Файл: Японская модель менеджмента (Менеджмент и его теоретические особенности).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Менеджмент и его теоретические особенности
1.2 Базовые модели управления и их сущность
2.1 Японский менеджмент и его характеристики
2.2 Сравнение американской, японской и российской модели менеджмента
3.1 Общая характеристика ЗАО «Элегия»
3.2 Исследование механизма трудовой мотивации и стимулирования в компании
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе необходимо изучить особенности японского опыта менеджмента и возможности его применения в условиях России.
Актуальность изучения моделей управления за рубежом и внедрения на российских предприятиях обусловлена, прежде всего, особенностью современного этапа развития экономики страны, которое требует повышения конкурентных преимуществ, а также влиянием глобального экономического кризиса.
Таким образом, целью работы является исследование особенностей эффективности применения методов управления.
Так, для России интересен опыт развитых стран.
Вообще, за всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. Вышесказанным объясняется актуальность проблемы изучения истории американской и японской модели менеджмента, а следовательно и данной работы. Цель данной работы – изучить особенности американского и японского менеджмента. Задачи работы:
- определение сущности понятия «модель управления» и их классификация;
- выявление сущности американской модели управления;
- определение особенностей японской модели управления;
- проведение сравнительной характеристики российской и японской модели управления;
- рассмотрение особенностей управления организацией в России на примере.
Объектом исследования является модель управления, предметом исследования - модель американского и японского менеджмента. Теоретическую основу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов, исследующих комплекс проблем в области разработки и реализации стратегий.
Для написания работы были использованы материалы исследований следующих экономистов:
- Барышников Ю.Н.,
- Блячман Л.С.,
- Галенко В.П.,
- Гришин Р.И.,
- Игнатьева В.В.,
- Максимцов М.М.,
- Мошкова В.,
- Токарская Н.М. и т.д.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава – «Теоретические аспекты моделей управления», посвящена особенностям сущности менеджмента и основных моделей.
Во второй главе «Сравнительный анализ российской и японской модели управления» представлены данные о моделях менеджмента на примере Японии, России, а также проведена их сравнительная характеристика.
Третья часть содержит практический пример.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Менеджмент и его теоретические особенности
Эволюционный процесс менеджмента (управления) занимал значительное время, однако, несмотря на длительный период развития менеджмента, управление носило чисто практический характер и до нашего времени не рассматривалось как наука о системном подходе к способам и средствам управления организацией.
Наиболее активное развитие направлений научной мысли и научных положения управления приходится на наше время, когда наиболее активно разрабатываются подходы и действия школ менеджмента.
Чтобы считаться организацией, некоторая группа людей должна соответствовать определенным требованиям[1]:
- наличие хотя бы одной цели, которую принимают члены группы как общую для себя;
- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь общей цели.
Таким образом, получается, что организация - это группа людей, которая сознательно координирует свои усилия для достижения общих целей, т. е. управляется. Управление - это целенаправленное воздействие на объект для достижения требуемого результата.
В рамках изучения данной темы необходимым является определение сходств и различий в понятиях менеджмента и управления.
Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. Понятие «менеджмент» относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией.
В теории управления производственно-хозяйственными и социально-экономическими системами, рассматривается три уровня:
- управление народным хозяйством государства;
- управление отраслями, регионами;
- уровень отдельных предприятий и организаций.
Менеджмент, как правило, рассматривает уровень отдельных предприятий[2].
Управление
Административная система
Менеджмент
Рис.1. Менеджмент в системе управления
Так, управление подразделяется на два вида:
- административную систему,
- менеджмент.
Административная система - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе.
Менеджмент - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.
В настоящее время существенная роль отводится определению сущности стратегического управления.
Существует множество определений стратегического управления.
Во-первых, стратегическое управление есть процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения. Во-вторых, стратегическое управление - это теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей. Таким образом, сущность стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации такой стратегии развития, которая обеспечит выживание и конкурентоспособность предприятия в условиях нестабильной внешней среды.
Британская школа в лице Дэвида Кэмбела, Джорджа Стоунхауса и Билла Хьюстона трактует стратегическое управление как процесс, который содержит три четко обозначенные стадии:
- стратегический анализ;
- стратегический выбор;
- реализация стратегии и менеджмент.
Американцы Артур Томпсон-младший и Лонни Стрикленд выделяют пять управленческих задач:
- формирование стратегического видения и миссии компании;
- постановка целей;
- разработка стратегии;
- реализация стратегии;
- оценка результатов деятельности, отслеживание изменений и корректировка предыдущих задач. В ходе сравнения становится ясно, что американцы, упуская первую, детализируют вторую и третью стадии, предложенные британцами.
На первом этапе стратегического управления характеризуются сильные и слабые стороны предприятия.
На втором и третьем этапе стратегического управления происходит формирование стратегического видения, миссии компании и постановка целей - применяется метод управления по целям.
Управление становится более эффективным, когда усилия менеджеров направлены на цели и результаты. Ценность результатов повышается, когда методы управления позволяют программировать действия с учетом реальных ограничений по времени и объемам затрат, и уменьшается, когда работы начинаются до завершения их программирования, что неизбежно ведет к дорогостоящим корректировкам.
Характерная черта современного управления организации — это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешнего окружения.
В системе менеджмента существенная роль отводится его кадровой составляющей.
Кадровый менеджмент - менеджмент, направленный на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации.
Понимание менеджмента как типа управления (кадрового менеджмента) в меньшей мере выражено в западных учебниках по менеджменту, потому что там управление формировалось в процессах естественного развития рыночной экономики. Но для России такое понимание более важно и в определенной мере закономерно, потому что в истории развития экономики России были периоды, при которых как в масштабах народного хозяйства в целом, так и в масштабах каждого отдельного государственного предприятия сложились традиции административного управления. Менеджмент для России означает реформирование экономики, использование экономических рычагов управления, изменение системы управления по потребностям и условиям рыночных отношений.
Основными признаками менеджмента как типа управления можно считать следующие:
- исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это находит свое выражение как в управлении внутренними процессами деятельности людей, так и процессами поведения фирмы во внешней социально-экономической среде;
- в подходах, принципах и методах управления отдается явный приоритет экономическим средствам и методам управления. Наиболее явно это проявляется в маркетинге - управлении, ставящем в центр внимания интересы потребителя;
- менеджменту присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований к менеджеру и персоналу. Менеджменту надо учиться, осваивая область экономических и социально-психологических знаний;
- в организационном отношении для менеджмента характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями, организация инновационного типа, т.е. отзывчивая к нововведениям;
- менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Главными среди них являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность. Эти качества играют важную роль в проявлении искусства управления. Нередко менеджмент вообще отождествляют с искусством управления.
Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования[3].
Вообще, люди являются главным ресурсом любой организации. Без них организация не сможет существовать, и, тем более, достичь своих целей. Поэтому управление персоналом имеет самое важное значение для всех без исключения организаций. Обычно руководством трудовыми ресурсами в больших организациях занимаются специально подготовленные профессионалы, работники отделов кадров. Но также важно, чтобы и все остальные руководители понимали методы управления персоналом.
Рис. 2. Компоненты управления трудовыми ресурсами[4]
Управление персоналом - это управление человеческими отношениями, способами взаимодействия людей на производстве.
В основе теорий управления человеческими отношениями лежит определенное представление о модели человека - работника с точки зрения системы его потребностей, которые являются наиболее значимыми для того, чтобы их можно было использовать для побуждения к эффективному труду[5].
Основные функции управления персоналом сводятся к следующему:
- руководство - разнообразные способы побуждения человека к каким-либо действиям (руководитель как тип лидера);
- общение - способы и характер общения людей на производстве (механизмы передачи информации);
- мотивация - создание системы стимулов работать с отдачей (материальные, моральные стимулы, моральный дух и т.д.).
Далее рассмотрим особенности зарубежного опыта управления трудовыми ресурсами.
1.2 Базовые модели управления и их сущность
Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях. (Таблица 1).
Таблица 1.
Базовые модели управления и их характеристика
Организация типа "А" (американская модель) |
Организация типа "j" (японская модель) |
Организация типа "Z" (маркетинговая модель) |
Найм работников на относительно короткое время |
Пожизненный найм работников |
Долгосрочный найм |
Индивидуальное принятие решений |
Коллективное принятие решений |
Коллективное принятие решений |
Индивидуальная ответственность |
Коллективная ответственность |
Индивидуальная ответственность |
Быстрое развитие и продвижение |
Медленное развитие и продвижение |
Медленное развитие и продвижение |
Механизмы явного, точного контроля |
Механизмы косвенного контроля |
Косвенный неформальный контроль с точными, формализированными критериями |
Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали) |
Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход) |
Умеренно специализированная карьера работников |
Избирательное (дифференцированное)отношение к работнику как к таковому |
Холистический (целостный) подход к работнику как личности |
Холистический подход, включая семью |