Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и специфика организации проблемных уроков в начальной школе
1.1 История и основные понятия проблемного обучения
1.2 Основные пути реализации проблемного обучения в учебном процессе
Глава 2. Практические аспекты применения проблемного обучения в начальной школе
2.1 Реализация проблемного обучения младших школьников на уроке
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Уже много лет данная задача решалась в зависимости от достижений науки и требований, выдвигавшихся к личности выпускника школы. В современной школе это достигается путем применения различных технологий развивающего обучения с использованием деятельностного подхода. Благодаря развитию этих двух направлений проблемное обучение переживает «второе рождение».
Задача, которая стоит перед современной школой, заключается в развитии творческих способностей каждого ученика, возникает необходимость сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно приобрести новые знания. Именно поэтому в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты общепедагогической подготовки учителя, его профессионального становления, вопросы повышения качества этой подготовки рассматривались в работах А. Абдуллиной, С. Архангельского, Ю. Бабанского, А. Глузмана, Ф. Гоноболина, Л. Коваль, В. Сластенина, В.Н. Талызиной и других исследователей.
В работах А.М. Алексюк, Е.С. Барбиной, Н.В. Кузьминой, А.Ф.Линенко, А.Г. Мороз, В.А. Сластенина и др. раскрываются пути, способы и методы профессиональной подготовки учителей в высших учебных заведениях.
Как считает Мельникова Е.Л., основанное на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей.
Объект исследования – процесс обучения учащихся начальной школы.
Предмет исследования - способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Цель работы: определить эффективность проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Задачи работы:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу и показать роль и значение проблемного подхода к обучению младших школьников;
2) определить эффективность проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Гипотеза, положенная в основу исследования: использование элементов проблемного обучения в начальных классах посредством применения на уроках проблемных вопросов, задач и заданий, специфических форм и средств обучения, которые позволят повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся и обеспечат результативностью, сознательностью и прочностью усвоения ими знаний и умений, предусмотренных программой.
Речь идет о том, чтобы, во-первых, научить учителя специальными приемами создавать проблемные ситуации там, где они сами не возникают, систематически сталкивать ученика с последовательно усложняющимися учебными проблемами и управлять ходом его познавательной деятельности на протяжении всего курса обучения; во-вторых, научить учащихся приемам анализа возникающих проблемных ситуаций, видению проблем, их осознанию и формулировке, способам эвристической деятельности по решению поставленных проблем, что в конечном итоге приводит к изменению структуры мыслительного процесса и формированию логико-теоретического и интуитивного мышления.
Преимущество проблемного обучения в начальной школе заключается в том, что оно как нельзя лучше подготавливает детей к курсу средней школы. Данный вид обучения является своего рода адаптером связующим звеном при переходе учащихся в среднюю школу.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы и специфика организации проблемных уроков в начальной школе
1.1 История и основные понятия проблемного обучения
Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является так называемое проблемное обучение, которое рассматривается сейчас в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. Проблемное обучение, как следует из самого его названия, представляет собой обучение, в процессе которого обучаемые вовлекаются в разрешение проблем. [1.C.34]
Проблемное обучение - это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли». [3.C.48]
История собственно проблемного обучения начинается с введения, так называемого, исследовательского метода, многие правила которого были разработаны Джоном Дьюи. [1.C.45]
«Исследовательский метод» успешно применялся многими отечественными педагогами, в частности в широко развернувшейся юннатской работе, организованной Б.В. Всесвятским, называвшим его «методом исканий». В курсах педагогики указывалось на необходимость решать «маленькие научные задачи». Обсуждался вопрос о соотношении научного исследования и учебного, рекомендовалось говорить не об «исследовательской методе», а о «методике учебного исследования».[4.C.138]
Работа, проводившаяся в эти годы учителями и педагогами, заложила основы более глубоких исследований в этой области, которые начались в 60-х годах. В эти годы идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским и Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Много этими вопросами занимаются М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки. Определенный вклад в разработку этой проблемы был внесен польскими учеными. Вся эта работа позволила создать научный психолого-педагогический фундамент, на котором базируются современные подходы к теории и методике проблемного обучения. [5.C.32]
Так что же все-таки представляет собой проблемное обучение? Чем оно отличается от традиционного?
В традиционном обучении (объяснительно-иллюстративном) преподаватель сообщает учащемуся готовые знания - он объясняет новый материал, показывает выдвигаемые положения, подкрепляет их иллюстрациями и т. д. [8.C.44]
Учащийся воспринимает сообщаемое, осмысливает его, запоминает, заучивает. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти средства для ее разрешения. В поисках этих средств и путей учащийся и приобретает новые знания. В первом типе обучения упор делается на мотивы непосредственного побуждения; (учитель интересно рассказывает, привлекает наглядные пособия - ученику интересно, он активно слушает) или перспективно побуждающие (урок не очень интересен, иллюстративного материала нет, но данный предмет или раздел очень важен для подготовки к экзаменам в вуз, поэтому учителя надо слушать и материал знать). При проблемном обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения - учащиеся сами с интересом ищут пути получения недостающих знаний, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, преодоления сложностей и самостоятельно найденного решения. [1.C.76]
Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает наличных знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда она способна пробудить у обучаемых желание выйти па этой ситуации, снять возникшее и ощущаемое противоречие. Желание это возникает не при всякой проблемной ситуации. [2.C.12] Для того чтобы оно появилось, нужно соблюдение двух условий: содержательная сторона ситуации должна представлять определенный интерес для учащихся, и они должны чувствовать, что решение проблемы в целом им посильно, так как часть необходимых знаний у них есть. [е школьник урок
Пробуждение желания разрешить эту проблему в сочетании с потребностью узнать интересное новое и знаменует очень важный момент в проблемном обучении - принятие проблемы к решению. После принятия проблемы к решению и оформления ее в словесную форму, отделяющую известное от неизвестного, она превращается в проблемную задачу, в процессе решения которой и происходит приобретение и усвоение недостающих знаний. [6.C.120]
Проблемные ситуации можно подразделять по нескольким основаниям: по области научных знаний или учебной дисциплине; по направленности на поиск недостающего нового; по уровню проблемности, т.е. очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия; по типу и по характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным фактом и неумением его объяснить и т. п.). [7.C.14]
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. [1.C.55]
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы. [12.C.76]
Цикл умственных действий в зависимости от проблемной ситуации до ее решения имеет несколько этапов
1. возникновение проблемной ситуации,
2. осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
3. нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
4. доказательство гипотезы,
5 проверка правильности решения проблем. [9.C.44]
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; [14.C.10]
- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы). [2.C.61]
Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности). [10.C.18]
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. [12.C.45]
Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. [1.C.78]
Постановка учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил.
Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы.
Не всякая учебная задача является проблемной. Проблема - это задача, не имеющая стандартного решения, т. е. она решается не по схеме, алгоритму или образцу. Поэтому проблема – это, прежде всего, поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний. В обучении это будет такая задача, для решения которой необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены. [2.C.3]
Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, что он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения и что в прошлом опыте того, кому он задается, нет готовой схемы решения. Наличие противоречия как исходного момента возникновения проблемности - важнейшая характеристика проблемного обучения в целом и всех связанных с ним понятий. В обучении же создание проблемности всегда имеет целью побуждение к приобретению новых знаний, необходимых для снятия возникшего состояния озадаченности, недоумения, неумения ответить на поставленный вопрос. [11.C.49]