Файл: АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 1821

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Менеджмент, как наука, приобретает все большее значение в современном мире, ведь менеджеры – это множество людей во всех странах мира, которые в той или иной степени управляют какими-либо процессами. Для хорошего управленца важно обладать знаниями, основными принципами менеджмента, уметь применить их на практике, основываясь на основных функциях менеджмента.

Процесс управления включает в себя пять основных общих функций: планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль.

Функции менеджмента активно изучались многими специалистами. Но не только теория является важным элементов изучения управленческих функций. Изучение управленческих функций происходило и происходит непосредственно на местах, так сказать - на практике.

Менеджмент можно рассматривать как процесс взаимоотношений менеджера и его подчиненных в процессе реализации функций управления.

Цель: изучить основные функции менеджмента.

Предмет исследования: менеджмент.

Объект исследования: основные функции управления.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие и содержание основных управленческих функций;
  2. проанализировать основные функции менеджмента.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие менеджмента

Менеджмент - это процесс управления и контроля над социально-экономическими системами.

Менеджмент - совокупность методов, форм, средств управления производством для достижения поставленных целей: повышения эффективности производства, увеличения прибыли и т. п. [24]

Вся деятельность в процессе управления направлена на постановку и реализацию целей организации с помощью эффективного использования имеющихся ресурсов.


Рис.1.1 Уровни менеджмента

Менеджмент состоит из следующих уровней (рис.1.1):

  1. Управление высшего звена (Top Management) - определение целей, стратегии организации, разработка орг. структуры, распределение ресурсов, контроль над прибылью;
  2. Управление среднего звена (Middle Management) – руководство деятельностью подразделениями, работа с кадрами, координирование деятельности, постановка заданий;
  3. Управление низового звена (Down Management) - управление подчиненными, контроль над деятельностью подразделений, над результатами работы, рациональным использованием имеющихся ресурсов, анализ и учет информации.

1.2 Функции менеджмента

Анри Файоль: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать".

Цели организации

Функции

Достижение цели

Внешняя среда

Информация

о внешней среде

Внутренняя

среда

Рис.1.2 Менеджер в системе управления

Управленческие функции непосредственно отражают сам процесс менеджмента (рис.1.2). Несколько функций могут управляться одним сотрудником, равно как и одна функция может исполняться несколькими сотрудниками.

Разделение управленческих функций позволяет определить основные задачи и виды управленческой деятельности.

Различные учения предполагаю наличие множества разнообразных функций менеджмента. В данной работе автором будет рассмотрена дифференциация функций менеджмента на общие и конкретные (рис. 3)

Функции менеджмента

По направлению воздействия на объекты управления

(конкретные функции)

По содержанию процесса управления

(общие функции)

Рис. 1.3 Функции менеджмента

Общие функции менеджмента включают в себя основные процессы управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях (рис. 4).

Рис. 1.4 Общие функции менеджмента

Можно выделить основные функции менеджмента:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • координация;
  • контроль.

Планирование – одна из основных управленческих функций, представляющая собой вид деятельности, связанный с постановкой задач для достижения целей.


Планирование - это неоднократно повторяющийся процесс принятия решений, ориентированный на будущее.[13]

Сущность данной функции заключается в:

- постановке задач,

- определении средств достижения поставленных задач,

- установление сроков и последовательности решения задач,

- выявление имеющихся ресурсов и трудового потенциала для решения поставленных задач.

Формы планирования:

  • Долгосрочное или стратегическое планирование рассчитано на 10-20ти летний срок. Цели разрабатываются на перспективу. Формируются общие цели, программа развития, очередность действий, направленных на достижение поставленных целей, обеспечение ресурсами и материальными средствами.

Для успешного функционирования фирма должна осуществлять постоянный сбор и анализ информации о множестве факторов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность организации.

Планы формируются в виде прогнозов и программ развития.

Конечно, некоторые фирмы способны добиться определенных успехов и без особых затрат на планирование, да и стратегическое планирование не дает гарантий успехов.

Но все же планирование может оказать существенную пользу организации, давая некую основу для принятия управленческих решений, снижая некоторые риски.

  • Среднесрочное планирование рассчитывается на 5 лет. Ставятся основные задачи, разрабатываются мероприятия по достижению поставленных целей и решению выявленных задач, устанавливается очередность их реализации.
  • Краткосрочное планирование рассчитывается на год. Предусматривает определение текущих целей и задач. Подробно прорабатываются пути решения поставленных задач, способы расходования ресурсов, нововведения.

На год разрабатываются промежуточные планы: на месяц, квартал, полугодие, которые конкретизируют поставленные цели и задачи.

Ни одно предприятие не может существовать без планирования, поскольку ежедневно приходится сталкиваться с принятием решений в отношении:

- распределения имеющихся ресурсов;

- координирования деятельности среди подразделений предприятия;

- установления взаимосвязи с рынком;

- формирования работоспособной орг. структуры;

- контроля над рабочим процессом;

- развития предприятия.

Итак, можно сделать вывод, что планирование позволяет заранее принять во внимание внутренние и внешние факторы, создающие благоприятные условия для эффективного и прогрессивного функционирования как фирмы в целом, так и её отдельных подразделений.


«Планирование» предопределяет, чем конкретно будет заниматься организация, а функция «организация» определяет организационную структуру, необходимые условия для эффективного функционирования фирмы: потребность в персонале, материалах, финансовых и других ресурсах. 

Функция организации включает в себя следующие составляющие:

        1. административно-организационное управление: определяется организационная структура предприятия, происходит установление связей и делегирование функций между подразделениями предприятия, определяются права и ответственность работников.
        2. оперативное управление обеспечивает осуществление деятельности фирмы относительно утвержденного плана. Периодически и систематически сравниваются достигнутые результаты и результаты, прогнозируемые в плане, и корректируются.

Основные виды организационного процесса:

1. Разбивка предприятия на подразделения в соответствии с целями и задачами.

2.  Делегирование полномочий.

Делегирование - передачу задач и полномочий сотруднику, принимающему при этом на себя ответственность за их выполнение.

Организационная структура – это совокупность подразделений предприятия, отображенная схематически и определяющая взаимосвязи структурных подразделений, а также распределение поставленных целей и выполняемых функций.

Основные задачи при разработке орг. структур:

  1. определение верных взаимосвязей между отдельными подразделениями, что связано с установлением их целей, условий труда и мотивации;
  2. распределение ответственности среди управленцев;
  3. Принятие решения об использовании определенной схемы управления
  4. Установление информационных потоков;
  5. Выбор технических средств.

Классификация организационных структур.

  1. Продуктовая (товарная) структура (рис.5).

Рис.1.5 Пример Продуктовой (товарной) структуры

Создаются хозяйственные подразделения, нацеленные на производство и реализацию определенных видов товаров. Используется фирмами в ситуации, когда происходит резкое увеличение ассортимента продукции, что позволяет уделять определенному виду товара больше внимания.

Производственное подразделение самостоятельно осуществляет контроль над прибылью, над деятельностью предприятия.

  1. Региональная орг. Структура (рис.1.6).

Рис. 1.6 Организационная структура по региону

Процесс управления распределяется среди самостоятельных подразделений, которые самостоятельно координируют деятельность дочерних подразделений. Региональная структура снижает риск возникновения проблем, связанных с местным законодательством, позволяет учитывать обычая и потребности потребителей, что облегчает связь организации с клиентами. Минус заключается в увеличении аппарата управления организацией.

  1. Смешанная (гибридная) структура (рис.1.7).

Рис. 1.7 Смешанная организационная структура

Предполагает сочетание различных типов организационных структур управления. Данный тип появился в силу того, что у любого вида орг. структур есть свои достоинства и недостатки, что возможно учесть при данном виде организационной структуры.

Контроль – процесс обеспечения решения поставленных задач, достижения намеченных итогов, представляющий собой систему мониторинга и проверки соответствия деятельности предприятия намеченным решениям.

Контроль в качестве основной управленческой функции аккумулирует сферы управленческой деятельности, которые имеют отношение к учету, анализу, оценке развития предприятия и достижения им намеченных результатов.

Основные виды контроля:

    1. Предварительный – проводится до начала работ по факту; относится к стадии планирования и формирования орг. структуры; осуществляется в отношении к трудовым (человеческим), материальным и финансовым ресурсам.
    2. Текущий – в процессе работы; руководитель контролирует подчиненного.
    3. Заключительный – по окончанию работ или по истечению установленного срока.

При проведении текущего и заключительного контроля важной составляющей является обратная связь.

Контроль

Установка стандартов

Измерение фактически достигнутых результатов

Проведение корректировок

Рис. 1.8 Процесс контроля

Этапы контроля (рис.1.8):

  1. Установка стандартов: определяются критерии функционирования и развития предприятия, над которыми будет осуществляться контроль, происходит поиск источников информации о данных критериях. Формируются стандарты.
  2. Измерение фактически достигнутых результатов. Сравниваются достигнутые результаты с намеченными, определяются допустимые отклонения. Измерение результатов – дорогостоящий процесс. Но данный этап позволяет
  3. Проведение корректировок – пересмотр планов и целей, модификация технологий, перераспределение задач.