Файл: Основные функции в системе менеджмента (Значение функций в общей теории управления).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
Введение
Для написания данной работы в качестве темы я выбрала «Основные функции в системе менеджмента». Функция в каждой сфере определяет основные направления для работы общества, и его системы как хорошо отлаженного механизма. Поэтому, решение таких вопросов, является наиболее актуальным исследованием для достижения наибольшей продуктивности и жизнеспособности общества.
При условиях формирования организованной рыночной экономики повышаются требования и к её управлению. Это связано с высоким уровнем сложности при выработке товаров/услуг и их сбыте. Если в изготовлении и реализации продукции присутствует множество различных организаций, то число ежедневных вопросов и задач увеличивается. Как правило, они касаются обеспечения организации высококвалифицированными трудовыми ресурсами, сырьем/материалами, доходными каналами реализации продукции. При отсутствии требуемых знаний и опыта выполнить перечисленные задачи не представляется возможным. Поэтому, все это поспособствовало появлению обособленной сферы управления - менеджмента.
Менеджмент представляет собой современную теорию руководства функционированием предприятия. Он подходит для условий рыночной экономики. Понятие «Менеджмент» подразумевает 2-е значение понятия «управление». Они синонимичны друг другу. Однако, есть и различия. Управление применимо и как к живой, так и неживой среде. Примерами данной ситуации являются руководство государством, оборудованием, химическими процессами. Управление охватывает большую сферу. Менеджмент применим лишь в руководстве социальными и экономическими процессами. Менеджмент представляет собой обособленную, независимую систему, посредством применения которой представляется возможным добиться поставленных целей, при условии рационального и продуктивного применения имеющихся материально-трудовых ресурсов.
Управление расценивается в виде процесса. Это объясняется тем, что деятельность, направленная на целедостижение посредством других — это не одноразовое мероприятие, а целый комплекс регулярных и связанных мероприятий. Каждое мероприятие предполагает выполнение своего процесса и для достижения цели предприятия каждое и них привносит свой вклад. По-другому их можно представить как функции управления.
Все функции представляют собой взаимосвязанные элементы и принадлежат к единой системе управления. Они предполагают комплекс способов и решений. На них опирается все производственные и организационные процессы организации.
Целью данной работы является раскрытие основных функций менеджмента и их место, и роль в системе управления.
В задачи входит раскрытие реализации основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.
Для достижения данной задачи я разделила работу на три основных блока, каждый из которых будет олицетворять конкретную главу в данном исследовании:
- Теоретические основы (Здесь будет дано определение и краткая характеристика функций менеджмента)
- Подробное рассмотрение каждой из функций (Здесь я попытаюсь исследовать подробно каждую функцию по отдельности)
- Основное заключение о значимости функций управления (Здесь будет заключено всё понимание важности данной темы)
Глава 1 Понятие функции менеджмента и её основа
1.1. Понятие функции менеджмента
На сегодняшний день, все хозяйствующие субъекты выступает в роли сложносоставной системы. Это обусловлено тем, что она состоит из множества узкоспециализированных видов управления. Они представлены управленческими функциями. По мнению Короткова Э.М., функция – это «работа, которая выполняется не только для получения какого-либо результата, но и для последовательного движения от одного результата к другому, для движения к цели»[1]. Подобную трактовку разделяет и Разу М.Л.: Функция – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль…Менеджмент необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ – функций менеджмента[2].
Тейлор Ф. в своей работе «Научная организация труда» пишет, что «осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива, будь то патриархальная община или современная корпорация, требует управленческого регулирования в четырех его главных ипостасях: планирование, организация, руководство, контроль»[3]. Файоль А. в своем главном труде «Общее и промышленное управление» отмечает, что управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать[4]. За последнее столетие, теория А.Файоля претерпела множество корректировок и усовершенствований. В результате этого возникли новые функции менеджмента, либо те, которые вовсе заменяли имеющиеся. На сегодняшний день существует уже большое количество функций. По мнению Ч.Бернарда их число составляет лишь три основные. Тогда как в соответствии с теорией М.П.Разу их число достигает сорока пяти.
Такие авторы, как Ю.А.Салихов, Н.В.Сироткина, Е.Ю.Салихова исследовали состояние современного менеджмента. Этот вопрос они отразили в одноименной статье. Они исследовали позиции по этому вопросу около 40 авторов. В результате чего выделили 26 категорий функций менеджмента. Также, они приняли во внимание позиции иностранных авторов и российских. Из иностранных – У.Бреддик, Г.Десслер, М.Мескон и пр. Из российских – О.С.Виханский, Н.И.Кабешкин, З.П.Румянцева и пр. В результате исследования было выявлено, что все управленческие функции основаны на теории А.Файоля. А также, что самой высокой популярностью и применением пользуются лишь четыре функции. Такие, как: планирование, организация, мотивация, контроль[5].
Выделяют именно перечисленные четыре функции в своей теории М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури, С.Робинс, М.Коултер. Каждый из них имеет свою авторитетность в мировой сфере управления[6].
Также, стоит отметить, что детальное исследование функций управления было реализовано В.Г.Тимирясовым, Т.В.Тишкиной, Л.М.Рабиновичем. Это было произведено в 2009г. в их общей монографии «Система менеджмента предприятия: оценка эффективности». В результате исследования, они пришли к тем же результатам, что и ранее рассмотренные авторы[7]. Рассматривая направления при исследовании функций, автор указывает на теорию В.Ш.Рапопорта. На сегодняшний день, его концепция, разработанная в 1980-1990-е г. несправедливо игнорируется[8]. В.Ш.Рапопорт подразделяет функции на 4 категории. Такие, как: производственно-продуктовые; обеспечения; развития; управления. Помимо этого, каждая категория состоит из многосложной структуры. В них различаются: элементарные функции; интегральные функции; подсистемные функции; общесистемные функции. Подсистемные и общесистемные функции управления подразделяются на аспектные и комплексные
Д.В.Маслов вместе с ученым П.Ватсоном и доктором Н.Чилиши из Великобритании создали ФМОМ. ФМОМ – это функциональная модель оценки менеджмента. Она требуется для диагностирования и модернизации процесса управления предприятием. При этом, основная цель ее разработки – увеличение уровня конкурентоспособности предприятия [4, с. 46].
Рассмотренная модель предполагает исследование менеджмента посредством установления степени развития всего менеджмента на предприятии. Первым, кем была сформирована шкала зрелости управления стал Ф.Кросби. Ф.Кросби представлял степени как систему оценки. Система включает пять этапов, каждому из них соответствует своя характеристика менеджмента. Оценка менеджмента посредством ФМОМ осуществляется применением аналитики по отношению к его 5-ти функциям. Таким, как: прогнозирование/планирование, организация, мотивация, контроль., координация. А также, применяются 25 оценочных групп[9].
Р.Каплан и Д.Нортон также внесли свой вклад. По их мнению, для оценки необходимо применять разработанный ими комплекс сбалансированных показателей. Его суть заключается в том, что оценка продуктивности менеджмента необходимо производить по 4-м сферам. Таким, как: финансовая эффективность; технологическая и операционная эффективность; степень удовлетворенности клиентов/потребителей; обучение и инновации[10].
1.2. Краткая характеристика функций менеджмента
Система управления/менеджмента предполагает применение 4-х взаимодополняющих и связанных функций. Таких, как: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование подразумевает определение, целей предприятия и определение действий/мероприятий участников предприятия для их успешного достижения.
Существуют такие предприятия, которые ввиду своей индивидуальности способны результативно добиться своих целей. При этом, не прилагая особенных усилий на формальное планирование. Помимо того, применение стратегического планирования не является гарантией успешности. Предприятие, которое разрабатывает стратегические планы может потерпеть поражение. Это может быть произойти из-за допущенных ошибок в трех доставшихся функциях.
Наряду с этим, формальное планирование способно сформировать значительные положительно влияющие на предприятие факторы. На сегодняшний день, характерен высокий темп обновления и расширения знаний. Ввиду этого, стратегическое планирование становится исключительным методом прогнозирования возможных дальнейших сложностей и перспектив развития. Стратегическое планирование позволяет решать возникающие вопросы. Формальное позволяет минимизировать риски при выборе действия для их решения. Планирование позволяет формированию и установлению целей предприятия. А также, способствует их единению во внутренней структуре самого предприятия.
Планирование.
Существуют положения стратегического планирования. Они представлены ниже.
1. Плановое подразделение, не более шести сотрудников предприятия. Они расширяются планированием на низших уровнях.
2. Временной интервал функции планирования, даже на больших предприятиях составляет меньше 10л.
3. Формирование стратегических планов осуществляется на собраниях управляющих предприятием. Собрания проходят ежегодно.
4. Интеграция годовых планов организации. Стратегического и финансового.
5. Многие предприятия предполагают, что планирование необходимо совершенствовать.
Организация.
Организовать — предполагает сформировать определенную систему/структуру. Организация означает процесс формирования системы/структуры субъекта хозяйствования. При этом, она позволяет, человеку продуктивно действовать для достижения успеха. Рассматривая организацию как процесс, можно отметить, что она координирует множество задач.
Мотивация.
При осуществлении двух вышеуказанных функций, управляющий устанавливает какие именно действия должно осуществить предприятие. А также, установить, когда, каким образом и кто, должен это реализовать. В случае, если перечисленные вопросы были решены рационально, то управляющий сможет их реализовать в действительности. При этом, используя базовые принципы мотивации.
Мотивация представляет собой побуждение как себя, так и иных лиц к осуществлению действий, направленных на целедостижение. Оно может быть представлено как личными целями, так и целями предприятия.
Несмотря на регулярные исследования психологами мотивации, им так и не удалось установить конкретный мотиватор, стимулирующий людей к выполнению труда. Несмотря на это, полученные результаты исследований позволили выявить общие мотиваторы трудовой деятельности на определенной работе.
Контроль.
Контроль обеспечивает реализацию целей предприятия. Он требуется ля выявления и решения появляющихся сложностей. При чем намного раньше, чем, когда они смогут принять серьезный оборот. Помимо этого, его применение возможно для стимулирования успешного осуществления действий.
Функция контроля предполагает определение стандартов, корректировки практически достигнутых итогов. А также, внесение требуемых корректировок в ситуации, когда полученные итоги значительно разнятся от заданных норм.
Контроль является одной из самых значимых и сложносоставных функций. Ее значимость заключается в том, что она предполагает широкомасштабность. Всем управляющим, вне зависимости от своего уровня необходимо применять контроль неотделимо от своих обязанностей. Исключением не является даже ситуация, если ему лично не была поручена данная задача.