числа, следующего месяца. Выполнение или невыполнение бюджетной статьи определяется лишь при сравнении фактических расходов с откорректированными планами, а не с первоначально запланированными расходами.[8]

Кроме корректировки плановых показателей расходов, корректировке подвергаются плановые показатели товарных остатков на складе, товаров в пути, дебиторской и кредиторской задолженности. Перерасчет плановых значений данных балансовых показателей производится исходя из их плановой оборачиваемости. Принятие решений о выполнении или невыполнении планов можно осуществлять только при сравнении фактических данных с откорректированными. Также как и по расходам, все корректировки производятся до 3-го числа месяца, следующего за отчетным.

В результате анализа отклонений фактических значений показателей бюджета от запланированных, планы по месяцам могут быть пересмотрены решением Бюджетного Комитета для выполнения поставленных годовых планов (ключевых показателей). При систематическом невыполнении бюджетов (в течение 1 квартала) решением Бюджетного Комитета годовые планы могут быть изменены, а также пересмотрена стратегия.[9]

Таким образом, на современном этапе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия бюджетирование выступает одним из действенных инструментов технологии управления и контроля за финансовой работой предприятия и ее конечными результатами. Хорошо сформированная и отработанная система бюджетов на предприятии способна обеспечить возможность оперативного реагирования на форс-мажорные и непредвиденные ситуации, происходящие на предприятии (при условии постоянного контроля за исполнением бюджетов), отлично мотивирует персонал (все бюджеты распределены по центрам ответственности), формирует прочную наглядную связь между подразделениями предприятия, а также позволяет обеспечить четкий и грамотный контроль за финансовым состоянием и выстроить оптимальную структуру управления финансовой деятельностью предприятия. При этом, если в основу системы бюджетного управления и контроля на предприятии заложить определенные принципы бюджетирования, то финансовые менеджеры могут обеспечить повышение уровня управляемости и достижения финансово-экономических результатов деятельности предприятия. При построении системы бюджетирования важно понимание того, что при ее внедрении необходимо учитывать не только специальные принципы, но и базовые принципы управления финансовыми потоками на предприятии. Только использование всех принципов способно обеспечить эффективную реализацию всего бюджетного цикла на предприятии.

Глава 2. Анализ организации бюджета предприятия и результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «КОрона-Консалт»

2.1. Характеристика объекта исследования и анализ имущественного положения предприятия

2.2. Анализ бюджета предприятия, его составляющих

2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таким образом, бюджетный цикл, соответствующий одному бюджетному периоду, длится гораздо дольше, чем сам бюджетный период, поскольку начинается задолго до его начала и заканчивается после его завершения, когда уже длится фаза реализации следующего цикла. На практике получается, что через очень небольшой промежуток времени после завершения отчета об исполнении бюджета нужно начинать готовить следующий бюджет.

По структуре отражаемых и планируемых показателей, первые три рассмотренных бюджета, как правило, соответствуют основным формам бухгалтерской отчетности предприятия: отчету о прибылях и убытках, отчету о движении денежных средств и балансовому отчету – и являются их проекцией на бюджетируемый период. Все пять бюджетов, указанных выше, включая разрабатываемые детализированный бюджет расходов и бюджет заработной платы, консолидируются финансовым менеджером (бухгалтером) в главный бюджет предприятия.

Для построения гибкого бюджета необходимо четкое деление расходов на постоянные и переменные. Постоянные остаются неизменными или корректируются с учетом инфляции. Переменные рассчитываются как функция от определенного показателя (объемы реализации или закупок, использованные человеко-часы определенных категорий работников, размеры складских площадей и т.д.). Корректировки производятся по окончанию каждого месяца до 3 числа, следующего месяца. Выполнение или невыполнение бюджетной статьи определяется лишь при сравнении фактических расходов с откорректированными планами, а не с первоначально запланированными расходами.[8]

Кроме корректировки плановых показателей расходов, корректировке подвергаются плановые показатели товарных остатков на складе, товаров в пути, дебиторской и кредиторской задолженности. Перерасчет плановых значений данных балансовых показателей производится исходя из их плановой оборачиваемости. Принятие решений о выполнении или невыполнении планов можно осуществлять только при сравнении фактических данных с откорректированными. Также как и по расходам, все корректировки производятся до 3-го числа месяца, следующего за отчетным.

В результате анализа отклонений фактических значений показателей бюджета от запланированных, планы по месяцам могут быть пересмотрены решением Бюджетного Комитета для выполнения поставленных годовых планов (ключевых показателей). При систематическом невыполнении бюджетов (в течение 1 квартала) решением Бюджетного Комитета годовые планы могут быть изменены, а также пересмотрена стратегия.[9]


Таким образом, на современном этапе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия бюджетирование выступает одним из действенных инструментов технологии управления и контроля за финансовой работой предприятия и ее конечными результатами. Хорошо сформированная и отработанная система бюджетов на предприятии способна обеспечить возможность оперативного реагирования на форс-мажорные и непредвиденные ситуации, происходящие на предприятии (при условии постоянного контроля за исполнением бюджетов), отлично мотивирует персонал (все бюджеты распределены по центрам ответственности), формирует прочную наглядную связь между подразделениями предприятия, а также позволяет обеспечить четкий и грамотный контроль за финансовым состоянием и выстроить оптимальную структуру управления финансовой деятельностью предприятия. При этом, если в основу системы бюджетного управления и контроля на предприятии заложить определенные принципы бюджетирования, то финансовые менеджеры могут обеспечить повышение уровня управляемости и достижения финансово-экономических результатов деятельности предприятия. При построении системы бюджетирования важно понимание того, что при ее внедрении необходимо учитывать не только специальные принципы, но и базовые принципы управления финансовыми потоками на предприятии. Только использование всех принципов способно обеспечить эффективную реализацию всего бюджетного цикла на предприятии.

Глава 2. Анализ организации бюджета предприятия и результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «КОрона-Консалт»

2.1. Характеристика объекта исследования и анализ имущественного положения предприятия

Компания зарегистрирована 26 марта 2004 года регистратором Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №9 по Санкт-Петербургу.

Компания ООО «Корона-Консалт» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

1.Предоставление прочих видов услуг: Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием

2. Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (Основной вид деятельности)

3. Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами: Оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе)


4. Деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров(Дополнительный вид деятельности)

5. Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами: Прочая оптовая торговля (Дополнительный вид деятельности)

6. Производство и размещение рекламы (является основным видом деятельности).

Структура ООО «Корона-Консалт» полностью отражает цели работы предприятия и объем предоставляемых им услуг:

  • Отдел по работе с клиентами.
  • Творческий отдел.
  • Производственный отдел.
  • Административный отдел.

Далее проведем анализ структуры имущества и источников его формирования (табл.1).

Соотношение основных качественных групп активов организации на 31 декабря 2018 г. характеризуется значительной долей (97%) текущих активов и незначительным процентом внеоборотных средств.

Таблица 1

Структура имущества и источники его формирования

Показатель

Значение

Изменение

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.

± %

2017

.2018

2017

2018

1

2

3

4

5

6

7

Актив

1. Внеоборотные активы

1 445

153

27,8

3

-1 292

-89,4

основные средства

1 445

153

27,8

3

-1 292

-89,4

2. Оборотные, всего

3 755

4 882

72,2

97

+1 127

30

запасы

1 093

336

21

6,7

-757

-69,3

денежные средства

124

2 911

2,4

57,8

+2 787

+23,5 раза

Баланс

5 200

5 035

100

100

-165

-3,2

Пассив

1. Собственный капитал

771

4 002

14,8

79,5

+3 231

+5,2 раза

3. Краткосрочные обязательства, всего

4 429

1 033

85,2

20,5

-3 396

-76,7

заемные средства

439

132

8,4

2,6

-307

-69,9

Баланс

5 200

5 035

100

100

-165

-3,2


Активы организации за последний год изменились несущественно (на 3,2%). Хотя имело место уменьшение активов, собственный капитал увеличился в 5,2 раза, что, в целом, свидетельствует о положительной динамике имущественного положения организации.

Рисунок 2. Структура активов организации за 2017 г.

Рисунок 3. Структура активов организации за 2018 г.

Снижение величины активов организации связано со снижением следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех отрицательно изменившихся статей):

  • основные средства – 1 292 тыс. руб. (43,8%)
  • прочие оборотные активы – 903 тыс. руб. (30,6%)
  • запасы – 757 тыс. руб. (25,6%)

Рисунок 4. Структура пассивов организации

Одновременно, в пассиве баланса снижение наблюдается по строкам:

  • кредиторская задолженность – 3 089 тыс. руб. (91%)
  • краткосрочные заемные средства – 307 тыс. руб. (9%)

Среди положительно изменившихся статей баланса можно выделить «денежные средства и денежные эквиваленты» в активе и «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в пассиве (+2 787 тыс. руб. и +3 231 тыс. руб. соответственно).

Собственный капитал организации на 31.12.2018 составил 4 002,0 тыс. руб., что намного (в 5,2 раза) больше, чем на 31.12.2017.

Таблица 2

Оценка стоимости чистых активов организации

Показатель

Значение

Изменение

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

в тыс. руб.

%

2017

.2018

2017

2018

1

2

3

4

5

6

7

1. Чистые активы

771

4 002

14,8

79,5

+3 231

+5,2 раза

2. Уставный капитал

3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1-стр.2)

771

4 002

14,8

79,5

+3 231

+5,2 раза


Имеющаяся величина чистых активов положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. К тому же, определив текущее состояние показателя, следует отметить увеличение чистых активов в 5,2 раза за анализируемый период. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку. На следующем графике наглядно представлена динамика чистых активов и уставного капитал организации.

2.2. Анализ бюджета предприятия, его составляющих

На основании прогнозирования цены продаж составляется план продаж в стоимостном выражении, рассчитывается ряд показателей финансовой деятельности предприятия, формируются его себестоимость и эффективность производства. Бюджет продаж составляется на основании данных предшествующего года планируемому с корректировкой на предполагаемое увеличение (снижение) объемов.

Далее разрабатывается бюджет затрат, которые необходимы предприятию для осуществления деятельности.

Бюджет материальных затрат формируется в зависимости от остатков материальных затрат (сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, запчастей и т.п.) на складах предприятия и бюджета производства. При этом потребность в материалах ведется на базе норм расхода сырья и материалов, длительности технологического цикла, загрузки оборудования и площадей, сроков поставки материала, объемов закупки, наличия страховых запасов. При необходимости бюджет материальных затрат осуществляется с достаточной степенью детализации и спецификации основных и вспомогательных материалов. При разработке бюджета прямых материальных затрат крайне важно определить и обосновать объем закупок материальных ресурсов с учетом сроков и условий погашения кредиторской задолженности за ресурсы. Объем закупок (Оз) определяют по формуле:

Оз = Оисп + Зк – Зн, (1)

где Оисп — объем использования материальных ресурсов;

Зк — запасы материалов на конец планируемого периода;

Зн — запасы материалов на начало периода.

Бюджет оплаты труда включает расчеты по трудоемкости производственной программы и отдельных видов продукции, а также определения среднего уровня почасовой оплаты труда, исходя из действующих норм затрат и норм оплаты труда по различным категориям работающих.

В бюджете накладных расходов определяются общехозяйственные расходы: командировки; амортизация основных средств; подготовка кадров.