Файл: Сущность, понятие, классификация затрат на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность, понятие, классификация затрат на предприятии

На любом этапе жизни предприятия существует задача анализа и управления затратами. Это определяется важностью затрат для формирования обоснованной цены, а, следовательно, и конкурентоспособности предприятия. С другой стороны, управление затратами имеет целью поиск резервов снижения затрат, что возможно с использованием различных инструментов - методов.

Еще одним важным моментом в управлении затратами является то, что этот процесс мотивирует компанию на развитие. В этой связи, современные цифровые технологии могут решить многие проблемы в области учета, планирования и контроля затрат. Для эффективного управления затратами целесообразно использовать системный подход. По мнению авторов изученной при написании работы литературы, система управления затратами базируется на следующих принципах:

  • системность управления;
  • комплексность процедур управления;
  • сбалансированность управленческих решений по управлению затратами;
  • использование аналитических методов;
  • использование определенной принятой периодичности в конкретной компании в управлении затратами;
  • сравниваемости затрат в динамике, структуре и др. базах сравнения.

В практической деятельности большинство предприятий сталкивается с различными проблемами в управлении, в т.ч. и затратами, что сдерживает функционирование системы управления затрат и снижает ее эффективность.

По нашему мнению, основная часть проблем лежит в неэффективном менеджменте российских компаний, в целом, неумении пользоваться инструментами, или использование их неэффективно.

Основой информации для принятия управленческих решений является отчетность предприятия, учетная политика и учет непосредственно затрат. По прошествии периода необходимы аналитические процедуры в динамике, в сравнении запланированных размеров затрат, выполнении нормативов и др.

Анализ затрат предваряет функцию планирования и контроля в общей системе управления затратами. Анализ помогает дать оценку эффективности использования производственных ресурсов предприятия, определить пути оптимизации затрат на производство, собрать информацию для принятия рациональных управленческих решений в области затрат и др.


Эффективность контроля затрат, обусловлена корректировкой управленческих действий, которые направлены на приведение фактических затрат в соответствии с запланированными.

Существует множество методов и систем управления производственными затратами. Каждая система по-своему эффективна в определенных экономических условиях и зависит от целей, поставленных компанией.

Расходы - это платежи, которые легко проследить как движение средств по денежным счетам (и кассе) организации и которые по результатам периода находят свое отражение в отчете о движении денежных средств [21, с. 246].

В момент признания затраты не могут оказывать влияния на прибыль, и в этом их основное отличие от расходов. Процесс накопления (суммирования) понесенных затрат, который принято называть калькулированием себестоимости, нацелен на исчисление той себестоимости, которая станет расходом в момент извлечения дохода, т. е. в момент признания выручки от реализации продукции.

Если бы осуществление затрат сразу приравнивалось к расходу, сам процесс калькулирования был бы невозможен. И только в момент продажи продукции признаются доходы (в виде ее цены), расходы (в виде ее себестоимости) и прибыль (в виде их разницы). На стадии производства ни один из этих показателей не может быть признан, поскольку они характеризуют именно процесс обращения и еще «не существуют» до продажи продукции. Для разграничения терминов «затраты» и «расходы» важно понять, что осуществление затрат не уменьшает капитал организации.

Перед началом выпуска какой-либо продукции составляется перечень расходов, необходимых для изготовления определенного объема этой продукции. Объем продукции называется калькуляционной единицей, а сам перечень - калькуляцией. Калькуляция составляется в 2 вариантах [13, с. 41]:

  1. в количественном, определяющем необходимые для производства объемы прямых материальных и трудозатрат, перечень и примерный процент накладных расходов. Этот вариант калькуляции кладется в основу описания технологического процесса производства и используется на протяжении всего времени работы с продукцией.
  2. в стоимостном, в котором затраты отражаются в их денежной оценке. Такая калькуляция зависит как от уровня цен, так и от фактически складывающегося соотношения между прямыми и накладными расходами. Поэтому ее составляют с достаточной регулярностью, получая документ, отражающий динамику величины себестоимости и дающий возможность назначать для продукции адекватную цену реализации.

Затраты, входящие в калькуляцию, делятся на 3 группы [22, с. 192]:

  • прямые, составляющие основу производства конкретной продукции, в результате отклонения, от которых произведенная продукция окажется отличающейся от предусмотренной технологией ее производства;
  • накладные производственные, которые связаны с обеспечением работы производственного подразделения (подразделений), занятого созданием продукции, но прямо отнести какие-либо из них на продукцию достаточно затруднительно;
  • накладные общехозяйственные, не имеющие непосредственного отношения к производственному процессу, но нужные для обеспечения работы предприятия в целом.

Прямые затраты в учете относят непосредственно на определенный вид продукции, а накладные распределяются между видами продукции в пропорции к выбранной для этой цели базе. Причем базы для распределения производственных и общехозяйственных расходов можно устанавливать разные.

Для учета прямых производственных затрат предназначены счета 20 (основное производство), 23 (вспомогательное производство), 29 (обслуживающее производство). Затраты на них собирают применительно к каждому подразделению соответствующего назначения, разбивая в учете расходы по видам производимой этими подразделениями продукции и по статьям затрат.

Среди статей прямых затрат чаще всего выделяют расходы [9, с. 34]:

  • на основные и вспомогательные производственные материалы,
  • зарплату производственного персонала,
  • начисления на зарплату производственного персонала.

Могут здесь также присутствовать расходы:

  • на энергоресурсы,
  • услуги производственного характера, оказанные сторонними контрагентами,
  • амортизацию производственного оборудования.

Накладные производственные расходы собираются на счете 25 применительно к каждому из подразделений производственного назначения. По окончании месяца этот счет закрывается, собранную на нем сумма распределяется по счетам учета прямых затрат по видам продукции, в производстве которой задействовано это подразделение. В результате такого распределения формируется так называемая производственная себестоимость продукции, включающая в себя прямые затраты на производство и накладные расходы производственного характера. В составе накладных расходов на производство учитывают затраты [15, с. 183]:

  • по оплате труда руководителей подразделения и иного персонала, обеспечивающего работу этого подразделения;
  • по начислениям на оплату труда руководителей и иного персонала подразделения;
  • по текущим потребностям подразделения: канцелярским и хозяйственным товарам, инвентарю, инструменту, амортизации имущества, расходам по аренде и страхованию, информационному обеспечению, командировкам;
  • по содержанию имущества подразделения: техническому и транспортному обслуживанию, поверкам, ремонтам, сменно-запасным частям, расходным материалам, энергоресурсам;
  • по обеспечению качества выпускаемой продукции: лицензированию, сертификации, опытным испытаниям, гарантийному обслуживанию, обучению персонала;
  • по охране труда: аттестации рабочих мест, спецодежде, спецпитанию, санобработке.

Действующие правила бухгалтерского учета допускают возможность формирования учетной себестоимости продукции на уровне производственной, т. е. без включения в нее расходов общехозяйственного назначения, для сбора которых предназначен счет 26. В этом случае собранные на этом счете суммы ежемесячно полностью списываются на счет учета финансового результата от продаж.

Если же предприятие приняло решение о формировании учетной себестоимости как полной, то счет 26 так же, как и счет 25, будет распределяемым и доля его войдет составной частью в итоговую себестоимость каждого вида продукции.

Сбор расходов на счете 26 происходит применительно к каждому из подразделений общехозяйственного назначения.

По составу эти расходы похожи на общепроизводственные и могут быть разделены на те же группы с возможным исключением из них затрат на качество продукции. Дополнительно сюда включают расходы [3, с. 21]:

  • по подбору и подготовке персонала;
  • медицинскому обеспечению;
  • охране территории;
  • вывозу мусора, канализации;
  • услугам связи;
  • представительским мероприятиям;
  • услугам юристов и аудиторов;
  • проведению собраний собственников;
  • подлежащим уплате налогам, относимым на затраты.

Вышеприведенные группы статей затрат будут детализированы по статьям затрат, выделение которых обусловливается необходимостью разбивки их на конкретные виды. Например, детализации потребуют текущие потребности подразделения, среди которых могут возникнуть такие статьи, как [17, с. 100]:

  • материальные затраты;
  • амортизация;
  • аренда;
  • страхование;
  • информационное обеспечение;
  • командировочные расходы.

Каждую из статей, в свою очередь, следует разделить на элементы, ориентируясь в этом процессе на соотнесение их с выделяемыми для целей налогообложения расходами и с возможностью достаточно легкого получения из учетных данных информации, необходимой для составления разного рода отчетов.

Например, среди расходов на страхование могут быть выделены расходы, относящиеся [7, с. 15]:

  • к обязательному страхованию имущества;
  • добровольному страхованию имущества;
  • обязательному страхованию ответственности за причинение вреда;
  • добровольному страхованию ответственности за причинение вреда;
  • добровольному долгосрочному страхованию персонала на случай смерти или утраты трудоспособности;
  • добровольному личному страхованию на срок больше 1 года с оплатой медицинских расходов страховщиками;
  • добровольному личному страхованию на случай смерти или утраты трудоспособности;
  • добровольному личному страхованию работников сверх ограничений, установленных п. 16 ст. 255 НК РФ;
  • прочему добровольному личному страхованию персонала.

Таким образом, затраты на производство делятся на прямые и накладные. Среди последних выделяются расходы производственного и общехозяйственного назначения. Производственные расходы в сочетании с прямыми образуют производственную себестоимость продукции.

Полная величина себестоимости требует включения в нее общехозяйственных расходов. Для каждого вида затрат формируется свой перечень статей затрат, которые в этом перечне объединяются в группы и делятся на элементы.

Современные цифровые технологии и системы управления эффективностью предприятия позволяют управляющему эффективно управлять затратами и увеличивать стоимость предприятия.

Искусственный интеллект, дополненная реальность и еще десяток технологий и тенденций станут важнейшими инструментами бизнеса в наиболее дальновидных организациях и позволят управлять затратами на предприятии, повышая его технический уровень и конкурентоспособность.

Перечислим те технологии, которые способны повлиять на уровень затрат предприятия, внести свой вклад в управление ими.

В опубликованном недавно исследовании компании ABI Research [13] прогнозируется, что предприятия будут массово внедрять системы дистанционного наблюдения за состоянием здоровья сотрудников. Уже в текущем году число носимых устройств, применяемых в рамках корпоративных программ оздоровления, достигнет 18 млн, а к 2021 году, прогнозируют в ABI, их будет почти 44 млн.

Проведя без малого в 300 компаниях опрос на тему технологий, больше всего способствующих улучшению условий труда, специалисты Массачусетского технологического института выяснили, что первое место отводят видео. Вложения в интерактивные видеотехнологии убыстряют инновации, улучшают взаимодействие и повышают продуктивность [13]. Это способствует росту производительности труда, а, следовательно, снижению затрат в компании. В компаниях инвестируют значительные средства в соответствующую технику.

В частности, это обусловлено распространяющимся применением методологии agile, которую начинают использовать не только при разработке программного обеспечения, но и в рамках других процессов. Эта технология подразумевает ежедневные собрания с подведением итогов, требует личного участия членов групп либо использования видеосвязи [13].

В МТИ прогнозируют, что видеотехнологии будут все шире применяться и заменять общение лицом к лицу [13]. Со временем произойдет переход на виртуальную реальность и другие «погружающие» технологии, чтобы восполнять нехватку специалистов.