Файл: АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ООО «КОЛОН».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс принятия решений хорошо знаком каждому человеку. Решение – это выбор альтернативы. Например, выбор одежды - тоже принятие решения. Но принятие управленческого решения - это более сложная задача, так как это влияет на многих людей в организации, а также в целом на организацию. Принятие решения отражается на всех уровнях управления. Это основная работа менеджера. Как правило, принятие решения выгодно для одних и невыгодно для других частей организации. Эффективно работающий менеджер должен это понимать и идти порой на компромисс, не позволяя из-за возможных недостатков решения парализовать принятую идею. В этом случае следует учитывать, что непринятие решения - порой худший ход, чем принятие плохого решения.

Малый бизнес России в последние годы развивается быстрыми темпами. Малые предприятия оказывают все более существенное влияния на развитие российской экономики в целом.

Тема данной работы «Процессы принятия решений в организации».

Актуальность темы, исследуемой в данной работе, определяется с одной стороны важностью принятия решения для всей финансово-хозяйственной деятельности фирмы, а с другой тем, что в современной российской экономике все большее развитие получает малый бизнес.

Целью данной работы является изучение особенностей принятия управленческих решений в малом бизнесе. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) Изучение сущности и содержания управленческих решений, их классификация и методы принятия.

2) Характеристика процесса принятия решений руководителями малых предприятий

3) Представление особенностей принятия решений на примере малого предприятия ООО «Колон».

4) Выявление проблем и предоставление рекомендаций по принятию управленческих решений в компании ООО «Колон».

Объектом исследования курсовой работы является компания, поставщик алкогольной продукции ООО «Колон».

Предметом исследования является теория и практика по принятию управленческих решений в малом бизнесе.

При проведении исследования были использованы следующие методы: проработка источников, различающихся по времени написания (исторический метод); анализ существующих источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); обобщение и синтез различных точек зрения, представленных в различных источниках (метод научного синтеза); рассмотрение объекта как системы (системный подход).

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они позволяют оценить стиль руководства и принятия решений в малом бизнесе, а соответственно и эффективность управленческой деятельности, как с психологической, так и социально-экономической сторон, а также в предоставлении компании ООО «Колон» рекомендаций по разработке и принятию управленческих решений.


Структура данной работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, отражаются цели, задачи и методы исследования, практическая значимость, дается краткая характеристика работы.

В первой главе представлена информация о сущности управленческого решения, рассматриваются различные аспекты содержания категории «управленческое решение», классификация управленческих решений и методы принятия решений, дается характеристика процесса принятия решений руководителями малых предприятий.

Вторая глава посвящена исследованию особенностям принятия решений на предприятии малого бизнеса ООО «Колон».

В третьей главе представлены рекомендации по разработке и принятию управленческих решений в ООО «Колон»

В заключении подводятся общие итоги исследования и делаются основные выводы по работе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

1.1. Сущность и классификация управленческих решений, методы их принятия

Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. [1]

Известный американский специалист по управлению Герберт Саймон назвал принятие решений «сутью управленческой деятельности». [2] Далее он отметил, что любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия». Управление, таким образом, можно рассматривать как процессы принятия решений и как процессы, содержащие действия.

В целом, категория «управленческое решение» обладает многоаспектным содержанием.[3]

Во-первых, это деятельность в системе управления, связанная нахождением, выбором и принятием определенных вариантов дейст­вий в управляемой системе, т.е. решение является этапом в процессе менеджмента.

Во-вторых, управленческое решение - это формула воздействия управляющей системы на управляемую. В этом аспекте управленче­ское решение представляет собой описание предполагаемых действий управляющей системы в управляемой.


В-третьих, управленческое решение - это организационно-практическая деятельность руководителя в управляемой системе по осуществлению принятого управляющей системой решения.

В-четвертых, решение является переходом от интеллектуальной деятельности в управляющей системе к организационно-практической деятельности в управляемой системе, т.е. является результатом работы управляющей системы.

Принятие обоснованного решения содержит элементы научного знания и элементы творчества, искусства.

Таким образом, управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления, определяющий программу мероприя­тийпо решению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования объекта и анализа сложившейся в нем про­блемной ситуации.

Проблемная ситуация возникает в следующих случаях:

1) когда объект управления не выполняет поставленных задач;

2) когда в аппарате управления возникает предположение (на основе прогнозирования), что объект управления в будущем не сможет
выполнять поставленные задачи;

3) когда возникают новые задачи, требующие иной методологии.

Мероприятия по решению возникающих проблем разрабатывает управляющая система, в составе которой можно выделить следующие группы работников:

1) менеджеры - лица, которые наделены правом окончательного
суждения о качестве подготовленного решения и его утверждения;

2) специалисты-эксперты - лица, которые оценивают качество решения и отвечают за координацию и взаимосогласованность отдель­ных его аспектов;

3) специалисты-аналитики - лица, которые отвечают за подготовку,
проработку решения (планово-экономические расчеты, работы с предварительными вариантами решения, его увязка и согласование);

4) исполнители - лица или подразделения, которые участвуют в
разработке документов, отражающих принятые решения, осуществляют обработку информации.

Некоторые фазы решения могут выполняться одним и тем же че­ловеком, выступающим в качестве эксперта, аналитика и исполнителя.

Решения должны быть научно обоснованными, т.е. приниматься на основе анализа конкретно складывающейся обстановки и с учетом объективно действующих экономических и социальных законов.

Решения должны быть целенаправленными и согласованными с ранее принятыми «реализованными решениями». Они должны прини­маться только в пределах тех прав, которыми наделен руководитель.

Формулировка решения должна быть краткой, конкретной, исклю­чающей возможность разночтения.


Решения должны быть действенными, т.е. приниматься и выпол­няться своевременно, когда этого требует сложившаяся обстановка.

Ключевым моментом в процессе менеджмента является принятие решения. Управленческие решения могут приниматься единолично, коллегиально и по согласованию.

В системе управления общественным производством принятие ре­шения возлагается на менеджмент. Предоставленные менеджеру пол­номочия, ответственность за качество и эффективность приня­тых решений ставят его в особо сложные условия работы. На выбор решения влияет не только информация, подготовленная аппаратом управления, но и личная точка зрения менеджера на организацию ис­полнения решения. Собственное мнение менеджера связано со сло­жившимся опытом руководства и знаниями цели и предмета управле­ния. При этом предпочтение отдается тому варианту решения, который субъективно близок менеджеру и отвечает его целевым ориентациям.

В преобладающем большинстве случаев сложная хозяйственная си­туация требует привлечения компетентных специалистов, совместная деятельность которых может способствовать проработке наиболее эффек­тивного решения.

Для коллегиального принятия решений характерно то, что опреде­ленная часть участников обсуждения может административно не под­чиняться данному руководителю. В системе коллегиального принятия решений могут возникнуть определенные противоречия в формах и способах выполнения отдельных мероприятий. В отличие от едино­личного коллегиальное решение является продуктом коллективного обсуждения.

Решение по согласованию принимается при возникновении меж­ведомственных проблем, когда необходимо не только участие в их обсуждении, но и визирование принятого решения руководителями всех предприятий, участвующих в его реализации.

В научной литературе управленческие решения классифицируются по различным при­знакам.

По степени охвата объекта менеджмента управленческие решения де­лятся на межведомственные, отраслевые, региональные, производст­венные.

По периоду, в течение которого решения действуют, они делятся на долгосрочные (в фирме - 5 лет), среднесрочные (более 1 года) и оперативные, текущие (менее 1 года).

По своему назначению различают решения целевые, программные, плановые, координирующие, регулирующие, корректирующие, контро­лирующие.

По сфере действия бывают экономические, социальные, организа­ционные, технологические и технические решения.

По причинам возникновения решения бывают по предписанию, ситуационные, программные, инициативные и др.


Тем не менее, наиболее часто используется классификация управленческих решений в зависимости от подхода к принятию решения. В этом случае управленческие решения делятся на:

1) интуитивные решения,

2) решение на основе суждения,

3) рациональные решения. [4]

Интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Это, в первую очередь, свойственно авторитарным руководителям, считающим свое мнение, знания, а тем более интуицию, ощущение правильности основополагающими. Авторитарный руководитель, принимающий решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтер­нативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. Это можно назвать озарением или шестым чувством, это и есть интуитивные решения. [5] В то время как увели­чение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау». Значительную за­висимость руководителей высшего уровня от интуиции подтвердил в своих исследо­ваниях и профессор Минцберг.

Согласно еще одному исследованию деятельности менеджеров высшего звена, 80 % опрошенных руководителей заявили, что обнаружили у себя наличие какой-то конкретной серьезной проблемы лишь благодаря «неформальному обмену информа­цией и интуиции».

В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. Пред­приятие с достаточным количеством денег может, например, выпускать любую продукцию. Однако выпускать и продавать с прибылью ему удастся лишь некоторые ее виды. Более того, в ряде случаев руководитель вначале даже не знает возможных вариантов выбора. Так, авторитарный руководитель, полагающийся исключительно на интуицию, стал­кивается с непреходящей случайностью. С точки зрения статистики шансы на пра­вильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки. Это, в принципе, на мой взгляд, и понятно, рациональности и логики в данных решениях нет.

Решения, основанные на суждениях, иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на сужде­нии, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Руководитель использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.