Файл: Японская модель менеджмента (Менеджмент и его теоретические особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод по главе 1:

В процессе написания данной главы было выяснено, что категория «модель управления» является одной из ключевых в науке и практике управления.

Модель управления - это теоретически выстроенная целостная совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде.

Модели управления классифицируются по различным признакам, одним из которых является территориальный.

По территориальному происхождению и месту широкой адаптации, как было выяснено, модель управления может быть: российской, американской, японской, шведской, германской, бразильской, советской и т.д.

В рамках данной темы работы интересно наиболее подробно изучить особенности американской и японской модели управления организацией.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ (МЕНЕДЖМЕНТА) И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

2.1 Японский менеджмент и его характеристики

Япония является одной из наиболее развитых стран современности.

В настоящее время Японии развиты высокие технологии (электроника и робототехника), транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение.

Основные секторы народного хозяйства:

  • сфера услуг 72 %;
  • промышленность 26,5 %;
  • сельское хозяйство 1,4 %.

В Японии на 50% экономический рост был обусловлен увеличением использования труда и капитала, остальная часть — ростом производительности труда. Основным фактором роста в Японии является увеличение капиталовложений.

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.

Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.


На первый план при рассмотрении японского менеджмента сразу же выходит группизм, который определял механизм функционирования японского социума на протяжении многих веков. Говоря о группизме, следует иметь в виду коллективизм в принятии решений, стремление к консенсусу, снятию личной ответственности.

Таким образом, в то время как европейская организационная модель представляет собой собрание индивидуальностей, японская является собранием группистски настроенных лиц, достижение консенсуса возможно лишь тогда, когда партнеры понимают настроения и сопереживают друг-другу.

Кроме группизма, важнейшим составляющим процесса управления является консенсус и связанную с ним конформистскую культуру, которая всегда превыше всего ставила единодушие, а не принятие решения большинством голосов.

Важной чертой японской модели менеджмента является особая роль невербальных средств коммуникации, приоритет контекста над смыслом, физического общения над формально – иерархическим

Отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском предприятии. Требования экономии и бережливости непосредственно связаны с выпуском высококачественной продукции.

Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей[6]5.

Далее проведем сравнительную характеристику американской и японской моделей менеджмента.

2.2 Сравнение американской, японской и российской модели менеджмента

Каждая компания, работающая сегодня на российском рынке, имеет достаточно много схожих черт и характеристик, которые отражают «особенности национального бизнеса». Более чем 10 лет существования российского рынка позволяет говорить о формировании российской модели менеджмента (наряду с японской или американской, китайской или польской). При этом она впитала в себя несколько источников: методы советского управления, западные технологии управления, решения на уровне «здравого смысла».

Постсоветская модель управления характерна для многих бывших советских предприятий: руководство использует привычные методы управления, мотивации, принятия решений.


Западная модель менеджмента типична для компаний с участием иностранного капитала или же для новых коммерческих структур, внедряющих четкие процедуры, системы коммуникаций, принципы обучения. Здесь основные проблемы лежат в области адаптации западных технологий к российским условиям.

Менеджмент «здравого смысла» – модель, характерная для малого и среднего бизнеса, когда энергии и энтузиазма лидеров еще достаточно для решения необходимых вопросов. Это был выбор десятков и сотен малых и средних компаний, возникших на заре перестройки – кооперативы, арендные и подрядные предприятия и т. д.[7]

Таким образом, базой современной российской модели управления можно считать и американскую, и японскую модифицированную модель.

Так, важно определить разницу между принятием управленческих решений в российских и зарубежных компаниях (США и Японии).

 Вообще, в США существует трехступенчатая подготовка: 1.средняя школа; 2. университет, колледж с получением степени бакалавра; 3. обучение 2 года по магистерским программам + не менее 2 лет практической работы.

В Японии существует 3 школы бизнеса в основном для тех, кто хочет работать за границей. Руководителей для японских фирм готовят сами организации на основе концепции «обучение посредством опыта». Лишь около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. В настоящее время происходит сближение различных школ, стандартизация образования. Модели различаются по следующим признакам:

Преобладающий метод управления: В США и Западной Европе, Японии - экономический, дополнен командным и социально-психологическим. В России - командный, дополнен экономическим и немного социально-психологическим.

Преобладающий стиль руководства: В США и Западной Европе - консультативно-демократический или благосклонно-авторитарный. В России - эксплуататорско-авторитарный или авторитарно-пассивный. Япония - основанный на участии или консультативно-демократический.

Сосредоточенность менеджеров: В США и Западной Европе - на деле или на людях, или на том и другом. В России - на себе или на деле или на том и другом. В Японии - на людях и на деле.

Преобладающий тип управленческих решений: В США и Западной Европе - единолично-консультативный или компромисс. В России - сугубо единоличный или единолично-консультативный. В Японии - конценсус или компромисс.

Структура управленческих решений: в США и Западной Европе - короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения. В России - очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения. В случае провала оправдание: «хотели как лучше, получилось как всегда». В Японии - длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения.


Преобладающий тип мотивации как процесс настройки на труд: В США и Западной Европе - мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов. Россия - мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе досужих домыслов руководителей, мотивация принуждением и отсутствие мотивации. Япония - мотивация работы на фирму. Формирование корпоративного сознания.

Планирование: В США и Западной Европе - упор на долгосрочное стратегическое планирование. Россия - работа на основе краткосрочных планов или бесплановая. Япония - тщательное стратегическое и тактическое планирование.

Демократизация производства: В США и Западной Европе - умеренное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Япония - активное привлечение работников к управлению.

Автоматизация управленческих решений: В США и Западной Европе - высокая и очень высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - очень высокая и высокая.

Организационная культура: В США и Западной Европе - высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - высокая.

Назначение на высокую руководящую должность: В США и Западной Европе - требуется высокая профессиональная квалификация и опыт успешной работы. Россия - необходимы личные связи, иногда требуются формальные основания в виде диплома или некоторого опыта работы на какой-либо руководящей должности. В Японии - обязательно базовое высшее образование (предпочтительно университетское) плюс наличие степени как результата защиты новой научно-практической работы[8].

Вывод по главе 2:

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в нацио­нальных характерах людей, определяемых различиями геогра­фических, исторических, социальных, культурных и др. усло­вий их формирования.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высо­коквалифицированным и активным персоналом. Поэтому моти­вации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала. В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объе­мов информации, принятию обоснованных решений.

Также было выяснено, что многие российские предприятия осуществляют свою деятельность на основе американской модели управления, но иногда встречается и ориентация на японскую модель, (например при четкой ориентации на людские ресурсы. Ярко выраженной социальной направленности, постоянном стимулировании мотивации труда и т.д.).


ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ОРИЕНТАЦИИ НА ЯПОНСКУЮ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В КОМПАНИИ

3.1 Общая характеристика ЗАО «Элегия»

Рассматриваемая компания «Элегия» является закрытым акционерным обществом. Высшим должностным лицом является Генеральный директор.

Число работающих: 20 человек.

Фирма является хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, товарный знак.

Предприятие создано на основе Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом.

Предприятие занимается продажей парфюмерно- косметической продукции. По виду деятельности является торговой организацией.

Предприятие строит свои отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах деятельности на основе договоров. Предприятие реализует товары по ценам и тарифам, установленным предприятием. Обладает хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установлении цен, оплаты труда, распределении чистой прибыли.

ЗАО «Элегия» взаимодействует с большим числом поставщиков и имеет постоянных клиентов. У ЗАО «Элегия» сложились прочные связи с поставщиками. Закупка товаров осуществляется из Росии, Франции, Польши, Японии, Швеции и Германии. Основными потребителями ЗАО «Элегия» являются жители города Москвы и Подмосковья.

Отношения работников и предприятия складываются на условиях трудовых договоров.

Прекращение работы предприятия может осуществляться путем его ликвидации, либо реорганизации на условиях и в порядке, предусмотренным законодательством.