Файл: Теория государства и права. Состав правонарушения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четвертым элементом состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения. Этот элемент включает в себя совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к совершаемому им противоправному деянию и его последствиям. Субъективная сторона правонарушения характеризуется способностью лица отвечать перед обществом за противоправное деяние. Нарушая закон человек должен понимать, что своими действиями наносит вред государству, обществу и личности и совершает противоправные деяния. В ином случае его действия можно приравнивать к природным стихийным действия, которые наносят существенный вред, но не могут быть рассмотрены с правовых позиций.

С субъективной стороны любое правонарушение характеризуется наличием вины т.е. психическим отношением лица к совершаемому им противоправному деянию и наступившим вследствие его неблагоприятным последствиям. Степень вины вместе с мотивом и целью противоправного деяния устанавливается правоохранительными органами на основе конкретных материалов дела и зависит от характера оценки лицом своих действий и осознания общественно опасных последствий своего поведения.

Вина выражается в двух формах: умышленной и неосторожной. В свою очередь умысел бывает прямой и косвенной, а неосторожность выражается в виде легкомыслия и небрежности.

Прямой умысел проявляется в осознании субъектом правонарушения противоправности совершенного им деяния, в предвидении возможных общественно опасных или неблагоприятных последствий, а так же намеренном желании наступления этих последствий.

Косвенный умысел проявляется в том, что субъект правонарушения осознает противоправность своего деяния, предвидит наступление общественно опасных или вредных последствий и сознательно допускает их.

Легкомыслие (самонадеянность) выражается в том, что субъект, совершая правонарушение, отдает себе отчет в противоправности деяния и предвидит наступление общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Небрежность как форма вины выражается в неосознанности субъектом правонарушения общественной опасности своих действий и в не предвидении наступления возможных негативных последствий, хотя он может и должен их осознавать.[21]

В уголовном законодательстве допускается смешанная форма вины, которая выражается в умышленном совершении противоправного деяния и последствиям, наступившим по неосторожности (ст. 27 УК РФ).


В состав субъективной стороны правонарушения помимо вины так же входят мотив и цель совершения правонарушения. Мотив представляет собой внутреннее побуждение, своеобразный стимул, которым руководствуется субъект при совершении правонарушения. Другими словами это внутренняя движущая сила, обусловленная потребностями и интересами побуждения, которые вызывают у правонарушителя решимость совершить противоправное деяние.

Важность установления мотива правонарушения заключается в том, что во-первых, мотив позволяет объяснить причину совершенного противоправного деяния; во-вторых помогает правильно квалифицировать правонарушение; в-третьих мотив не редко является отягчающим или смягчающим обстоятельством по делу и позволяет дать характеристику общественной опасности личности правонарушителя. Мотивы бывают низменными: корысть, зависть, месть, злоба, хулиганские побуждения, карьеризм и т.д. Другие мотивы лишены низменных свойств: сострадание к неизлечимо больному человеку, сложные личностные и семейные отношения, не правильно понятые интересы службы и т.д. Некоторые правонарушения совершаются под действием нескольких мотивов, в таком случае необходимо устанавливать ведущий мотив, который будет положен в основу квалификации правонарушения.

Цель правонарушения – это конечный результат, которого стремится достичь лицо, совершающее правонарушение. Цель как и мотив, помогает квалифицировать правонарушение и может быть смягчающим и отягчающим обстоятельством по делу.

С виной тесно связано понятие казуса. Казус (случай) – обстоятельство, которое возникает вследствие природных явлений или в результате действия других людей и не является проявлением воли и желания лица. Казус представляет собой невиновное причинение вреда, хотя по некоторым формальным признакам попадает под понятие правонарушения.[22]

2.2. Состав отдельных специфических видов правового поведения

Между элементами состава правонарушения присутствует необходимая, закономерная связь. При малейшей попытке изменить содержание и взаимодействие этих элементов изменится сущность правонарушения, как конкретного явления общественной жизни. Этим объясняется специфика отраслевых правонарушений, существование противоправных деяний без вины. В уголовном праве без вины субъекта нет ответственности за правонарушение, но возможно привлечение к ответственности без наступления реального вреда. В гражданском праве, как правило, ответственность не наступает при отсутствии реального вреда, но иногда имеет место ответственность без вины. Таким образом в теории права принято выделять объективно-противоправные деяния.


Объективно-противоправное деяние – это невиновное, противоправное, общественно опасное действие или бездействие физического или юридического лица, влекущее применение правовосстановительных мер и в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, – мер юридической ответственности.

К существенным признакам данного деяния относится общественная вредность и противоправность (общие признаки всех неправомерных деяний), а также невиновность – специфический признак объективно-противоправного деяния. Общественная вредность – основной материальный признак объективно-правового деяния, которое наносит определенный материальный и моральный ущерб охраняемым законом интересам государства, организаций и отдельных граждан, посягает на отношения, которые являются объектом охраны в различных отраслях права. Поэтому в зависимости от отраслевой принадлежности можно говорить не об общественной опасности, а об общественной вредности объективно-противоправного деяния. Если деяния подобного вида посягают на отношения, являющиеся объектом уголовно-правовой охраны, они общественно опасны. К таковым относятся деяния невменяемых, малолетних, а также деяния, которые не образуют состав преступления ввиду отсутствия вины субъекта. Если же объектом посягательства являются отношения, регулируемые нормами административного, трудового, гражданского и других отраслей права, следует говорить об общественной вредности объективно-противоправного деяния. Общественная опасность характеризует степень общественной вредности деяния.

Противоправность относится к формальным признакам неправомерного деяния. Это юридическое выражение его общественной вредности. Противоправность объективно-противоправного деяния выражается в нарушении, хотя и невиновном, норм объективного права, а следовательно, и субъективных прав и охраняемых законов интересов. Наиболее отчетливо, противоправность проявляется при нарушении установленных правом запретов.

Признак противоправности отграничивает объективно-противоправное деяние от правомерных действий, а также от действий, которые по своим внешним признакам совпадают с правонарушениями, но лишены противоправности по прямому указанию законодателя в силу их социальной полезности для общества (необходимая оборона и др.).

Главное, что отличает объективно-противоправные деяния – это невиновность. Если лицо при совершении такого деяния не осознавало противоправного характера своего поведения, не предвидело, не могло и не должно предвидеть общественно вредные последствия своего действия или бездействия, его деяние нельзя квалифицировать как виновное.


Неосознание характера своего поведения и непредвидение последствий своего деяния могут быть обусловлены причинами объективными. Например, такое развитие ситуации, события, когда субъект не может предвидеть всей совокупности связей и отношений в действии, участником которого он является. Кроме того, это может определяться индивидуальными особенностями субъекта, его неспособностью осознавать, предвидеть и правильно оценивать развитие даже простейшего события, ситуации. Это обусловливает и другую особенность – субъектом объективно-противоправного деяния, помимо традиционных субъектов неправомерного деяния, могут быть невменяемый, лицо, признанное недееспособным в установленном законом порядке, а также лицо, не достигшее к моменту совершения правонарушения возраста, предусмотренного законом.

Состав объективно-противоправного деяния, под которым понимается совокупность его необходимых элементов. Это хотелось бы подчеркнуть особо, так как нередко состав определяется как совокупность характерных признаков явления. Но подобным образом возможно определить лишь понятие. Переход же от понятия объективно-противоправного деяния к понятию состава объективно-противоправного деяния – это переход от одной формы абстрагирования, отражения к другой. Термин «объективно-противоправное деяние» означает материальный, реально существующий объект, термин «состав объективно-противоправного деяния» – идеальный, абстрактный объект.

Субъектами исследуемого деяния могут быть индивиды и организации. Такие признаки субъектов-индивидов, как возраст и вменяемость, имеют в данном случае весьма своеобразное проявление.

В различных отраслях права законодатель неоднозначно решает вопрос о возрасте, с достижением которого субъект становятся дееспособным. Предусмотренный законом возраст не всегда являемся показателем степени физиологического и психологического развитая личности. Однако закон совершенно верно исходит из нормальных, типичных для большинства подростков показателей развития. Таким образом, совершение противоправного деяния лицом, не достигшим предусмотревшего законом возраста, следует квалифицировать, как объективно-противоправное деяние, так как субъект в силу своих физиологических и психологических особенностей не может полностью осознавать содеянное и правильно предвидеть последствия, своего действия или бездействия.

Существенное значение имеет то, в каком качестве выступает субъект – как носитель другого лица или организации. Применительно к теме исследования важно выделить должностное лицо как субъект рассматриваемого деяния. Осуществляя в пределах своей компетенции единолично или коллегиально возложенные на него обязанности, данный субъект под влиянием добросовестного заблуждения или сложившейся ситуации может совершить невиновное противоправное деяние. Когда должностное лицо или коллегиальный орган выступает от имени организации, то она становится субъектом объективного противоправного деяния.


Данные деяния могут совершаться организациями в различных сферах деятельности; управленческой – например, вынесение незаконного управленческого решения под влиянием указанных факторов; правосудия – например, незаконное привлечение к ответственности, также под влиянием указанных факторов и личные неимущественных отношениях. В последнем случае субъект является юридическим лицом.

Характерно, что субъект объективно-противоправного поведения ставит перед собой только правомерные, дозволенные и одобряемые с точки зрения закона цели. То, что они не достигаются, обусловлено рядом независящих от него причин, вызванных его индивидуальными особенностями,  добросовестным заблуждением или сложившейся ситуацией.

Особенностью субъективной стороны объективно-противоправного деяния является отсутствие вины. Ориентироваться при этом необходимо на следующие критерии; мог ли субъект сознавать противоправный характер своего доведения и должен ли был предвидеть последствия своего деяния. Субъект должен предвидеть последствия своего деяния, если эта обязанность прямо возложена на него законом, что, как правило, связано с выполнением им профессиональных обязанностей. Подобные обязанности закреплены в основном в различных должностных инструкцияхположениях, правилах, уставах и т.п. Однако такие акты рассчитаны на более или менее типичные ситуации и не могут предусматривать всех возможных вариантов развития той или иной ситуация. Тогда и ведется речь о возможности предвидения конкретным субъектом конкретной ситуации последствий своего действия или бездействия. Он может не предвидеть их в силу своих индивидуальных особенностей либо осложнившихся обстоятельств.

Состояние сознания лица и его психическое отношение к совершенному им деянию  не исчерпываемся виной, они не могут существовать вне воли лица, мотивов, которым оно руководствовалось, людей, которые перед собой ставило. Применительно к теме исследования наиболее приемлемой является точка зрения, согласно которой воля – это способ реализации  сознания вовне в конкретных практических действиях (Е.А. Лукашева). Таким проявлением является волеизъявление – действие человека, которое регулируется его сознаниями. Способность регулировать свои действия у разных людей различна, но даже при невменяемости волевой процесс только ограничивается, изменяется, ослабевает, но не прекращается.

Мотивы объективно-противоправного деяния могут быть как сознательные; так и бессознательные. В первом случае они всегда позитивны к положительному дозволенному поступку. Негативная установка здесь невозможна, так же, как невозможно умышленно совершить невиновный противоправный поступок. Во втором случае бессознательность мотивов обусловлена своеобразием субъекта деяния. Характерно, что субъект объективно-противоправного деяния, если он способен на это, ставит перед собой только правомерные, дозволенные и одобряемые с точки зрения права цели. То, что они не достигаются, обусловлено рядом на зависящих от него причин.