Файл: Перспективы развития цифровых платформ в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 794

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время развитие цифровой экономики происходит во всем мире и во всех сферах жизни общества за счет инновационного роста и трансформации процессов в результате появления новых технологий. Однако цифровая экономика развивается неравномерно в разных странах и регионах, создавая как новые возможности, так и барьеры, которые необходимо преодолеть, чтобы успешно вести бизнес на цифровых платформах. Данные трансформируются в современных условиях в новый фактор производства, что позволяет создавать ценность для потребителя и строить бизнес-деятельность на ином технологическом уровне. В связи с этим цифровая экономика и проблемы ее построения становятся одной из важнейших тем, изучаемых различными зарубежными и российскими учеными

Цифровая трансформация это непрерывный процесс, охватывающий все секторы экономики и оказывающий значительное влияние на образ жизни людей. Цифровые платформы ускоряют цифровую трансформацию. В последние годы стремительный рост цифровых платформ во всем мире трансформировал множество различных отраслей промышленности: платформы приводят к повышению производительности труда, обеспечивают быструю и непрерывную коммуникацию между людьми, облегчают сотрудничество и взаимодействие между организациями, стирают территориальные границы и преодолевают часовые пояса, повышают конкурентоспособность национальных рынков. Цифровые платформы разрушают традиционные рынки, такие как транспорт или строительство. Это в значительной степени объясняется тем, что появление цифровых платформ снижает барьеры для входа, такие как потребность во внутренних ресурсах, оборудовании ИКТ и экспертных знаниях для создания и поддержания онлайн-присутствия. Технологическая трансформация может стимулировать экономический рост за счет повышения эффективности и конкурентоспособности на рынке. Распространение феномена цифровых платформ имеет экономические и социально-политические последствия. Наряду со значительными возможностями цифровая трансформация несет в себе реальные и потенциальные риски. Власти сталкиваются с проблемами во многих областях политики, таких как конкуренция и защита прав потребителей, защита данных, налогообложение и трудовые отношения в цифровую эпоху. Необходимо адаптировать государственную политику и законодательство к новой цифровой реальности. В частности, все большее внимание со стороны регулирующих органов привлекают взаимодействие между экономическими агентами в рамках цифровых платформ, безопасность и доступ к данным, используемым платформой, стандарты данных и конфиденциальность пользователей. Кроме того, ускоренные темпы глобальной цифровой трансформации создают препятствия для развивающихся рынков, где множатся новые возможности и новые риски.


Объект исследования: цифровые платформы.

Предмет исследования: особенности развития цифровых платформ в России.

Цель работы: рассмотреть перспективы развития цифровых платформ в России.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить задачи:

- рассмотреть элементы цифровой экономики;

- описать концепцию цифровых платформ;

- изложить условия в России для быстрого роста платформ;

- проанализировать рынок платформенной экономики в России.

1. Теоретические основы развития цифровых платформ

1.1 Элементы цифровой экономики

Нет устоявшегося определения термина "цифровая экономика" (от англ. цифровая экономика), и различные ученые подходят к трактовке этого понятия с разных позиций. В частности, авторы исследования (Бабкин, 2019)[1] определяют цифровую экономику как совокупность технологий, преобразующих систему социально-экономических отношений. Другие ученые (Черных, 2018; Каткин и др., 2017)[2][3] определяют цифровую экономику как систему высокотехнологичных элементов, позволяющих стимулировать инновационный рост экономики. По мнению автора, Цифровая экономика это сложное и достаточно емкое понятие, но можно предположить, что ее развитие базируется на ключевых компонентах, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные компоненты цифровой экономики

Как видно из рисунка 1, цифровые данные являются одним из ключевых компонентов цифровой экономики. Следует отметить, что трафик данных Глобального интернет-протокола увеличился со 100 ГБ в день в 1992 году до более чем 45 000 ГБ в день в 2017 году и, по прогнозам, увеличится до 150 700 ГБ в день в 2022 году[4]. Поток цифровых данных становится важнейшим ресурсом для бизнеса и определяет первый этап построения цифровой экономики в мире. Еще одним несомненным драйвером цифровой экономики являются новые технологии (от англ. новые технологии), которые включают в себя передовую робототехнику, автономные транспортные средства, трехмерную печать, возобновляемую энергию, новые материалы и вещества, блокчейн-технологии, облачные вычисления, интернет вещей, аналитическую обработку данных и др.[5]. В то же время инновационные информационно-коммуникационные технологии позволяют осуществлять непрерывную связь (нон-стоп связь), онлайн-присутствие и высокоскоростную работу.


Цифровая инфраструктура (от англ. цифровая инфраструктура это совокупность технологий и оборудования, позволяющих создавать цифровое пространство, включая вычислительные и телекоммуникационные мощности, цифровые рынки и электронные сети. Необходимо признать, что цифровая инфраструктура является важнейшим компонентом цифровой экономики, поскольку она обеспечивает цифровые сети для передачи данных, доступность интеграции машин и оборудования, тем самым снижая затраты на эксплуатацию оборудования и обслуживание пользователей. Потенциал цифровой инфраструктуры необходим для поддержки текущих процессов, а также для разработки и совершенствования новых технологий.

Цифровой разум это способность людей использовать цифровые технологии для решения существующих и новых проблем, собирать и анализировать информацию, отслеживать потребительские предпочтения, создавать оригинальные решения, взаимодействовать с клиентами и партнерами и так далее. Широкое развитие цифрового мышления в результате направлено на создание цифрового или "умного" общества, в котором работа подавляющего большинства специалистов связана с управлением информацией и знаниями.

Одной из составляющих цифровой экономики, наиболее заслуживающих внимания с точки зрения создания ценности для потребителей, являются цифровые платформы (от англ. цифровые платформы), которые обеспечивают взаимодействие множества переменных и детерминированных бизнес-моделей на основе цифровых данных (от англ. бизнес-модели, основанные на данных). Постоянное развитие и внедрение новых цифровых платформ направлено на заполнение очередного сегмента рынка и получение конкурентных преимуществ.

На рис. 2 представлена классификация цифровых платформ, используемых в настоящее время для различных коммерческих и некоммерческих целей.

Рисунок 2. Виды цифровых платформ

Согласно классификации, приведенной на рис. 2, цифровые платформы делятся на две основные группы: коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие платформы не ориентированы на получение прибыли и направлены на решение различных социальных проблем. Среди коммерческих цифровых платформ наиболее распространены платформы электронной коммерции для товаров, как через посреднические платформы, так и непосредственно от производителя. Транзакционные цифровые платформы стали ключевым способом ведения бизнеса для ряда цифровых корпораций. Кроме того, значительно развились социальные цифровые платформы, электронные платежные системы, образовательные и инвестиционные платформы. Следует отметить, что с развитием цифрового пространства и появлением новых стартапов расширяются и платформы электронной коммерции, в том числе компании, предлагающие абонентские услуги (Netflix, Amediateka), такси и транспортные услуги (Uber, Яндекс.Такси), услуги по бронированию гостиниц и туров (Booking. com, Airbnb), облачные сервисы (Salesforce, Amazon Web Services) и многие другие. Важно уточнить, что бизнес, созданный на основе цифровых данных и платформ, привлекателен для всех сторон: производителей, продавцов, покупателей, посредников, общества и государства в целом[6].


Преимущества развития цифрового бизнеса заключаются в решении различных социально-экономических и технологических задач, в том числе: привлечение инвестиций в бизнес-сферу; появление новых продуктов и новых рынков сбыта; снижение себестоимости ведения бизнеса; усиление конкуренции; появление новых профессий и рабочих мест; повышение производительности труда, эффективности процессов; повышение налогов; увеличение диффузии инноваций; инновационный рост и др.

Эти преимущества определяют стремление компаний к цифровизации бизнес-процессов, но большинство российских предприятий сталкиваются со многими проблемами в ходе попыток трансформации

Уровень трансформации деятельности организаций существенно зависит от сферы и региона (Зоидов и др., 2018)[7]. Предприятия, не требующие значительного физического присутствия, полностью и относительно легко переходят на цифровые платформы (услуги, банковские и финансовые операции, разработка программного обеспечения и приложений, развлекательный бизнес и др.). Менее гибкие промышленные предприятия, многие из которых еще не автоматизировали систему управления бизнес-процессами, значительно отстают в развитии. Компании, работающие на рынке b2b, стремятся к цифровизации хотя бы на уровне взаимодействия с потребителями. Местные узкопрофильные малые фирмы ищут решения для восстановления своего бизнеса с целью повышения производительности труда.

1.2 Концепция цифровых платформ

Взаимосвязь между спросом и предложением всегда была предметом исследований экономистов и философов. Исторически сложилось так, что торговые платформы, где продавец и покупатель могли взаимодействовать, приводили к ряду взаимных выгод, таких как снижение логистических издержек, повышение осведомленности потребителей и, в конечном счете, повышение конкуренции и интенсивности торговли. Аналогичным образом, цифровые платформы способствуют развитию и совершенствованию рыночных отношений между участниками и совершенствованию базовых механизмов традиционных торговых платформ. Цифровые платформы связывают обе стороны рынка в единую сеть[8], что облегчает поиск, сравнение товаров и услуг, проведение сделок с использованием онлайн-инструментов и повышает эффективность за счет немедленного реагирования и координации действий в случае непредсказуемых изменений на рынке и динамики спроса и предложения. Цифровые платформы можно определить как "многосторонние торговые платформы с бизнес-моделями, которые позволяют производителям и потребителям создавать взаимовыгодные ценности, взаимодействуя друг с другом"[9]. Многосторонние платформы (далее МСП) обладают рядом уникальных характеристик, которые существенно отличают их от традиционных торговых платформ. Цифровые платформы позволяют умножать и совершенствовать традиционные рыночные отношения с помощью цифровых технологий, хранения больших объемов данных, доступа к информации и т.д. Цифровые платформы предоставляют новые возможности участникам рынка благодаря взаимному влиянию двух эффектов. Сетевой эффект возникает за счет того, что цифровые технологии позволяют осуществлять многократные транзакции, позволяя, в частности, использовать маркетинговые и бизнес-концепции "длинного хвоста". Цифровые платформы могут объединить миллионы потребителей на одном цифровом рынке. Инновационный эффект возникает там, где технологические операторы обмениваются данными и продвигают совместные инновации между различными игроками отрасли, выступая в качестве платформ для приложений в различных операционных системах (Apple iOS и Android обеспечивают распространение и появление тысяч услуг и экономических транзакций на основе единой цифровой платформы). МСП обеспечивают взаимовыгодное взаимодействие между потребителями и производителями: "полезность" одной из сторон, участвующих в цифровой платформе, возрастает по мере увеличения "полезности" противоположной стороны.


Кроме того, платформы также обеспечивают открытую инфраструктуру для участников и устанавливают новые правила и стандартизированные механизмы координации[10]. Динамика развития, эволюции и совершенствования МСБ зависит от количества участников и пользователей, которые совершенствуют функционал платформы, что приводит к быстрому расширению деятельности платформы. Сетевые эффекты играют ключевую роль в качестве факторов, способствующих конкурентной динамике, и помогают МСП расти, принося дополнительную "полезность" каждому из участников рынка по мере увеличения размера платформы. Цифровые платформы позволяют производителям и потребителям взаимодействовать в режиме онлайн, проводить электронные транзакции, а также собирать, обрабатывать и обмениваться информацией. Последовательные архитектурные подходы к совместимости и добровольному соблюдению цифровых стандартов позволяют различным платформам беспрепятственно соединяться друг с другом, обеспечивая дополнительные преимущества для пользователей.

Цифровые платформы облегчают функционирование системы обмена данными между группами пользователей, предоставляя цифровые услуги для взаимодействия и транзакций, а также для сбора, обработки и обмена данными, связанными с их общими интересами или деятельностью[11]. В связи с тем, что цифровые платформы обеспечивают сложный процесс взаимоотношений между различными участниками рынка, они имеют несколько моделей доходности, таких как комиссионная, абонентская, рекламная и сервисная модели. Отношения между пользователями также различаются в зависимости от способов доставки: B2B, B2C, C2C, B2B2C (например, App Store предоставляет возможности платформы разработчикам приложений, которые в свою очередь предоставляют приложения для пользователей) и B2C2C (Avito предоставляет пользователям возможность продавать продукты другим пользователям). Стоит отметить, что организация бизнес-процессов внутри платформенных компаний варьируется в зависимости от рыночных и организационных механизмов координации. Физические лица участвуют в экономической деятельности на цифровых платформах через свои собственные ресурсы, такие как собственные активы и трудовые ресурсы, или в общем режиме. Бизнес-модели малого и среднего бизнеса позволяют использовать режим "актив-как-услуга" (asset-as-aservice), который также называется общим потреблением[12]. Цифровые платформы это "продукт эволюционного процесса, который смешивает физические и поведенческие факторы". Физические факторы включают цифровую инфраструктуру: широкополосные, фиксированные и мобильные сети доступа в интернет; пользовательское оборудование, такое как смартфоны и ноутбуки; платежные и геолокационные сервисы и приложения; облачные вычислительные сервисы; безопасность; а также вспомогательные факторы, такие как дистрибуция, логистика и посреднические товары. Поведенческие факторы формируют бизнес-среду для цифровых платформ и необходимы для динамики развития малого и среднего бизнеса. Потребители меняют свои поведенческие предпочтения от процесса покупки продукта или услуги к процессу онлайн-потребления, что приводит к одноранговой экономике, в которой платформы все больше опосредуют взаимодействие, обычно координируемое одноранговыми доверительными отношениями. Цифровые платформы приводят к резким изменениям на рынках. В отличие от принципа" победитель получает все", при котором продукты обычно следуют единому стандарту, в котором доминирует одна компания, принцип" победитель принимает участие " обеспечивает новые правила для участников рынка и позволяет нескольким победителям сосуществовать на одном рынке и обеспечивает несколько точек равновесия. Однако принцип "победитель получает все" более характерен для малых и средних предприятий. В этом случае сетевые эффекты приносят пользу тем компаниям платформы, которые первыми внедряют инновации, устанавливают стандарты и масштабируют успех. Управление платформой подразумевает контроль над каналом распространения, поэтому владелец доминирующей платформы, контролируя все данные платформы, расширяет свое доминирующее положение на рынке. Четыре крупнейшие компании мира по рыночной капитализации используют цифровые платформы: Apple, Google, Microsoft и Amazon[13]. Кроме того, платформенная бизнес-модель является настолько мощным инструментом реорганизации бизнеса, что она быстро повлияла на доминирующие бизнес-модели из других секторов, включая инфраструктуру, которая переходит к модели инфраструктуры как услуги из-за растущей централизации данных и платформ. Появление цифровых платформ в ключевых секторах экономики, таких как сельское хозяйство, строительство, нефть и газ, может способствовать ускорению экономического роста, расширению возможностей трудоустройства на сокращающихся рынках и повышению качества услуг. В качестве одного из самых многочисленных примеров отметим, что во Франции существует целая сеть платформенных компаний в аграрной отрасли, работающих в качестве виртуальных торговых площадок, где ретейлеры, оптовики, фермеры и потребители взаимодействуют друг с другом (например, Agriconomie, WeFarmUp).