Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 1821
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
1.3. Конкретные функции управления
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИ
2.1. Гостиничный бизнес ООО «Европа Отель»: история развития и правовая основа
2.2 Организационная структура управления и состав персонала
2.3 Характеристика системы мотивации персонала ООО «Европа Отель»
2.4 Анализ мотивации трудовой деятельности линейных сотрудников службы приема и размещения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Менеджмент, как наука, приобретает все большее значение в современном мире, ведь менеджеры – это множество людей во всех странах мира, которые в той или иной степени управляют какими-либо процессами. Для хорошего управленца важно обладать знаниями, основными принципами менеджмента, уметь применить их на практике, основываясь на основных функциях менеджмента.
Процесс управления включает в себя пять основных общих функций: планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль.
Функции менеджмента активно изучались многими специалистами. Но не только теория является важным элементов изучения управленческих функций. Изучение управленческих функций происходило и происходит непосредственно на местах, так сказать - на практике.
Менеджмент можно рассматривать как процесс взаимоотношений менеджера и его подчиненных в процессе реализации функций управления.
Цель: изучить основные функции менеджмента.
Предмет исследования: менеджмент.
Объект исследования: основные функции управления.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и содержание основных управленческих функций;
- проанализировать основные функции менеджмента.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие менеджмента
Менеджмент - это процесс управления и контроля над социально-экономическими системами.
Менеджмент - совокупность методов, форм, средств управления производством для достижения поставленных целей: повышения эффективности производства, увеличения прибыли и т. п. [24]
Вся деятельность в процессе управления направлена на постановку и реализацию целей организации с помощью эффективного использования имеющихся ресурсов.
Рис.1.1 Уровни менеджмента
Менеджмент состоит из следующих уровней (рис.1.1):
- Управление высшего звена (Top Management) - определение целей, стратегии организации, разработка орг. структуры, распределение ресурсов, контроль над прибылью;
- Управление среднего звена (Middle Management) – руководство деятельностью подразделениями, работа с кадрами, координирование деятельности, постановка заданий;
- Управление низового звена (Down Management) - управление подчиненными, контроль над деятельностью подразделений, над результатами работы, рациональным использованием имеющихся ресурсов, анализ и учет информации.
1.2 Функции менеджмента
Анри Файоль: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать".
Цели организации
Функции
Достижение цели
Внешняя среда
Информация
о внешней среде
Внутренняя
среда
Рис.1.2 Менеджер в системе управления
Управленческие функции непосредственно отражают сам процесс менеджмента (рис.1.2). Несколько функций могут управляться одним сотрудником, равно как и одна функция может исполняться несколькими сотрудниками.
Разделение управленческих функций позволяет определить основные задачи и виды управленческой деятельности.
Различные учения предполагаю наличие множества разнообразных функций менеджмента. В данной работе автором будет рассмотрена дифференциация функций менеджмента на общие и конкретные (рис. 3)
Функции менеджмента
По направлению воздействия на объекты управления
(конкретные функции)
По содержанию процесса управления
(общие функции)
Рис. 1.3 Функции менеджмента
Общие функции менеджмента включают в себя основные процессы управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях (рис. 4).
Рис. 1.4 Общие функции менеджмента
Можно выделить основные функции менеджмента:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- координация;
- контроль.
Планирование – одна из основных управленческих функций, представляющая собой вид деятельности, связанный с постановкой задач для достижения целей.
Планирование - это неоднократно повторяющийся процесс принятия решений, ориентированный на будущее.[13]
Сущность данной функции заключается в:
- постановке задач,
- определении средств достижения поставленных задач,
- установление сроков и последовательности решения задач,
- выявление имеющихся ресурсов и трудового потенциала для решения поставленных задач.
Формы планирования:
- Долгосрочное или стратегическое планирование рассчитано на 10-20ти летний срок. Цели разрабатываются на перспективу. Формируются общие цели, программа развития, очередность действий, направленных на достижение поставленных целей, обеспечение ресурсами и материальными средствами.
Для успешного функционирования фирма должна осуществлять постоянный сбор и анализ информации о множестве факторов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность организации.
Планы формируются в виде прогнозов и программ развития.
Конечно, некоторые фирмы способны добиться определенных успехов и без особых затрат на планирование, да и стратегическое планирование не дает гарантий успехов.
Но все же планирование может оказать существенную пользу организации, давая некую основу для принятия управленческих решений, снижая некоторые риски.
- Среднесрочное планирование рассчитывается на 5 лет. Ставятся основные задачи, разрабатываются мероприятия по достижению поставленных целей и решению выявленных задач, устанавливается очередность их реализации.
- Краткосрочное планирование рассчитывается на год. Предусматривает определение текущих целей и задач. Подробно прорабатываются пути решения поставленных задач, способы расходования ресурсов, нововведения.
На год разрабатываются промежуточные планы: на месяц, квартал, полугодие, которые конкретизируют поставленные цели и задачи.
Ни одно предприятие не может существовать без планирования, поскольку ежедневно приходится сталкиваться с принятием решений в отношении:
- распределения имеющихся ресурсов;
- координирования деятельности среди подразделений предприятия;
- установления взаимосвязи с рынком;
- формирования работоспособной орг. структуры;
- контроля над рабочим процессом;
- развития предприятия.
Итак, можно сделать вывод, что планирование позволяет заранее принять во внимание внутренние и внешние факторы, создающие благоприятные условия для эффективного и прогрессивного функционирования как фирмы в целом, так и её отдельных подразделений.
«Планирование» предопределяет, чем конкретно будет заниматься организация, а функция «организация» определяет организационную структуру, необходимые условия для эффективного функционирования фирмы: потребность в персонале, материалах, финансовых и других ресурсах.
Функция организации включает в себя следующие составляющие:
-
-
-
- административно-организационное управление: определяется организационная структура предприятия, происходит установление связей и делегирование функций между подразделениями предприятия, определяются права и ответственность работников.
- оперативное управление обеспечивает осуществление деятельности фирмы относительно утвержденного плана. Периодически и систематически сравниваются достигнутые результаты и результаты, прогнозируемые в плане, и корректируются.
-
-
Основные виды организационного процесса:
1. Разбивка предприятия на подразделения в соответствии с целями и задачами.
2. Делегирование полномочий.
Делегирование - передачу задач и полномочий сотруднику, принимающему при этом на себя ответственность за их выполнение.
Организационная структура – это совокупность подразделений предприятия, отображенная схематически и определяющая взаимосвязи структурных подразделений, а также распределение поставленных целей и выполняемых функций.
Основные задачи при разработке орг. структур:
- определение верных взаимосвязей между отдельными подразделениями, что связано с установлением их целей, условий труда и мотивации;
- распределение ответственности среди управленцев;
- Принятие решения об использовании определенной схемы управления
- Установление информационных потоков;
- Выбор технических средств.
Классификация организационных структур.
- Продуктовая (товарная) структура (рис.5).
Рис.1.5 Пример Продуктовой (товарной) структуры
Создаются хозяйственные подразделения, нацеленные на производство и реализацию определенных видов товаров. Используется фирмами в ситуации, когда происходит резкое увеличение ассортимента продукции, что позволяет уделять определенному виду товара больше внимания.
Производственное подразделение самостоятельно осуществляет контроль над прибылью, над деятельностью предприятия.
- Региональная орг. Структура (рис.1.6).
Рис. 1.6 Организационная структура по региону
Процесс управления распределяется среди самостоятельных подразделений, которые самостоятельно координируют деятельность дочерних подразделений. Региональная структура снижает риск возникновения проблем, связанных с местным законодательством, позволяет учитывать обычая и потребности потребителей, что облегчает связь организации с клиентами. Минус заключается в увеличении аппарата управления организацией.
- Смешанная (гибридная) структура (рис.1.7).
Рис. 1.7 Смешанная организационная структура
Предполагает сочетание различных типов организационных структур управления. Данный тип появился в силу того, что у любого вида орг. структур есть свои достоинства и недостатки, что возможно учесть при данном виде организационной структуры.
Контроль – процесс обеспечения решения поставленных задач, достижения намеченных итогов, представляющий собой систему мониторинга и проверки соответствия деятельности предприятия намеченным решениям.
Контроль в качестве основной управленческой функции аккумулирует сферы управленческой деятельности, которые имеют отношение к учету, анализу, оценке развития предприятия и достижения им намеченных результатов.
Основные виды контроля:
-
- Предварительный – проводится до начала работ по факту; относится к стадии планирования и формирования орг. структуры; осуществляется в отношении к трудовым (человеческим), материальным и финансовым ресурсам.
- Текущий – в процессе работы; руководитель контролирует подчиненного.
- Заключительный – по окончанию работ или по истечению установленного срока.
При проведении текущего и заключительного контроля важной составляющей является обратная связь.
Контроль
Установка стандартов
Измерение фактически достигнутых результатов
Проведение корректировок
Рис. 1.8 Процесс контроля
Этапы контроля (рис.1.8):
- Установка стандартов: определяются критерии функционирования и развития предприятия, над которыми будет осуществляться контроль, происходит поиск источников информации о данных критериях. Формируются стандарты.
- Измерение фактически достигнутых результатов. Сравниваются достигнутые результаты с намеченными, определяются допустимые отклонения. Измерение результатов – дорогостоящий процесс. Но данный этап позволяет
- Проведение корректировок – пересмотр планов и целей, модификация технологий, перераспределение задач.