Файл: Понятие и структура органов местного самоуправления.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
В настоящее время утвержденный Указом Президента РФ перечень насчитывает 32 показателя, Перечень дополнительных показателей, утвержденный распоряжением Правительства РФ, – 74 показателя.[5] При этом количество показателей постепенно растет и охватывает новые аспекты деятельности органов местного самоуправления. К примеру, в 2010 г. Указ Президента РФ дополнен показателями, характеризующими эффективность использования энергетических ресурсов. Перечень показателей, включенных в распоряжение Правительства РФ, существенно увеличен (с 31 до 74 показателей), в частности, в него вошли показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность территорий, был расширен круг показателей, характеризующих развитие малого и среднего предпринимательства, и др.
В распоряжении Правительства № 1313-р показатели для оценки эффективности сгруппированы по сферам: экономическое развитие, здравоохранение и здоровье населения, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, муниципальное управление. Подобная группировка соответствует основным областям ответственности органов местного самоуправления.
Для оценки эффективности применяются количественные показатели (например, количество муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе в городской и сельской местности) и относительные показатели, которые приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества (например, объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя; или доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения).[6]
Относительными также являются показатели, призванные выявить мнение населения о работе органов местного самоуправления. Например, удовлетворенность населения медицинской помощью, качеством образования или удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, в том числе их информационной открытостью. Значения указанных показателей рассчитываются как процент от числа опрошенных лиц.
С одной стороны, оценка деятельности органов местного самоуправления на основе информации, полученной непосредственно от жителей муниципального образования, призвана повысить объективность анализа деятельности органов местного самоуправления. С другой стороны, не создан пока механизм, способный обеспечить достоверность результатов опроса. Кроме того, как ни парадоксально, но оценочное суждение участника опроса не всегда находится в прямой причинно-следственной связи с реальными результатами работы органов местного самоуправления, так как зачастую роль играют субъективные факторы. К примеру, мнение гражданина о качестве медицинской помощи в большей степени определяется внимательностью врача, нежели эффективностью работы главы местной администрации.
Условно можно определить основные параметры, по которым производится оценка деятельности органов местного самоуправления:
– экономическая эффективность и инвестиционная привлекательность;
– качество услуг, оказываемых населению;
– эффективность бюрократических процедур;
– удовлетворенность населения работой органов местного самоуправления.[7]
Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1313-р, предусматривает установление нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта РФ целевых (нормативных) значений показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов. Такой подход согласуется с одной из приоритетных на сегодняшний день установок в публичном секторе, в том числе и для муниципального уровня власти – переходом на бюджетирование, ориентированное на результат. Перефразируя известный принцип, скажем: «деньги следуют за делами». Тем самым реализуется одна из задач оценки эффективности, а именно стимулирование руководителей органов местного самоуправления не к имитации бурной деятельности, а к достижению реальных измеримых результатов работы.
Анализ перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о наличии некоторой разобщенности между показателями и полномочиями органов местного самоуправления.[8] Так, С.А. Разворотнева и А.В. Рябинин справедливо указывают, что число случаев смерти до 65 лет или удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений не находится в прямой зависимости от действий органов местного самоуправления. Вместе с тем исследователи отмечают, что с помощью системы показателей в первую очередь предполагалось оценить реализацию национальных проектов на муниципальном уровне и вклад местных властей в их осуществление. Авторы также указывают, что перечень показателей фактически создает основу для развития муниципальной статистики.[9]
Выходит, что некоторые показатели носят исключительно информационный, статистический характер. Приведенное объяснение представляется логичным. Однако, как правило, «на местах» показатели, спущенные «сверху», воспринимаются как руководство к действию. В связи с чем существует опасение, что у местных властей возникнет стремление «отрегулировать» значение и тех показателей, которые непосредственно в их ведении не находятся, например увеличить число лиц, успешно сдавших ЕГЭ.
Полагаем, что к формированию перечня показателей для оценки эффективности необходимо подходить максимально взвешенно и ответственно, стремиться отталкиваться от тех задач, которые законодателем поставлены перед органами местного самоуправления. Перечень критериев эффективности можно считать оптимальным в том случае, если он отражает общегосударственные приоритеты, не выходя при этом за рамки компетенции органов местного самоуправления.[10]
В области оценки эффективности существуют и другие проблемы. На сегодняшний день утвержденные на федеральном уровне перечни показателей ориентированы только на два вида муниципальных образований: муниципальные районы и городские округа. В этом проявляется незавершенный характер механизма оценки эффективности. Ведь основное число муниципальных образований в Российской Федерации составляют именно поселения. Очевидно, что развитие системы оценки эффективности должно быть направлено, в том числе, и на ее распространение на все виды муниципальных образований.
Следует отметить, что оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осложняется одним объективным обстоятельством, которое крайне сложно исключить. Изначально муниципальные образования обладают различным материально-финансовыми кадровым потенциалом, различным уровнем развития инфраструктуры, различным по своей инвестиционной привлекательности географическим положением,[11] даже в пределах одного региона может существенно различаться демографическая ситуация. Для того чтобы снизить погрешность при оценке эффективности, в перечень были включены относительные показатели. Кроме того, в Методике мониторинга эффективности рекомендовано значения показателей в динамике, т.е. пусть каждый муниципалитет «стартовал» с определенного уровня, но сравнивать нужно темпы роста, а не общие объемы. Тем не менее, думается, что в данном направлении механизм оценки эффективности подлежит дальнейшему совершенствованию.
Несмотря на наличие недостатков в механизме оценки эффективности, следует признать, что данный институт нуждается не только в доработке, но и в дальнейшем развитии. Полезный потенциал системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в настоящее время далеко не исчерпан. Однако уже сегодня оценка деятельности органов местного самоуправления способствует решению важных задач.
Как было отмечено, перечни показателей для оценки эффективности в большой степени служат ориентирами для органов местного самоуправления и тем самым обеспечивают учет общегосударственных целей в их работе. Доклады глав местных администраций о достижении показателей эффективности находятся в широком доступе, должны размещаться на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет, что повышает уровень публичности деятельности органов местного самоуправления. Положительной стороной оценки эффективности является также то, что она мотивирует руководителей органов местного самоуправления показывать лучшие результаты работы, так как по итогам оценки эффективности муниципальные образования, показавшие лучшую динамику развития, получают гранты от государства. Думается, что желание быть не хуже других играет в этом не последнюю роль.
Однако ключевое, на наш взгляд, значение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления состоит во все не в возможности анализа работы конкретных должностных лиц. Конечно, эту задачу механизм оценки эффективности также должен решать, но она является, скорее, сопутствующей. Оценка эффективности деятельности органов публичной власти призвана служить более глубокой стратегической цели. Ее результаты отражают эффективность действия законодательства, проявляющуюся не на бумаге, а в конкретных делах.
Показатели эффективности должны служить индикаторами качества и доступности услуг, оказываемых органами публичной власти населению, услуг в широком смысле этого слова, т.е. тех направлений деятельности органов публичной власти, в которых выражается социальная функция государства и местного самоуправления. Среди них обеспечение населения доступным жильем, качественным медицинским обслуживанием, образованием, хорошими дорогами, детскими садами, общественным транспортом и т.д. Для многих сельских населенных пунктов это решение проблем организации водоснабжения и газоснабжения.[12]
Таким образом, результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления должны, в первую очередь, побуждать региональные и федеральные власти не поощрять или наказывать глав местных администраций, а принимать меры, в том числе и в области правового регулирования, направленные на обеспечение качества жизни всех граждан независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают.
Оценка организации и результатов деятельности администрации Целинного района Курганской области
2.1. Характеристика администрации Целинного района Курганской области и документов, регламентирующих её деятельность
Согласно Уставу Целинного района Курганской области городская администрация является исполнительно-распорядительным органом города, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными законами и законам и Курганской области.
Городская администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ; законодательством РФ; нормативными правовыми актами Курганской области; Уставом Целинного района Курганской области; нормативными правовыми актами городской Думы г. Кургана; нормативными правовыми актами главы администрации г. Кургана.
Администрацией руководит глава Администрации Целинного района Курганской области на принципах единоначалия, назначаемый городской Думой по контракту. Глава администрации издает постановления и распоряжения. Глава администрации несет ответственность за деятельность Администрации перед населением Целинного района Курганской области. Городская администрация является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, фирменные бланки, а также расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Полное наименование: Администрации Целинного района Курганской области. Юридический адрес: 641150, Курганская обл., Целинный район, С.Целинное, ул.Советская 66, Тел.(241)83521043,21004[13]
Городская администрация формируется главой городской администрации в соответствии с федеральными законами, законами Курганской области и Уставом Целинного района Курганской области
Главой Администрации Целинного района Курганской области является Семёнов Сергей Павлович.
Структура городской администрации утверждается городской Думой по представлению главы городской администрации.
В структуру городской администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, в том числе наделенные статусом юридического лица. Структура каждого подразделения, его функции и задачи регламентируются отдельными Положениями, утверждаемыми главой администрации.
Отраслевые структурные подразделения могут иметь свою печать, лицевые счета, распорядителей бюджетных средств, заключать от имени Администрации договоры с организациями, гражданами по предмету своей деятельности, производят другие действия в пределах полномочий, установленных Положением о конкретном структурном подразделении.
Функциональные структурные подразделения образуются с целью обеспечения деятельности городской администрации в целом, в том числе для экономического и правового обеспечения управления городским хозяйством.
Полномочия по осуществлению исполнительно-распорядительных функций, находящиеся в компетенции одного структурного подразделения, не могут быть приняты к исполнению другим структурным подразделением без отдельного письменного распоряжения Главы администрации, изданного в пределах его компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Руководители структурных подразделений и назначаются на должность и освобождаются от нее Главой администрации и осуществляют свою деятельность на основании срочного трудового договора, в соответствии с Уставом Целинного района Курганской области.