Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие теоретические сведения про проектирование организации
1.1 Сущность, цели и задачи проектирования организации
1.2 Исторический экскурс использования принципов проектирования организации
1.3 Основные теоретические положения при проектировании
Глава 2. Изучение практического инструментария при проектировании организации
2.1. Этапы при проектировании организации
2.2. Модели и методы организационного проектирования
Глава 3. Основные ошибки и перспективы при проектировании современной организации
3.1. Проблема неработоспособности подходов
Её основой является регламент (организационное положение, предельно четко предписывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления). Регламенты бывают техническими, организационными; экономическими (устанавливают рамки хозяйственной деятельности); социальными (регулируют трудовые отношения). [20, c.81]
Ориентация заключается в создании в рамках организации условий для упорядочения положения и движения людей и материальных объектов.
Она бывает нумерационной (шифры папок в архиве), словесной (табличка на двери с именем сотрудника), словесно-нумерационной (комбинация того и другого), символической (условный рисунок), графической (схемы эвакуации персонала в случае пожара), цветовой (различная окраска стен на разных этажах). [8, c.64]
Все перечисленные моменты создают основу бесперебойного функционирования организации, т.е. деятельности по постоянному поддержанию процессов обмена ресурсами, энергией и информацией как в её рамках, так и с окружением.
Эффективность организационной структуры управления не может быть оценена только одним показателем. Исследование организационной структуры управления необходимо рассматривать в единой системе: все факторы, характеризующие и влияющие на деятельность системы управления. Эти факторы имеют различную природу, в зависимости от которой формируются специфические методы организационного проектирования, каждый из которых должен применяться в органическом сочетании с другими. [9, c.110]
Важным условием организационного проектирования, характеризующим его эффективность, является не только линейное выявление критериев и характеристик, определяющих сущность факторов, влияющих на организационную структуру управления, но и формирование процедуры прикладного применения всех показателей исследования.
Глава 2. Изучение практического инструментария при проектировании организации
2.1. Этапы при проектировании организации
Разработка организационного проекта состоит из трех крупных этапов: предварительная подготовка, собственно проектирование и внедрение проекта. Каждый из этих этапов включает соответствующие части, отражающие основное содержание проектирования организационных систем. [21, c.67]
Предпроектная подготовка занимает важное место в системе проектных работ. На этом этапе разрабатывается общая концепция проектируемой системы, проводится комплексное обследование (или изучение) объекта проектирования, осуществляется технико-экономическое обоснование проекта, формируется и утверждается техническое задание на проектирование. [30, c.71]
Полученные результаты позволяют получить представление относительно общего состояния предприятия, проблем его развития и последствий игнорирования этих проблем. Так, посредством проведения управленческого анализа у рабочей группы формируется мнение о работоспособности и эффективности системы управления. С позиции анализа механизмов координации специалисты понимают насколько эффективно эти механизмы выполняют свои функции и насколько они соответствуют стратегии развития предприятия. [28, c.30]
При помощи экономического анализа исследуются структурные процессы, происходящие на предприятии и в экономике в целом, анализируются эффективные способы размещения активов, в результате финансового анализа определяется уровень изношенности производственных мощностей, исследуются оборотные активы: запасы, дебиторская задолженность предприятия и др. Технологический анализ показывает насколько используемые предприятием технологии соответствуют требованиям рыночной конъюнктуры и внутренней структуры предприятия. При этом изучаются количество патентов и лицензий, необходимых для ведения своей деятельности, текущее состояние используемых технологий и др. После диагностики предприятия, необходимо исследовать сложившуюся в данном направлении теоретическую базу, что, во-первых, как минимум даст представление о возможных вариантах развития организационной структуры, и, во-вторых, позволит специалистам разграничить имеющиеся инструменты и подходы проектирования по мере их продуктивности. [1, c.94]
Проектирование организационных систем осуществляется в две стадии: технический проект и рабочий проект. В том случае, когда при проектировании используются типовые проектные решения, проектирование может осуществляться в одну стадию – разрабатывается технорабочий проект. [6]
На стадии технического проектирования работа ведется на основе утвержденного технического задания: разрабатываются основные положения, определяющие характер организационной системы, принципы ее функционирования, методы содержания подсистем, принимаются решения по организации информационных, материальных и финансовых потоков. В ходе разработки технического проекта широко используется имитационное и математическое моделирование для выбора и обоснования принципиальных проектных решений. Стадия рабочего проектирования предполагает разработку комплексной рабочей документации: разрабатываются все структурные схемы, выполняются необходимые организационно-плановые расчеты, формируется нормативная информационная база, разрабатываются организационные процедуры и документы, их отражающие, утверждаются должностные инструкции и положения, разрабатывается и отлаживается программное обеспечение. [4, c.65]
В рамках данного этапа формируется рабочая группа специалистов и экспертов, на которых возлагается ответственная работа по организации, реализации и контролю всех мероприятий по организационному проектированию. В ходе реализации работ по организационному проектированию специалистами разрабатываются эскизные проекты альтернативных вариантов развития организационной структуры предприятия, составляются структурные декомпозиции работ по проектированию, определяются последовательность и продолжительность их выполнения, набор критериев оценки промежуточных и конечных результатов проектирования. [27, c.84]
На этапе внедрения организационного проекта осуществляются обучение и психологическая подготовка персонала, вводятся в действие новые инструкции и положения, перестраиваются производственная и управленческая структуры, вводятся новые системы оплаты и стимулирования труда. [23]
Более детально рассмотрим первый этап.
Непосредственно проектная стадия организации осуществляется в четыре этапа.
- Определяются цели и результаты деятельности – представляются продукт труда, его объемы, основные этапы технологии;
- Определяются связи с внешней средой – выделяются все контакты, которые необходимо осуществлять организации (в связи с ее технологией, выполнением законов, поддержанием собственной работоспособности и т.д.);
- Разделяются процессы – по стадиям, по уровням иерархии;
- Группируются функции. Между разделенными процессами устанавливается общее – основание для объединения отдельных этапов в более обобщенные цепочки. При этом возможны две стратегии: группировка работ вокруг ресурсов и вокруг результата деятельности. [26, c.115]
В окончательном виде, после завершения перехода от исходного описания к итоговому, должен быть получен пакет документов, содержащих всю информацию о форме создания объекта. Для достижения этой цели проводится комплекс творческих, исследовательских и конструкторских работ. В этом смысле процесс проектирования можно рассмотреть как определённую последовательность, состоящую из стадий, этапов и процедур. Этапы и стадии проектирования при этом будут зависеть от типа представления процесса проектирования и того, какие специфические нормы проектирования характерны для той или иной отрасли.
2.2. Модели и методы организационного проектирования
Различают две модели комплексного организационного проектирования.
Модель 1.Модель организационного проектирования новой фирмы, то есть разработка ее технического проекта (продукт, технология, организация производства и труда и др.) и технико-экономического обоснования (расчет бизнес-плана).
Модель 2.Модель организационного проектирования (реформирования) действующей фирмы, которая реализуется в условиях развернутой производственно- хозяйственной деятельности, определенных традиций фирмы. [7]
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. [24, c.53]
Бюрократический тип структур управления имеет много разновидностей, но наиболее распространенной является линейно-функциональная организация, до сих пор широко используемая компаниями всего мира. Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации. [23, c.98]
Аналогичные характеристики имеет и так называемая линейно-штабная структура управления, тоже построенная по принципу функционального разделения управленческого труда, используемого в штабных службах разных уровней. Главная задача линейных руководителей здесь –координировать действия функциональных служб и направлять их в русло общих интересов организации.
Еще одной разновидностью бюрократического типа является структура, которая в зарубежной литературе получила название дивизиональной. Формирование этого вида структур за рубежом связано с процессами «разукрупнения» гигантских корпораций в 60-е годы. Все важнейшие общекорпоративные функции управления в ведении центрального аппарата управления, который разрабатывает стратегию развития организации в целом, решает проблемы инвестирования, научных исследований и разработок. [22, c.54]
Органическим называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Он отвергает необходимость в детальном разделении труда по видам работ.
Органический тип организации иначе называется адаптивным или гибким. Механический тип организации предполагает нормативную модель под названием рациональной бюрократии (идеальной структуры). В соответствии с данной моделью сотрудники предприятия действуют строго по инструкциям и не имеют права отклоняться от них. [6, c.43]
В органических типах организации решения чаще всего принимаются на основе обсуждений, происходит отказ от формальных и бюрократических отношений. Здесь большую роль играет высокий уровень объединения между сотрудниками компании.
При этом возможны две стратегии: группировка работ вокруг ресурсов и вокруг результата деятельности. При создании организационной структуры возможна разная группировка функций, которая формирует перечисленные ниже ситуации. [8, c.53]
Ситуация 1 – группировка работ проводится в основном вокруг ресурсов деятельности того клиента, ради удовлетворения потребностей которого и создается организация, то есть по типу ресурса, которым обладает клиент. Таким образом, специфика деятельности самой организации становится менее важной, что приводит к широкой специализации и внедрению гибких, адаптивных организационных структур(например, региональное объединение продавцов). [10, c.72]
Ситуация 2 – в группировке работ большое значение имеют и ресурсы, и конечный продукт, что приводит к очень высокой специализации самой организации и созданию особо жестких (линейных) организационных структур с хорошо организованными вертикальными связями и возможной автономностью отдельных частей (например, армия, производственные объединения). [1, c.57]
Ситуация 3 – большая ориентация на продукт, объединение вокруг результата деятельности с малой ориентацией на ресурсы. Это может быть естественным для высокотехнологичных видов деятельности, где требуется усиление функциональных связей. Примером может служить организация, объединяющая в своей структуре производственную часть и торгующие подразделения, например, разработка сложных компьютерных сетей и программного оборудования для конкретных заказчиков.
Ситуация 4 – в данном случае низка как ориентация на группировку вокруг ресурсов, так и вокруг продукта деятельности. Эта ситуация может сложиться в организациях, ведущих поиск, исследования и готовых включаться практически в любое направление. Для эффективного функционирования такой организации необходима гибкая, адаптивная, минимально затратная организационная структура – проектная или матричная. [15, c.74]
Далее рассмотрим методы проектирования организационной структуры
Метод аналогий. Вырабатываются типовые структуры управления, определяются границы и условия применений этих структур. Бюрократический метод проектирования.
Метод структуризации целей. Структура организации основывается на дереве целей (им придаются количественные и качественные показатели). После дерева целей осуществляют анализ нескольких вариантов организационных структур, подходящих для данных целей: насколько структура соответствует целям, насколько полно выполняются цели, насколько однородные цели у отделов. [7, c.19]