Файл: История и основные понятия проблемного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Темы проводимых уроков:

Тема 1: Периметр многоугольника.

Тема 2: Деление.

Тема 3: Деление двузначного числа на однозначное.

Тема 4: Деление вида 68: 2.

Тема 5: Деление вида 72: 6.

Тема 6: Умножение.

Тема 7: Решение задач.

Тема 8: Решение уравнений.

Тема 9: Умножение с проверкой.

Тема 10: Деление с проверкой.

Проведя наблюдение за учащимися на протяжении 10 проведенных уроков мы получили следующие результаты, которые занесли в таблицу.

Таблица 2.2. – Результаты экспериментального обучения

Условия: выбор метода

Метод проблемного обучения

Объяснительно – иллюстративный метод

Тема урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Поднимают руку

15 75%

20 90%

16 80%

17 85%

20 90%

15 75%

20 90%

11 55%

15 75%

20 90%

Внимательно слушают

12 60%

20 90%

20 90%

18

100%

12 60%

10 50%

16 80%

12 60%

10 50%

10 50%

Тщательно выполняют задание

9

45%

6

30%

12

60%

12

60%

8

40%

8

40%

6

30%

12

60%

10

50%

9

45%

Задают вопросы

2

11%

2

11%

4

22%

2

11%

0

0%

1

5%

1

5%

1

5%

0

0%

0

0%

Самостоятельно выполняют работу

12

60%

9

45%

18

100%

12

60%

8

40%

12

60%

12

60%

9

45%

10

50%

14

70%

Всего

285 баллов

244 баллов

В классе - 18 человек. При использовании метода проблемного обучения учащиеся за проведенные уроки набрали 285 баллов, а при использовании объяснительно - иллюстративного метода - 244 балла. Таким образом, использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности. При использовании метода проблемного обучения учащиеся поднимали руку всего лишь 15 раз, а при объяснительно – иллюстративном методе 20 раз. Внимательно слушают при проблемном обучении 18 человек, а при объяснительно-иллюстративном лишь 10-12 человек. Дети выполняли задания тщательно при методе проблемного обучения.


Выводы:

По полученным результатам можно сделать вывод, что использование проблемного обучения на уроках у детей повышается интерес к знаниям, активизируется их учебная деятельность, что указывает на эффективность проведения уроков с использованием метода проблемного обучения. Так как повышается интерес к изучаемому предмету, значит, и изменятся показатели при проверке знаний по предмету. Проблемное обучение эффективно влияет на развитие познавательной деятельности учащихся, повышается и качество обученности учащихся.

Заключение

Использование технологии проблемного обучения позволяет обучающимся:

1. Самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию.

2. Самостоятельно увидеть проблемы в привычной и незнакомой ситуации.

3. Видеть новые функции знакомого объекта, органа, явления.

4. Выделять в объекте, процессе, явлении его структурные ли функциональные компоненты.

5. Самостоятельно предлагать альтернативные варианты решения проблемы, разные способы поиска ответа.

6. Успешно комбинировать ранее известные способы решения проблемы для выработки нового, до сих пор не применявшегося.

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, ориентируется на зоны его ближайшего развития. Весь путь познания от начала и до получения результата ребенок проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной творческой личностью.

Проблемное обучение способно раскрыть талант ребёнка, формирует волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, закрепляет привычку к постоянному труду.

Проблемное обучение обеспечивает достаточно высокий уровень мотивации учащихся, способно вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения.

Проблемное обучение создает необходимость «диалогического доброжелательного общения с учащимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, развивает речь обучающихся».

Проблемное обучение позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению, так как проблемные задачи имеют четыре уровня сложности (проблемности): самый высокий; высокий; средний; низкий.


Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей.

Все ли обучение должно быть проблемным?

Нет, не все. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем «открытий» сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учебником.

Проблемное обучение не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому оно не может заменить собой всей системы обучения, включающие разные типы, способы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2016. – 212 с.
  2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.М. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
  3. Бейзеров В.А. Проблемное обучение // Образование в современной школе. - 2015. – С. 48-51.
  4. Воробьева Е. В. Проблемное обучение как основа профессионального образования на современном этапе // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2007. - № 1. - С. 134-138.
  5. Дрозина В.В., Дильман В.Л., Дрозин Д.А. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи. - М.: Либроком, 2010. - 240 с.
  6. Занаев С.З. Наследие М. Н. Скаткина и перспективы развития отечественной педагогики // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 116-120.
  7. Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. // Педагогика и психология. – 2004. - № 4. – С.14-18.
  8. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 476 с.
  9. Курданова Х. М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7. - С. 44-47.
  10. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. - 2013. - №1. – С.18.
  11. Локтионов А. В. Проблемное обучение средствами решения изобретательских задач // Физика в школе. - 2010. - № 3. - С. 49-53.
  12. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. – СПб., 2013. – 67 с.
  13. Матвеева Е.А. Проблемное обучение - это... // Вордскем кыл (Ижевск). - 2015. - № 1. - 10-23.
  14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-312.htm
  15. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. – М.: Книжный дом «Университет», 2009. - 190 с.
  16. Мельникова Е.Л. Технология проблемно- диалогического обучения. // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. – М., 2013.
  17. Меретукова З. К. Проблемное обучение как средство реализации единства дидактики и диалектики // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2007. - № 3. - С. 13-20.
  18. Педагогическая практика в начальной школе / [Г.М.Коджаспирова, Л. В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др.]; под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. – [2-е изд., перераб. и доп.]. ‒ М.: Академия, 2016. ‒ 272 с.
  19. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос: 2008. - 464 с.
  20. Селевко Г. В. Проблемное обучение // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 61-65.
  21. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. М.: НИИ «Школа технологий», 2015. -318 с.