Файл: Принципы построения бухгалтерского баланса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от формы собственности, в составе финансовой отчетности представляют бухгалтерский баланс на основании требований ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 № 142н.

Таким образом, баланс как модель может быть представлен различными типами на различных основаниях. Мы рассмотрели литературу и выделили классификацию, которая позволит нам более четко ориентироваться в многообразии основ бухгалтерского баланса при организации бухгалтерского учета.

1.3 Требования, предъявляемые к балансу

Бухгалтерский баланс-это метод экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению и по источникам формирования, выраженный в денежном выражении на первый день месяца, квартала, года.

Структура баланса представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: в левой ее части показано имущество предприятия по составу и размещению – это актив баланса. Правая часть отражает источники формирования этого имущества-это пассив баланса. Таким образом, s актива = s пассива, т. е. уравнение баланса всегда соблюдается. Каждая часть состоит из четырех графиков: балансовая статья, код строки, в начале, в конце.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества.

Статьей бухгалтерского баланса называется индекс (строка) активов и обязательств, характеризующий отдельные виды имущества, источники его формирования, обязательства предприятия.

Балансовые статьи группируются в группы, А группы-в разделы. Консолидация статей баланса в группы или разделы осуществляется на основе их экономического содержания.

Баланс включает в себя 2 раздела В активе и 3 раздела в пассиве.

Имущество:

1. Внеоборотные активы.

2. Оборотный капитал.

Ответственность:

1. Капитал и резервы.

2. Долгосрочные обязательства.

3. Краткосрочное обязательство.

Раздел "внеоборотные активы" охватывает нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, Доходные вложения в материальные активы. Объединение их в один раздел обусловлено принадлежностью к наименее мобильным (внеоборотным) активам.


В разделе "оборотные средства" содержатся сведения об остатках запасов, предназначенных для обслуживания процессов производства и обращения, о затратах на незавершенное производство, а также о готовой продукции и товарах. Ведущее место занимают материальные ресурсы, учитываемые на счете 10 "материалы"(сырье и материалы, закупаемые полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и контейнерные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в данном разделе отражены статьи, характеризующие налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и другие приносящие доход активы, а также наличие денежных средств на банковских счетах и других оборотных активах. Наибольшая доля здесь приходится на денежные средства и дебиторскую задолженность покупателей и заказчиков.

Раздел "капитал и резервы" отражает состав и структуру собственного капитала, который включает в себя различные по своему экономическому содержанию принципы формирования и использования источников финансовых ресурсов организации: уставный капитал, резервный и дополнительный капитал, нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Раздел "долгосрочные обязательства" предназначен для отражения задолженности на отчетную дату по долгосрочным кредитам банков и кредитам, полученным от других организаций и учреждений.[6]

Итоговые суммы активов и пассивов баланса называются валютой баланса.

  1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

2.1 Формирование показателей строк бухгалтерского баланса

Любой баланс должен отвечать следующим специфическим требованиям: правдивость (верность), реальность, единство, непрерывность, ясность.

Верным является баланс, который был составлен в соответствии с записями, сделанными на основании этих документов. Документы, в свою очередь, отражают факты хозяйственной деятельности организации за определенный период времени.

Условие достоверности баланса – достоверность записей в документах, которые обосновывают показатели баланса.


Реальность равновесия и обоснованности-понятие спорное. Баланс может быть правдивым, но нереальным.

Существуют теории балансовых оценок: объективные оценки и субъективные оценки книги.

Теория объективных оценок базируется на принципе проданных цен, которые могут быть установлены в процессе продажи имущества организации на момент составления бухгалтерского баланса.

Теория субъективных оценок основана на том, что стоимость организации зависит от индивидуальных условий, в которых находится организация. Один и тот же элемент может иметь различное значение для разных организаций.[7]

Теория книжных оценок основана на оценке, согласно которой средства организации регистрируются (в книгах).

Но ни одна из этих теорий не может дать однозначного ответа на вопрос об оценке. Поэтому необходимо опираться на соответствие балансовых оценок определенным нормативным документам, действующим в настоящее время.

Реальность составления баланса в основном зависит от ликвидности средств организации.

Ликвидность дебиторской задолженности характеризуется возможностью получения денежных средств от должников. Таким образом, на балансе могут находиться как ликвидные, так и неликвидные средства (не способные пройти оборот).

Реальность бухгалтерского баланса характеризуется возможностью "жизни" активов предприятия.

Единство бухгалтерского баланса заключается в том, чтобы строить его на одних и тех же принципах учета и оценки.

Непрерывность баланса заключается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего баланса (непрерывность должна распространяться на методы оценок и балансы).

Ясность баланса заключается в его доступности для отдельных пользователей информации.

2.2 Техника составления бухгалтерского баланса

Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Применение этих процедур – трудоемкий процесс, который в методическом плане доступен только специалистам в области бухгалтерского учета.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организациям необходимо руководствоваться:


• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

• Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;

• постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризуемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно.

Результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией с принятием решения, за счет кого должны быть отнесены недостачи, выявленные при инвентаризации, или как должны быть оприходованы излишки. Решения комиссии протоколируются. Протоколы в зависимости от размера и характера недостач утверждаются руководителем организации или вышестоящей организацией по ходатайству руководителя организации.

На основании утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, приводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего учета.

После проведения инвентаризации для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов вводят сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ.

Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. При ведении учета с помощью журнально-ордерной формы счетоводства бухгалтерский баланс составляется на основе данных Главной книги. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главную книгу из ряда журналов-ордеров и оборотных ведомостей. Обороты по кредиту каждого счета записывают в Главную книгу только из журналов-ордеров. Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и формирования документации. Систематическая запись в журналы-ордера является одновременно хронологической записью. Проверенные месячные итоги из журналов-ордеров записывают в Главную книгу. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах делается расшифровка кредитового оборота каждого счета, а в Главной книге – дебетового оборота этого же счета.

Статьи баланса отражаются в двух разрезах: графа 3 «На начало отчетного года»; графа 4 «На конец отчетного периода». Данные графы 3 должны соответствовать данным графы 4 предыдущего года с учетом проведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В графе 4 показываются данные о стоимости активов, капитала, резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).


Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Рассмотрим порядок заполнения формы № 1 (пример заполнения формы № 1 приведен на с. 90–92), используя результаты решения практического задания по составлению бухгалтерского баланса организации.

Актив баланса

Раздел I. Внеоборотные активы

По строке 110 «Нематериальные активы» отражается наличие НМА по остаточной стоимости, за исключением объектов НМА, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется.

Расшифровки групп статей должны приводиться в пояснениях к бухгалтерскому балансу, например, в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5), либо в пояснительной записке.

Так, организация может представить в расшифровке к бухгалтерскому балансу стоимость патентов, лицензии, товарных знаков, иных аналогичных перечисленным прав и активов. При этом статья заполняется по данным аналитического учета к счетам 04 и 05. По строке 110 приводится общая стоимость данных активов в оценке по их остаточной стоимости. (В нашем примере 540 тыс. руб. = 835 тыс. руб. – 295 тыс. руб.)

При заполнении статьи «Нематериальные активы» следует учитывать требования Положения по бухгалтерскоу учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н. Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКиТР), которые дали положительный результат, отражаются в балансе по статье «Нематериальные активы», но НМА не являются. Положительный результат подтверждается патентом или другим документом.

По строке 120 «Основные средства» приводятся показатели по основным средствам как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе, – по остаточной стоимости, за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется. Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» для принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств должны быть выполнены следующие условия: