Файл: Перспективы развития цифровых платформ в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 829

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Анализ перспектив развития цифровых платформ в России

2.1 Условия в России для быстрого роста платформ

В России цифровые платформы получили широкое распространение во многом благодаря значительному количеству интернет-пользователей: ежемесячная интернет-аудитория-84 млн человек, еженедельная интернет-аудитория-82 млн, ежедневная интернет-аудитория-75 млн, что составляет 72%, 70% и 64% населения России в 2017 году соответственно[14].

Россия продемонстрировала устойчивый рост проникновения Интернета в месяц с 10 процентов населения в 2003 году до 72 процентов в 2017 году. Кроме того, Россия входит в первую десятку европейских стран по объему оптоволоконных соединений для бытовых нужд (FTTH Council 2017).

Наибольший рост проникновения Интернета наблюдался в период 2009-2015 гг. для различных типов населенных пунктов. За этот период времени "цифровой разрыв" между Москвой и сельской местностью значительно сократился, что является крупным достижением, учитывая обширную территорию России и, как следствие, географические проблемы (рис.3).

Что касается других физических и виртуальных факторов, то Россия также демонстрирует прогресс во времени (рис.4).

Например, доля домохозяйств, имеющих доступ к интернету, увеличилась с 48 процентов в 2010 году до 76 процентов в 2017 году. Возросла доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ в интернет почти 20 процентов за последние четыре года, с 56,5 процента в 2013 году до 72,6 процента в 2017 году. Доля населения, использующего интернет для покупки товаров, удвоилась с 15,3 процента в 2013 году до 29,1 процента в 2017 году.

Рисунок 3. Динамика проникновения интернета в населенных пунктах разного типа в России (месячная интернет аудитория) в 2009–2017 гг.,%

Источник: Фонд «Общественное мнение». Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017–2018 гг

Рисунок 4. Использование ИКТ домохозяйствами и населением в России, 2013 и 2017 гг.,%

Источник: Росстат. Информационное общество, 2017

Доля населения, пользующегося интернетом для предоставления государственных и муниципальных услуг, также выросла за четыре года в четыре раза: с 10,7 процента в 2013 году до 42,3 процента в 2017 году[15].


Подробные данные об уровне проникновения Интернета в России см. также в Приложении 1. Россия опережает большинство регионов мира по уровню доступа и использования Интернета (рис. 5)[16] и демонстрирует впечатляющий рост в безналичной экономике (рис.6) и, в частности, в электронных платежах[17] (рис. 7).

Рисунок 5. Физические факторы развития цифровых платформ по миру, 2017

Источник: Международный союз электросвязи. Индекс развития ИКТ 2017.

Рисунок 6 Безналичные операции в России, 2010–2017, млн транзакций

Рисунок 7 Электронные платежи в России, 2013-2017 гг., количество операций с использованием электронных платежных средств для перевода электронных денег, млн. ед.

Источник: Центральный банк Российской Федерации. Основные показатели развития национальной платежной системы. 2018

На рынке современных цифровых платформ в России существует острая конкуренция между российскими компаниями (такими как Mail.ru, Яндекс, Озон и т. д.) и зарубежные (например, Google, AliExpress, Facebook и др.). Национальные МСП в России представлены в основном цифровыми платформами для поставок товаров и услуг, в том числе следующих видов: торговля товарами (Озон, Ламода), трансфер (Яндекс.Такси), туристические услуги (tutu.ru), финансовые услуги (banki. ru), развлечения (afisha.ru), рекламные услуги (Yandex.Yandex-да. Директ, реклама ВКонтакте, myTarget), веб-поиск (Яндекс), информационные сервисы (Госкаталог. ru), обучение (repetitors.info), медицинские услуги (docdoc.ru), приложения (Яндекс. Магазин) и др. В то же время уровень развития цифровых платформ в России в таких ключевых отраслях экономики, как строительство или сельское хозяйство, остается недостаточно развитым . Несмотря на то, что большинство российских цифровых платформ работают по всей стране, есть только несколько успешных российских платформ, работающих по всему миру. Например, российская компания "Эквид" из Ульяновской области предоставляет услуги по открытию интернет-магазина для малого и среднего бизнеса. В настоящее время Ecwid.com это глобальная цифровая платформа и поставщик услуг электронной коммерции, присутствующий в более чем 170 странах и доступный на 50 языках

Однако цифровые платформы в России присутствуют лишь в нескольких секторах экономики. В крупных секторах экономики, таких как сельское хозяйство, внедрение и развитие цифровых платформ находится на низком уровне и нуждается в активной государственной политике


2.2 Рынок платформенной экономики в России

Недавнее исследование Всемирного банка показало, что доходы российских цифровых платформ превышают 17 миллиардов долларов США[18], достигнув примерно 1 процента ВВП России в 2017 году. Если исходить из рыночной капитализации платформенных компаний, то объем рынка платформ превысит 24 млрд долл.9 (рис. 8).

Рисунок 8. Рыночная капитализация крупнейших российских цифровых платформ, 2017, млрд долл

Выручка российских цифровых платформ (17 миллиардов долларов США) будет использоваться в качестве индикатора размера российского рынка цифровых платформ, хотя на рисунках 8 и 9 показаны как выручка, так и капитализация компаний-платформ в России.

Рисунок 9. Объем продаж (выручка) крупнейших российских цифровых платформ, 2017, млрд руб

Стоит отметить, что ряд компаний с относительно небольшой выручкой (Ulmart, Wildberry, Citylink и др.) имеют высокую рыночную капитализацию, сигнализирующую о том, что игроки на финансовых рынках ожидают потенциального будущего роста этих компаний. Однако на рыночную капитализацию также могут влиять экономические и финансовые пузыри. Иностранные МСП в России в основном представлены следующими категориями: электронная коммерция, мобильная экосистема и экономика приложений, поисковые системы, социальные медиа и рекламные платформы.

В России рынок электронной коммерции оценивается в 16 миллиардов долларов США[19] . Доля иностранных компаний электронной коммерции в обороте составляет почти 40 процентов (около $ 7 млрд). Зарубежные платформы электронной коммерции в основном представлены AliExpress, Amazon и eBay. Мобильные экосистемы включают Google Play и AppStore. По данным исследовательской компании App Annie, выручка магазинов мобильных приложений в России в 2017 году составила почти 500 миллионов долларов США[20]. Основной зарубежной поисковой системой в России является Google, которая также вышла на первое место по популярности в июне 2018 года с 51 процентом пользователей (по сравнению с 34 процентами пользователей в июне 2010 года)[21]. Instagram Facebook, WhatsApp, YouTube, Twitter и т. д. это социальные медиа-платформы. В целом зарубежные социальные медиа-платформы демонстрируют гораздо меньший доход в России по сравнению с национальными платформами, такими как "Вконтакте" и "Одноклассники". Рекламные площадки представлены объявлениями Google AdWords и Facebook. В целом объем рынка зарубежных цифровых платформ (выручка компаний) в России оценивается в $ 8 млрд.


Таким образом, если мы рассчитаем общий объем рынка цифровых платформ в России исходя из их выручки, то он составит около 25 миллиардов долларов США, где доля иностранных компаний составит около 30 процентов.

Несмотря на то, что крупные международные платформенные компании, такие как Google и Facebook, занимают доминирующие позиции в мире по капитализации, доле рынка и количеству пользователей, в России они сталкиваются с конкуренцией в лице национальных платформ, которые не только занимают значительную долю рынка, но и обладают лояльностью пользователей, что позволило сохранить высокие позиции российских платформенных компаний на рынке в течение последних лет (рис. 10 и 11).

Рисунок 10. Динамика аудитории веб-сайтов в России по количеству посещений не реже 1 раза в месяц через настольные устройства, млн посетителей в декабре 2011–2018 гг

Рисунок 11. Динамика аудитории веб-сайтов в России по количеству посещений не реже 1 раза в месяц с помощью смартфонов и/или планшетов, млн посетителей в декабре 2015–2017 гг

Как видно из рисунка 10, количество пользователей Яндекса и почты platforms.ru это сопоставимо с их глобальным конкурентом, платформой Google. С 2001 года Яндексу удалось обогнать местных конкурентов и привлечь инвестиции, разработав удобные и простые в использовании веб-сервисы, такие как Яндекс.Директ (контекстная реклама), Яндекс.Рынок (электронная коммерция), Яндекс.Деньги (электронные деньги), Яндекс.Деньги. В результате Яндекс конкурирует с Google в широком спектре предоставляемых онлайн-сервисов. Сегодня, чтобы сохранить свои лидерские позиции, Яндекс разрабатывает и внедряет новые цифровые сервисы, такие как Яндекс.Такси, виртуальный помощник Алисы и другие. Facebook ещё одна крупная зарубежная цифровая платформа, работающая в России, но с вдвое меньшим количеством посетителей по сравнению с Яндексом за указанный период с 2001 года или с социальной сетью Вконтакте, прямым российским конкурентом в социальных сетях.

Таким образом, российские платформенные компании доминируют над настольными устройствами и стабильно занимают высокие позиции в рассматриваемый период однако, как видно из графика, с 2014 года количество пользователей настольных устройств сокращается, что, очевидно, связано с развитием мобильных приложений и веб-сайтов (Рис.11).

Рост количества мобильных приложений в России постоянно растет, причем наиболее заметными являются только две национальные платформы-Яндекс и Вконтакте. Facebook instagram Facebook instagram и другие крупные российские цифровые платформы, такие как Avito и Одноклассники, показывают меньшее количество пользователей на мобильных устройствах и значительно отстают от Facebook и Instagram в России. Facebook Instagram Facebook Instagram Facebook, однако, оба имеют относительно высокие среднегодовые темпы роста (CAGR) в течение 2015-2017 годов, с 16 и 14 процентами соответственно, в то время как Instagram и Facebook имеют только 9 и 0,7 процента. Важно подчеркнуть тот факт, что в последние годы зарубежные социальные медиа-платформы, такие как YouTube, WhatsApp и Instagram, показали положительный рост мобильной аудитории, увеличив долю охвата российского интернета. Общий объем глобальной платформенной экономики составил около 4,3 трлн долларов США, рассчитанный исходя из рыночной капитализации крупнейших компаний, использующих бизнес-модели цифровых платформ, с предполагаемой занятостью около 1,3 млн сотрудников[22] . Большинство цифровых платформ сосредоточено в Азии (47%), Соединенных Штатах (36%) и Европе (15%), которая является ядром глобальной экономики платформ. Доля российских платформенных компаний едва заметна на фоне общего объема мировой платформенной экономики или, по сравнению с такими гигантскими компаниями, как Google или Amazon. Тем не менее, в последние годы наблюдается значительный и стабильный рост российских цифровых платформ (Рис.12).


Рисунок 12. Капитализация крупнейших российских интернет-компаний 2015–2018 гг., млрд долл

Общая рыночная капитализация российских компаний-платформ за последние четыре года удвоилась-с 12 млрд долларов США в 2015 году до 24 млрд долларов США в 2018 году (рис.12). Доля капитализации платформенных компаний в ВВП России увеличилась с 0,87 процента в 2015 году до 1,52 процента в 2017 году, что может свидетельствовать о значительном и растущем значении цифровых платформ для национальной экономики. Рисунок 11 показывает, что платформы электронной коммерции остаются стабильными с точки зрения капитализации, в то время как ведущие компании, такие как Яндекс и <url>, демонстрируют значительные результаты и быструю положительную динамику. Этот рост можно объяснить, в том числе, присутствием на российском рынке иностранных платформных компаний, конкуренция с которыми приводит к здоровому развитию рынка цифровых платформ и их дальнейшему развитию. Отмеченный выше рост числа пользователей сайтов и приложений, а также рост выручки свидетельствует о существовании конкурентной среды между отечественными и зарубежными МСП, что привело к появлению цифровых инноваций, высокой доле национальных платформ на российском рынке и появлению новых онлайн-сервисов, таких как Яндекс.Такси, которое слилось со своим прямым иностранным конкурентом Uber. Однако крупные международные платформы, такие как YouTube, Instagram и WhatsApp, имеют потенциал завоевать высокую долю рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе не только с точки зрения количества пользователей, но и с точки зрения доходов. Этот конкурентный вызов побуждает российские платформенные компании разрабатывать новые услуги по созданию стоимости и расширять свой охват.

Бизнес-модели российских платформенных компаний можно разделить на три большие группы. Каждая бизнес-модель имеет свое уникальное рыночное позиционирование и организационный механизм. Первая бизнес-модель представлена исключительно интернет-компаниями, которые ведут свой бизнес полностью онлайн (например, Яндекс). Вторая бизнес-модель включает в себя операторов мобильной связи, владеющих платформами и диверсифицирующих деятельность компании в рамках отрасли в сторону развития цифровых платформ (например, Мегафон). Третья бизнес-модель включает компании из традиционных отраслей, которые начинают использовать и внедрять цифровые платформы в свои внутренние процессы для улучшения внутренних операций и консолидированных цепочек поставок (например, "Газпром нефть").