Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика государства: цели, содержание и виды.)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• налоговая политика;

• бюджетная политика;

• денежно-кредитная политика;

• ценовая политика;

• таможенная политика;

• социальная политика;

• инвестиционная политика;

• внешнеторговая политика.

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов:

достижение социальной стабильности в обществе;

восстановление государственных финансов;

восстановление нормального функционирования банковского сектора;

поддержание баланса товарных и денежных потоков;

достижение финансовой и экономической независимости и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;

создание равных условий в фискальной сфере для регионов;

меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Важнейшим компонентом финансовой политики является налоговая политика. В этом случае следует учитывать интересы государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать, чтобы бюджет получал такой объем ресурсов, который достаточен для выполнения взятых государством обязательств. В то же время налогообложение не должно препятствовать эффективной и законной деятельности налогоплательщиков и должно носить конфискационный характер. Только увеличение национального богатства, включая увеличение индивидуальных доходов, может обеспечить стабильное увеличение налоговой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых налоговых условий как для государства, так и для участников рынка, что улучшило бы финансовое положение реального сектора экономики. Ее основные задачи:

дальнейшая комплексная реформа внутреннего налогового законодательства с целью оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

оптимизация налоговых и таможенных льгот и преференций;

создание единого реестра налогоплательщиков;

усиление налогового администрирования;

реструктуризация в обоснованных случаях штрафов и пени за платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика сводится к:

• определение доли валового внутреннего продукта, привлеченного в бюджет;

• установление оптимальных отношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;

• оптимизация структуры бюджетных расходов;

• распределение расходов между бюджетами разных уровней;

• определение доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;


• управление государственным долгом;

• определение источников финансирования дефицита бюджета и др.

В современных условиях к актуальным задачам фискальной политики относятся:

принятие мер по экономии государственных средств;

централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

принимая меры по перечислению дивидендов по акциям, принадлежащим государству, Банк России поступил в федеральный бюджет;

аудит федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

проведение соответствующих расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;

введение экспортных пошлин на оказание услуг и погашение внешнего долга;

реструктуризация государственного долга; инвентаризация внешних и внутренних заимствований и результаты их использования.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Его важнейшими задачами являются укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений для населения. Денежно-кредитная политика включает в себя: реструктуризацию банковской системы; совершенствование порядка контроля соблюдения банками обязательных стандартов;

оптимизация объема и структуры денежной массы; установление рыночной процентной ставки; сглаживание колебаний курса рубля по отношению к иностранным валютам; пополнение валютных резервов государства и сокращение оттока капитала за рубеж;

интенсификация закупок добытого золота для пополнения государственного фонда.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монополистически владеет минеральными ресурсами, землей, водой, железными дорогами, электрическими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех других секторах и секторах напрямую зависят от изменений цен на товары и услуги этих секторов.

Таможенная политика является неотъемлемой частью налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные пошлины и сборы оказывают непосредственное влияние на цену товаров и услуг. Однако таможенная политика в значительной степени независима, поскольку имеет особенности, которые влияют на национальную экономику, ограничивают или расширяют доступ на внутренний рынок для импортируемых товаров и услуг, а также ограничивают или стимулируют экспорт товаров и услуг из страны.


Финансовая политика государства имеет социальную направленность; Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовом секторе и сводится к следующим событиям:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы государственным служащим, денежные выплаты военнослужащим и другие государственные социальные трансферты, а также выполнение графика погашения задолженности таких групп из федерального бюджета;

• увязка перевода трансфертов субъектам Российской Федерации с выполнением их обязательств по финансированию текущих платежей государственным служащим из их собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации дохода для самых бедных слоев населения, включая дифференциальную индексацию пенсий и постепенную индексацию ставок и заработной платы работников государственного сектора;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного пенсионного финансирования;

• упорядочение системы социальных выплат и выплат с передачей основной части государственной помощи малообеспеченным группам населения;

• регулирование вынужденной миграции.

Для реализации финансовой политики, инвестиционной деятельности, которая включает в себя:

• повышение роли бюджета Российской Федерации как источника финансовой поддержки государственной инвестиционной политики;

• создание условий для организованного накопления и вложения сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• Привлечение прямых иностранных инвестиций.

Внешнеторговая политика государства относится к целенаправленному влиянию государства на торговые отношения с другими странами.

1.3 Виды финансовой политики

Финансовая политика делится на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности. [6, с. 197].

Политикой экономического роста представляет собой систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.


Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. [6, с. 268].

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.


Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. [6, с. 304].

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

социальные программы;

правительственные закупки;

государственные инвестиции;

изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) Политика в области государственных расходов.

2) Фискальная политика.

Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

Заканчивая этот раздел, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления и развития экономики России.