Файл: Сущность системы менеджмента человеческих ресурсов организации.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента человеческих
1.1 Сущность системы менеджмента человеческих ресурсов
1.2 Проблемы управления человеческими ресурсами в организации
Глава 2. Анализ системы управления человеческими ресурсами организации
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ кадрового потенциала предприятия
2.3 Анализ системы управления человеческими ресурсами
Анализируя различные стороны деятельности компании в плане формирования требуемого трудового потенциала, мы приходим к выводу, что необходимо целенаправленно управлять человеческими ресурсами. Отправной точкой можно считать процесс осуществления компанией обоснованной кадровой политики, разработку и реализацию целевой программы, бюджета и плана предприятия, увязывающие желаемый результат и конкретного исполнителя и выделяемые на это средства.
Современная система по управлению человеческими ресурсами содержит как кадровую, так и социальную составляющие. В частности это является доказательством того, что сотрудники должны вносить индивидуальный вклад в успех предприятия, однако и предприятие, несомненно, должно создать подходящие условия работникам[12].
В целом существуют три модели управления человеческими ресурсами - современные технократические, и экономические. Однако на сегодняшний день исследователи и специалисты развитых стран особое внимание уделяют ниже представленным моделям управления:
- по целям;
- посредством мотивации;
- рамочное управление;
- на основе делегирования;
- предпринимательское управление.
Мотивационная модель управления исходит из исследования человеческих потребностей, личных целей, интересов, настроений сотрудников, а так же из возможности слияния производственных целей работников с мотивацией и целями предприятия. При этой модели кадровая политика направлена на обогащение человеческих ресурсов, упрочнение морально-психологических отношений, и на выполнение социальных программ.
Рамочное управление обеспечивает условия для процветания инициативности, самостоятельности сотрудников и их ответственности, повышает степень коммуникации и организованности в предприятии, благоприятствует повышению уровня сатисфакции трудом и повышает уровень развития корпоративного стиля руководства. Процесс управления, основанный на делегировании, считается самым абсолютным способом управления человеческими ресурсами. В рамках этой системы сотрудникам предлагается право на самостоятельное принятие решений и их осуществления.
Основой для предпринимательского управления служит идея интерпартнерства, которая получила свое название от слияния двух слов «антрепренерство» - предпринимательство и «интре» - внутренний[13].
Тезис заключается в пособничестве развитию предпринимательской активности в рамках предприятия. В современной научной среде происходят непрерывные процессы изменения, обновления, поиска и совершенствования нано идей в сфере управления человеческими ресурсами.
Итак, человеческие ресурсы - это часть населения государства, обладающая необходимым физическим развитием, умственными, трудовыми, творческими и предпринимательскими способностями и обеспечивающая социально-экономическое развитие общества. Человеческие ресурсы в современных условиях имеют не только экономическую полезность, но и социальную ценность, выражающуюся в развитии организации, предприятия и общества в целом.
Каждая управленческая политика организации направлена на формирование определенных методов управления человеческими ресурсами и воплощение кадровой и социальной программы предприятия. Ведущую роль в политике предприятия, отдают контролю за выполнением социальных обязательств перед своими сотрудниками и отношению к ним[14].
Эти аспекты находят свое отражение в таких принципах как условия труда, уважение, результативность и равенство. Не стоит забывать о том, что у предприятия всегда имеются обязательства перед коллективом работников. В этом случае кадровая политика используется при профессиональном обучении, продвижении по службе и найме, а социальной политике предприятия следует разрабатываться по целому ряду направлений: развитию работников, трудовой занятости, вовлеченности и участия в делах организации, новых технологий, политика охраны труда и безопасности, мотивации персонала.
Глава 2. Анализ системы управления человеческими ресурсами организации
2.1 Общая характеристика организации
ООО «Багет Н» работает на рынке производства мебели и строительных материалов г. Нижнего Новгорода. Предприятие зарегистрировано по адресу: 603041 Нижегородская область (Горьковская), г. Нижний Новгород, Молодёжный проспект, 41.
Организационная структура предприятия представлена в приложении 1.
Организационная структура относится к линейно-функциональному типу. Линейным подразделением является производственный отдел. Функциональными подразделениями являются бухгалтерия и отдел продаж.
Основной вид деятельности: 46.73.6 Торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями.
В ассортимент товаров включает: мебельные фасады, ДСП, МДФ, фанера, ОСБ, столешницы для кухни, вагонка хвойная. На рисунке 1 рассмотрим структуру продаж предприятия в 2017 году. Наибольший объем продаж приходится МДФ, а также на столешницы для кухни.
Рисунок 1 - Структура продаж в 2017 году
Цели ООО «Багет Н»:
- расширение доли рынка;
- максимизация прибыли;
- повышение качества товаров и услуг.
Функциями менеджмента ООО «Багет Н» являются планирование, мотивация, организация, координация, контроль. Функция координации в ООО «Багет Н» реализуется с помощью должностных инструкций для сотрудников и плана производства на день. Планирование в компании делится на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Эти функции берет на себя непосредственно предприниматель. Система мотивации включает только материальную части.
Материальная часть включает оклад и премию. Функция организации реализуется через распределение обязанностей согласно «Положению об организационной структуре» и положениям о деятельности отдельных подразделений[15].
2.2 Анализ кадрового потенциала предприятия
Общая списочная численность персонала 25 человек. Численность и состав сотрудников не менялись 5 лет. Рассмотрим динамику численности среднеявочную, так как среднесписочная не менялась (рис. 1).
Рисунок 2 – Среднеявочная численность персонала
В 2017 году были дни простоя оборудования, поэтому часть рабочего персонала не выходила на работу, это привело к сокращению среднеявочной численности. Далее рассмотрим состав персонала по категориям (рис. 3).
Рисунок 3 - Состав персонала по категориям, %
Состав персонала по категориям не менялся в 2015-2017 годах. Наибольшая доля сотрудников приходится на рабочих (84%).
Половая структура персонала представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Половая структура персонала, %
Наибольшая доля в составе сотрудников принадлежит мужчинам (78%), что связано с производственной направленностью работы предприятия.
Далее оценим персонал по возрасту (приложение 2). В периоде сократилась численность персонала категории 16-19 лет, соответственно выросла численность сотрудников категории 20-24 года.
Далее оценим общий трудовой стаж сотрудников (табл. 1).
Таблица 1 - Состав персонала по общему трудовому стажу
Показатель |
2016 |
2017 |
Изменение |
до 1 года |
0 |
0 |
0 |
от 1 до 3 лет |
3 |
3 |
0 |
от 3 до 5 лет |
7 |
5 |
-2 |
от 5 до 10 лет |
5 |
7 |
2 |
более 10 лет |
10 |
10 |
0 |
Итого |
25 |
25 |
0 |
В 2017 году 2 человека перешли из категории стажа 3-5 лет в категорию 5-10 лет. Положительно, что наибольшее количество сотрудников (10 человек) имеют большой трудовой стаж (более 10 лет).
Далее оценим персонал по стажу в организации (табл. 2).
Таблица 2 - Состав персонала по стажу в организации
Показатель |
2016 |
2017 |
Изменение |
до 1 года |
0 |
0 |
0 |
от 1 до 3 лет |
0 |
0 |
0 |
от 3 до 5 лет |
3 |
3 |
0 |
от 5 до 10 лет |
14 |
14 |
0 |
более 10 лет |
8 |
8 |
0 |
Итого |
25 |
25 |
0 |
Итак, персонал имеет достаточно большой стаж в организации (14 человек работают от 5 до 10 лет). Можно отметить, что состав кадров стабилен.
Далее представим состав персонала по образованию (табл. 3).
Таблица 3 - Состав персонала по образованию
Показатель |
2016 |
2017 |
Изменение |
Высшее |
5 |
9 |
4 |
Незаконченное высшее |
3 |
3 |
0 |
Среднее специальное |
17 |
13 |
-4 |
Итого |
25 |
25 |
0 |
Итак, уровень образования растет: в 2017 году получили высшее образование 4 человека, 3 человека получают высшее образование в данный момент.
Основными производственными сотрудниками являются работники мебельного цеха. Все простои, нарушения трудовой дисциплины, неявки по болезни в данном рабочем звене крайне негативно сказываются на работе компании: нарушается ритмичность выпуска продукции, происходит затаривание склада запасами и продукцией незавершенного производства, простаивает транспорт логистических компаний, что влечет излишние расходы на транспортировку.
Таким образом, необходимо провести фотографию рабочего дня сотрудников лесопильного цеха с целью определения причин простоев и нарушений трудовой дисциплины (прил. 3).
Исходя из полученных данных, составляем фактический баланс рабочего времени сотрудника мебельного цеха (табл. 4).
Таблица 4 - Фактический баланс рабочего времени
Затраты рабочего времени |
Продолжительность |
Индекс |
|
Мин. |
% |
||
Подготовительно-заключительное время |
15 |
3 |
ПЗ |
Оперативная работа |
330 |
68 |
ОП |
Время обслуживания |
20 |
4 |
ОБ |
Время на отдых и личные надобности |
50 |
10,4 |
ОТЛ |
Простои по организационно-техническим причинам |
20 |
4,1 |
ПНТ |
Потери рабочего времени в связи с нарушениями трудовой дисциплины |
35 |
7,3 |
ПНД |
Итог по балансу |
480 |
100 |
Тсм |
Для анализа фотографии рабочего времени необходимо определить следующие показатели, которые характеризуют эффективность использования внутрисменного времени:
1. Коэффициент использования сменного времени (Кисп) рассчитывается по формуле: Кисп = (ПЗ + ОП + ОБ + ОТЛ) / Тсм
где: ПЗ – подготовительно-заключительное время, мин.;
ОП – оперативное время, мин.;
ОТЛ – время на отдых и личное время, мин.;
Тсм – сменное время, мин.
Кисп = (15 + 330 + 20 + 50)/480 = 0,86
2. Коэффициент потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам (Котп ) рассчитывается по формуле: Котп = ПНТ/Тсм
где ПНТ – время перерывов, связанное с нарушением нормального протекания производственного процесса, мин.
Котп = 20/480 = 0,041
3. Коэффициент потерь рабочего времени в связи с нарушением трудовой дисциплины (Кпнд) определяется по формуле: Кпнд = ПНД/Тсм
где: ПНД – время перерывов, связанное с нарушением трудовой дисциплины, мин.
Кпнд = 35/480 = 0,103
4. Процент оперативного времени (Коп ) определяется по формуле: