Файл: Стратегическое управление развитием корпоративных информационных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрев некоторые особенности ЭД, преимущества и недостатки его использования, а также некоторые юридические аспекты, следует обратить внимание также на структуру ЭД и базовые задачи управления документами, которые объяснят причину рассмотрения концепции документа как объекта, состоящего из множества составляющих, полезных для бизнес-процессов документооборота.

Накопление документов, существующих в электронном виде, а также критически важных для бизнеса, растет в компаниях в быстрых темпах. Одной из основных проблем последнего десятилетия является не столько количество документов, сколько потребность во взаимосвязанной системе для работы с ними.

Раньше, в большинстве случаев, система управления документами поддерживалась за счет разрозненных средств, начиная от папок на файловой системе и электронной почты и заканчивая специализированными приложениями. При этом бизнес-логика, иными словами совокупность правил, принципов и зависимостей работы с документами в ИС, формально нигде не была закреплена, а с документами работали сотрудники отдела документационного отдела. Соответственно, возникла потребность в системе, которая решает проблему организации информации в рамках единого процесса.

Первые три десятилетия развития информационных технологий основное внимание уделялось структурированным данным, процессам их сбора, хранения и обработки. Для работы с неструктурированной информацией использовались простые инструменты, на примере текстовых редакторов. Однако в конце 90-ых годов сложилась ситуация критической точки, когда более 80-ти % всей корпоративной информации стало храниться в виде неструктурированных документов, при этом системы, которые должны были обеспечивать надежное хранение и доступ отсутствовали.

Таким образом, следует вывод о том, что накопленные массивы электронной информации, хранящейся в электронных документах, являются ценнейшим интеллектуальным активом организации, ее корпоративной памятью, следовательно, нуждаются в механизмах анализа содержимого документов. При этом интеллектуальные активы должны быть легкодоступны и надежно сохранены. Обеспечить эти потребности позволяет концепция управления корпоративной информацией призванная объединить разрозненные технологии, поддерживающие работу с неструктурированной информацией.

КИС, обладающая такой концепцией обработки корпоративной информации, должна быть настраиваема и адаптируема к окружающим внешним факторам. Невыполнение этого требования может привести к тому, что ИС, по истечении некоторого времени, перестанет выполнять свои функции из-за изменений в организационной структуре компании, ее внешнем окружении, спектре выполняемых работ. Все эти изменения неизбежно ведут к соответствующим изменениям системы понятий, которыми оперирует компания, тематике и структуре документов, классификации документов и способах организации архива.


Проблемы, возникающие при создании такой КИС, не охватываются традиционными подходами к автоматизации документооборота в компании и не решаются статистическими и лингвистическими методами полнотекстового поиска в базе данных документов.

В таком случае требуется применение интеллектуальных решений, семантических технологий с ориентацией задач управления документами (поиск, анализ, классификация, каталогизация, хранение) на понимание информационной системой содержания документа, его семантики. Одной из главных проблем анализа неструктурированных электронных документов является большое количество разнородного содержимого в документе. Если каждый элемент (слово или строку) подвергать анализу, то время извлечения данных и знаний резко возрастет и, в таком случае, не будет удовлетворять требованиям пользователей.

В то же время очевидно, что не все элементы документа несут полезную информацию, а в силу гибкости естественных языков формально различные слова (синонимы и пр.) на самом деле означают одинаковое понятие. Все эти процессы проходят в рамках выполнения процесса семантического индексирования – механизма, с помощью которого поисковый инструмент определяет не только соответствие содержимого документа ключевым запрашиваемым словам, но и определяет неявные семантические связи ключевого запроса. Таким образом, устранение описанных проблем выполняется на этапе предварительной обработки документа.

В связи с этим, первым этапом семантического индексирования, предшествующим непосредственному извлечению данных из документа и последующей их обработки, является этап структурирования данных документа. При системном подходе к вопросу извлечения из ЭД знаний, необходимо иметь соответствующий подход к определению структуры документа и его элементов.

1.3 Описание системы показателей оценки эффективности разработки информационной системы

Экономическая эффективность в самом общем смысле есть сравнение результатов хозяйственной деятельности с затраченными на эту деятельность ресурсами: трудовыми, материальными, природными [6].

Эффективность предприятия — категорий, отражающий соответствие предприятия целям и интересам его участников и выражаемая соответствующей системой показателей.


Для оценки эффективности деятельности предприятия выделяют две группы показателей:

  1. Показатели прибыльности

Ключевыми показателями прибыли являются:

  • валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью, которая характеризует эффективность сделок, то есть способность продать товар дороже стоимости его изготовления;
  • себестоимость – прямые затраты, связанные непосредственно с разработкой информационной системы;
  • прибыль от продажи – разница между валовой прибылью и расходами, связанными с продажей продукции и администрированием, характеризует эффективность обычной деятельности фирмы, то есть деятельности по производству или оказанию услуг;
  • прибыль до налогообложения – разница между всеми доходами и расходами фирмы, которая характеризует суммарный результат обычной и прочих видов деятельности;
  • чистая прибыль – разница между налогооблагаемой прибылью и суммой налога на прибыль, подлежащим уплаты в бюджет, характеризует прибыль, заработанную для собственников фирмы, то есть прирост собственного капитала;
  • нераспределенная прибыль – разница между чистой прибылью и выплатами собственникам, характеризует величину прибыли, которую собственники оставили в компании для ее дальнейшего развития.
  1. Показатели рентабельности

Обычно к ключевым показателям рентабельности относят:

  • маржу - долю валовой прибыли в выручке (процент стоимости, который нужно добавить, чтобы получить цену);
  • наценку - долю валовой прибыли в себестоимости;
  • рентабельность продаж – долю чистой прибыли в выручке;
  • рентабельность активов – долю чистой прибыли в активах;
  • рентабельность собственного капитала – долю чистой прибыли в собственном капитале.

Кроме разделения на показатели прибыльности и показатели рентабельности показатели эффективности еще принято делить на:

  1. Относительные – показывают соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и являются своего рода платой за достижение данного результата.
  2. Абсолютные – отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный промежуток времени.

Основные принципы оценки эффективности деятельности предприятия базируются на основе учета влияния инфляции и учета (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков. Чаще всего для оценки эффективности применяют абсолютные показатели:

  1. валовая прибыль – разница между валовым доходом и издержками, связанными с получением дохода;

(6)

  1. операционная прибыль (прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль) – вычисляется как разница валовой прибыли и амортизации;

(7)

  1. чистый операционный доход (чистая прибыль) – разница между операционной прибылью, налогами и процентами по кредитам;

(8)

  1. чистый операционный денежный поток (в основном используется как база для расчета других показателей) – вычисляется как сумма чистой прибыли и амортизации;

(9)

  1. чистая приведенная стоимость – разница между суммой дисконтированных денежных потоков и первоначальными инвестициями.

(10)

где

I0 – начальные инвестиции, i – месячная ставка дисконтирования [7].

Расчёт NPV показывает оценку эффекта от инвестиции, приведённую к настоящему моменту времени с учётом разной временной стоимости денег. Если NPV больше 0, то инвестиция экономически эффективна, а если NPV меньше 0, то инвестиция экономически невыгодна. Именно с помощью NPV можно вычислить срок окупаемости деятельности предприятия.

Для вычисления всех названных показателей сначала вычисляют ставку дисконтирования. Ставка дисконтирования отражает стоимость привлеченного капитала с учетом временного фактора и рисков.

Существует несколько способов расчета ставки дисконтирования. Выделяют кумулятивный и укрупненный метод оценки ставки дисконтирования.

  1. Кумулятивный метод ставки дисконтирования представляет собой расчет по следующей формуле:

(11)

где

Emin – минимальная реальная ставка дисконтирования (как правило, за минимальную реальную ставку дисконтирования принимают 30-летние государственные облигации США).

I – уровень инфляции.

r – премия за риск.

Премия за риск также является вычисляемым показателем, и представляет собой следующую сумму:

(12)

Страновой риск можно узнать из различных источников, публикуемых рейтинговыми агентствами и консалтинговыми фирмами. Размер премии за риск, характеризующий ненадежность участников проекта не должен быть выше 5%. Риск неполучения предусмотренных доходов устанавливается в зависимости от цели проекта.

  1. Укрупненный метод предполагает расчет средневзвешенной стоимости капитала (WACC), которая учитывает стоимость собственного капитала и стоимость заемных средств:

,

(13)

где

Re – ставка доходности собственного капитала.

E – рыночная стоимость собственного капитала.

D – рыночная стоимость заемного капитала.

V – сумма стоимости займов и собственного капитала.

Rd – ставка доходности заемного капитала.

t – ставка налога на прибыль.

Ставка доходности собственного капитала (Re) вычисляется по формуле:

(14)

где

Rf – безрисковая ставка дохода.

β – коэффициент, определяющий изменение цены на акции компании по сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка.

Rm – среднерыночная ставка доходности на фондовом рынке (Rm – Rf – премия за рыночный риск).

Полученная ставка дисконтирования является годовым номинальным значением, которое не используется для вычисления реальных экономических показателей, поэтому с учетом временной стоимости денег вычисляется реальная ставка дисконтирования (годовая и месячная, в зависимости от того, какой период рассматривается).

  1. реальная годовая ставка дисконтирования:

(15)

  1. реальная месячная ставка дисконтирования:

(16)

Глава 2. Анализ информационного корпоративного управления на примере АО «АЭРОКОМПОЗИТ»

2.1 Краткая характеристика предприятия

В процессе развития мировой авиационной промышленности возникла потребность создания в нашей стране производства гражданских самолетов нового поколения, превосходящих по своим техническим характеристикам свои западные аналоги. В этой связи при разработке перспективного отечественного самолета новой модификации Sukhoi Superjet 100 и ближне-среднемагистрального лайнера МС-21 ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» сделала выбор в пользу создания совершенного аэродинамического крыла из полимерных композиционных материалов.

2 декабря 2008 года в целях развития и реализации данного направления было образовано АО «АЭРОКОМПОЗИТ». Учредителями выступили: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» и ООО «Прогресстех» (позднее компания «Прогресстех» вышла из состава акционеров).