Файл: Перспективы развития цифровых платформ в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 836

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Яндекс-явный представитель первой бизнес-модели. Общая выручка одной из крупнейших цифровых платформ России в 2017 году составила 94 млрд рублей. На протяжении всей истории компании Яндекс демонстрировал эволюцию и расширение видов онлайн-сервисов. Начиная с веб-поискового сервиса, Яндекс предлагает ряд ключевых онлайн-сервисов на 2018 год, включая электронную коммерцию, такси и рекламные сервисы. Несмотря на то, что основной источник прибыли компании базируется на услугах веб-поиска и интернет-рекламы (84 млрд рублей в 2017 году), сервис Яндекс.

Такси показало впечатляющий рост с 0,11 до 4,9 млрд рублей за период 2013-2017 годов со средним темпом роста в 160 процентов. Ни один из сервисов Яндекса не показал подобного роста за указанный период. Успешный эффект роста Яндекса.Такси базируется на своей инновационной бизнес-модели, которая оказала значительное влияние на то, как люди перемещаются в крупных городах по всей России. Яндекс.Такси демонстрирует положительное влияние на диапазон тарифов такси и количество лицензированных водителей, что привело к радикальному изменению способа работы таксистов, использующих смартфоны как единую платформу для общения с клиентом.

Удачным примером второй бизнес-модели является группа компаний (основным акционером которой является Мегафон), которая, в свою очередь, владеет крупнейшими российскими социальными медиа-платформами Вконтакте и Одноклассники. ВКонтакте крупнейшая социальная медиа-платформа по активности пользователей в России и одна из крупнейших в мире. Платформа насчитывает почти 97 миллионов ежемесячно активных пользователей, 80 процентов из которых пользуются Вконтакте с мобильных устройств. "Одноклассники" ежемесячно имеют более 70 миллионов активных пользователей, 70 процентов из которых подключены через мобильные устройства. Недавний опрос, проведенный ВЦИОМ по использованию социальных сетей среди российского населения, показал, что самыми популярными социальными медиа-платформами в России являются Вконтакте с 30 процентами респондентов, посещающих платформу ежедневно, и Одноклассники с 20 процентами респондентов. Facebook instagram и Twitter имеют относительно низкий охват населения-19%, 4% и 1% соответственно. По данным SimilarWeb[23], "ВКонтакте" занимает первое место по посещаемости сайтов в России и девятое в мире, а "одноклассники" шестое в России и двадцатое в мире. Третья бизнес-модель используется компанией "Газпром нефть", которая недавно объявила развитие собственной цифровой платформы EvOil стратегическим приоритетом. EvOil-это открытая платформа для непрерывной работы управление производством по всей цепочке.


В настоящее время "Газпром нефть" проводит пилотную реализацию Платформы на казахстанском заводе битуминозных материалов. Пример "Газпром нефти" демонстрирует, как традиционные компании начинают оцифровывать свои процессы для улучшения координации и повышения общей производительности. "Газпром нефть" также работает с Фондом "Сколково" над инкубацией новых цифровых бизнесов, связанных с нефтегазовой отраслью, и с "Яндексом", чтобы в полной мере использовать данные, представленные на их платформах. Кроме того, следует отметить, что российские государственные цифровые платформы в последние годы добились значительных результатов. Подход "правительство как платформа" быстро развивался в России и привел к созданию Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), единой системы идентификации и аутентификации, а также межведомственной системы электронного документооборота. Всего за один год число пользователей онлайн-государственных и муниципальных услуг удвоилось, достигнув 40 миллионов в 2016 году и 70 миллионов к 2018 году. Процент россиян, зарегистрированных в ЕФПОО, сопоставим с показателями Великобритании и Австралии. Эта модель побуждает граждан активно участвовать в разработке политики и получать цифровые государственные услуги, в которых государство несет ответственность за создание ориентированной на данные экосистемы участия граждан.

Сегодня цифровые платформы становятся уникальным механизмом и значимым фактором развития цифровой экономики. Уникальность цифровых платформ определяется тем, что они одновременно служат и онлайн-инструментом (Битрикс, CloudFoundry), и цифровой инфраструктурой (Predix, CoBrain Analytics), и бизнес-моделью (Яндекс, Facebook) Цифровые платформы также предоставляют инструменты для разработки приложений экосистемы участников рынка, которые обеспечивают алгоритмизацию обмена определенными ценностями между несколькими участниками рынка. Экосистема цифровых платформ становится все более ключевой. Крупные игроки рынка со стабильной потребительской базой начинают предоставлять новые виды онлайн-услуг. Наиболее важным элементом является расширение деятельности платформенных компаний и предоставление новых сервисов для увеличения числа пользователей. Такие компании имеют лучшие перспективы для захвата новых рынков услуг, когда они уже лидируют на существующих рынках. Об этом свидетельствует слияние Яндекса с Uber в России, где Яндекс извлек выгоду из своих более сильных позиций в веб-поиске и операциях Яндекса.Рынок. Подавляющее большинство российских платформенных компаний ведут свой бизнес в сфере услуг, в то время как трансформация основных секторов экономики, таких как промышленность и сельское хозяйство, остается недостаточно развитой или пока нет достаточной информации для оценки уровня трансформации. Однако, как показывает пример "Газпром нефти" и сбербанка, статус-кво в традиционных отраслях также меняется под влиянием платформенных бизнес-моделей. В 2018 году отраслевые цифровые платформы в Российской Федерации вышли за рамки предоставления традиционных ИКТ-решений для существующих секторов экономики и стали драйверами экономической активности и роста в стране. В частности, появление цифровых финансовых платформ с онлайн-банковскими услугами, пиринговым кредитованием и услугами торговых платформ позволило работать без необходимости физического присутствия. Например, в 2014 году была введена российская платежная система "МИР", контролируемая национальной платежной карточной системой России. Причиной создания системы стал отказ международных платежных систем Visa и MasterCard обслуживать несколько российских банков из-за введенного в отношении них санкционного режима. Первые карты, работающие в платежной системе "Мир", были запущены в декабре 2015 года, а к концу 2017 года количество национальных платежных карт, выпущенных российскими банками, превысило 30 миллионов.


Сегодня цифровые платформы широко используются в телекоммуникациях, электронной коммерции, финансовых технологиях и цифровой индустрии. Кроме того, Россия может и дальше развиваться в сельском хозяйстве, здравоохранении, строительстве и других отраслях, которые могут принести ощутимые цифровые дивиденды, повысить общую экономическую производительность и преодолеть цифровое неравенство в стране.

Заключение

Таким образом, Россия демонстрирует хорошие результаты в плане развития инфраструктуры, страна входит в число мировых лидеров по доступу в интернет; процент россиян, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, сопоставим с показателями развитых стран. Эта модель не только поощряет граждан быть активными пользователями и получателями цифровых государственных услуг, но и развивает поведение пользователей и адаптацию к цифровым платформенным моделям. Сегодня Россия может служить ориентиром для стран с развивающейся экономикой в плане успешного развития экономики платформы. Национальные платформы показывают заметные результаты по сравнению с основными международными платформами и даже превосходят большинство из них по ряду показателей. Российские платформенные компании используют бизнес-модели, которые быстро эволюционируют в модели развития бизнеса, чтобы захватить соседние ниши цифрового рынка и сохранить свои позиции в сценарии "победитель принимает участие". Некоторые ключевые секторы экономики, такие как сельское хозяйство, здравоохранение и строительство, еще не вступили на путь цифровой трансформации, которая приведет к широкому использованию цифровых платформ. Уроки, извлеченные из развития многопартийных цифровых платформ в России, а также результаты цифровизации в таких отраслях, как нефть и газ, должны побудить политиков и бизнес-лидеров понять происходящие изменения и полностью перенять платформенную модель традиционной деловой активности в России.

Список литературы

  1. Бабкин А.В. Цифровая трансформация экономики и промышленности: сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – 780 c.
  2. Зоидов К.Х., Пономарева С.В., Симонова Е.Ю., Юрьева А.А. Перспективы развития цифровой экономики в России // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 12. – С. 18–24.
  3. Фонд «Общественное мнение». Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017–2018 гг. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13999 (дата обращения: 01.04.2020)
  4. Черных С.И. Цифровая экономика и наука // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2018. – № 4. – С. 73–86
  5. Akatkin Y., Karpov O., Konyavsky V., Yasinovskaya E. Digital economy: Conceptual architecture of a digital economic sector ecosystem // Business Informatics. – 2017. – № 4. – p. 17–28.
  6. Digital economy report 2019. Value creation and capture: implications for developing countries / United nations conference of trade and development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения: 05.05.2020).
  7. Manyika J. Digital Economy: Trends, Opportunities and Challenges: extracts from McKinsey Global Institute Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ntia. doc.gov/files/ntia/publications/james_manyika_digital_economy_deba_may_16_ v4.pdf (дата обращения: 14.05.2020)
  8. ROCHET, J.— C., AND TIROLE, J. (2003). Platform Competition in Two-Sided Markets, Journal of the European Economic Association 1(4): 990–1029.

Приложение

Проникновение интернета в населенных пунктах разного типа в России

Таблица 1. Динамика проникновения интернета в населенных пунктах разного типа, месячная интернет- аудитория, 2009-2017 гг.

Источник: Фонд общественного мнения. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017–2018 гг. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/13999

  1. Бабкин А.В. Цифровая трансформация экономики и промышленности: сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – 780 c.

  2. Черных С.И. Цифровая экономика и наука // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2018. – № 4. – С. 73–86

  3. Akatkin Y., Karpov O., Konyavsky V., Yasinovskaya E. Digital economy: Conceptual architecture of a digital economic sector ecosystem // Business Informatics. – 2017. – № 4. – p. 17–28.

  4. Digital economy report 2019. Value creation and capture: implications for developing countries / United nations conference of trade and development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения: 05.05.2020).

  5. Manyika J. Digital Economy: Trends, Opportunities and Challenges: extracts from McKinsey Global Institute Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ntia. doc.gov/files/ntia/publications/james_manyika_digital_economy_deba_may_16_ v4.pdf (дата обращения: 14.05.2020)

  6. «Цифровая экономика» с тонкой настройкой. – 2018. URL: https://iz.ru/742207/pavelpanov/tcifrovaia-ekonomika-s-tonkoi-nastroikoi?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww. google.ru%2f&fa821dba_ipp_key=v1571331058215%2Fv3394bdbf9a433ef5952ea5163a eca6afa04ab3%2FVCV8nR9pM8%2bvvH%2fdTQLVig%3d%3d&fa821dba_ipp_uid=15 71331058215%2fOWFDYorvD1NhLATx%2fDv4yPW2YeeYIO5kkHXzHfw%3d%3d&f a821dba_ipp_uid2=OWFDYorvD1NhLATx%2fDv4yPW2YeeYIO5kkHXzHfw%3d%3 d&fa821dba_ipp_uid1=1571331058215 (дата обращения: 12.05.2020)

  7. Зоидов К.Х., Пономарева С.В., Симонова Е.Ю., Юрьева А.А. Перспективы развития цифровой экономики в России // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 12. – С. 18–24.

  8. ROCHET, J.— C., AND TIROLE, J. (2003). Platform Competition in Two-Sided Markets, Journal of the European Economic Association 1(4): 990–1029.

  9. STILL, K., M. SEPPÄNEN, H. KORHONEN, K. VALKOKARI, A. SUOMINEN, AND M. KUMPULAINEN. 2017. “Business Model Innovation of Startups Developing Multisided Digital Platforms.” 2017 IEEE19th Conference on Business Informatics (CBI).

  10. CONSTANTIOU I., MARTON A., TUUNAINEN V. K., FOUR MODELS OF SHARING ECONOMY PLATFORMS, 2017, MIS Quarterly Executive. URL: http://misqe.org/ojs2/index.php/misqe/article/ viewFile/798/474 (дата обращения: 01.04.2020).

  11. World Development Report 2016: Digital Dividends. Washington, DC: World Bank.— 330 p. doi:10.1596/978–1–4648– 0671–1 // URL: http://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016/ (дата обращения: 01.04.2020)

  12. CONSTANTIOU I., MARTON A., TUUNAINEN V. K., FOUR MODELS OF SHARING ECONOMY PLATFORMS, 2017, MIS Quarterly Executive. URL: http://misqe.org/ojs2/index.php/misqe/article/ viewFile/798/474 (дата обращения: 01.04.2020).

  13. DIAZ RUIZ, C.A. (2012), “Theories of markets: insights from marketing and the sociology of markets”, The Marketing Review, Vol. 12No. 1, pp. 61–77

  14. Фонд «Общественное мнение». Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017–2018 гг. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13999 (дата обращения: 01.04.2020)

  15. Росстат. Информационное общество. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/science_and_innovations/it_ technology/ (дата обращения: 01.04.2020)

  16. ITU. ICT Development Index 2017. URL: www.itu.int/ net4/ITU-D/idi/2017/index. html?#idi2017comparison-tab (дата обращения: 01.04.2020)

  17. Центральный банк Российской Федерации. Основные показатели развития национальной платежной системы. URL: http://www. cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet001. htm&pid=psrf&sid=ITM_30245 (дата обращения: 01.04.2020)

  18. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации. Доклад о развитии цифровой экономики в России, сентябрь 2018 года. 2018. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.— 143 с. URL: http://documents.worldbank. org/curated/en/848071539115489168/Competing-in-the-Digital-Age-PolicyImplications-for-the-Russian-Federation-Russia-Digital-Economy-Report (дата обращения: 01.04.2020)

  19. Ассоциация компаний интернет-торговли. Рынок интернет-торговли в России: Результаты 1 полугодия 2017. URL: http://www.akit.ru/wp-content/uploads/2017/09/АКИТ.— Результаты-1H2017.pdf (дата обращения: 01.04.2020)

  20. App Annie 2017. URL: https://vc.ru/41199-app-annie-rossiya-stalapyatoy-stranoy-po-zagruzkam-prilozheniy-za-vse-vremya-raboty-app-store (дата обращения: 01.04.2020

  21. SEO Auditor. Рейтинг поисковых систем на 2010 год. URL: http://gs.seo-auditor.com.ru/sep/2010/ (дата обращения: 01.04.2020)

  22. . EVANS, P. C., GAWER A., The Rise of the Platform Enterprise: A Global Survey. 29. The Center for Global Enterprise. 2016. URL: https://www.thecge.net/archived-papers/the-rise-of-the-platformenterprise-a-global-survey/ (дата обращения: 01.04.2020)

  23. SimilarWeb. Traffic Overview. URL: https://www.similarweb.com/website/ vk.com#overview (дата обращения: 01.04.2020)