Файл: Коммерческая информация и её защита (Понятие коммерческой информации. Проблемы и угрозы информационной безопасности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Проблемы и угрозы информационной безопасности

1.1 Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России

1.2 Основные проблемы информационной безопасности и пути их решения

1.3 Источники угроз информационной безопасности

Глава 2. Исследование коммерческой деятельности и мер по защите информации в ООО «Алекс»

2.1 Характеристика коммерческой деятельности предприятия

2.2 Оценка коммерческих рисков предприятия

2.3 Меры по обеспечению защиты коммерческой тайны на предприятии.

Глава 3. Организация защиты коммерческой тайны предприятия

3.1 Создание группы по контролю за защитой коммерческой тайны и снижение коммерческих рисков ООО «Алекс».

3.2 Мероприятия по проведению проверки эффективности мер по защите коммерческой тайны.

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Не менее важной составной частью охраны конфиденциальности информации является установление контроля над соблюдением порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну.

По закону собственник информации должен контролировать эффективность защиты своей собственности. Помимо наличия контроля как такового, законодатель других требований к собственнику информации не предъявляет. Это означает, что все требования к контролю устанавливаются на усмотрение самого собственника информации.

Однако давайте немного остановимся на организации контроля и разберем основные присущие ему особенности.

Контроль в обязательном порядке должен быть нормативно установлен и регламентирован в рамках организации путем издания локального акта (Приказа, Распоряжения, Инструкции и т.п.).

В зависимости от структуры организации, объема и вида носителей информации, определяются способы и виды контроля.

Исходя из понятия контроля как проверки соответствия предъявляемым требованиям, необходимо выбрать наиболее приемлемый вид и способ проверки.

Проверки могут быть плановыми, т.е. предусмотрены планом работы на конкретный период времени и внеплановые, те которые проводятся только в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств.

Если говорить о плановости проверок, то необходимо сказать и об их периодичности. В зависимости от объемов информации проверки рекомендуется проводить по календарному принципу – ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.

Способы проверки также могут варьироваться в зависимости от конкретно сложившейся ситуации. Рассмотрим на примере проверки наличия носителей информации, составляющей коммерческую тайну. Проверить наличие носителей:

«реально» – лично сверить наличие носителей с учетными данными «потрогать»;

«документально» – запросить учетные данные в виде формализованного документа «отчет».

«выборочно» - убедиться в наличии одного или нескольких видов носителей или в наличии ряда конкретных выбранных в произвольном порядке носителей;

«тотально» - проверить наличие всех носителей без исключения.

Самое важное при создании системы контроля в организации – это необходимость помнить о том, что контроль направлен на выявление несоответствий установленным требованиям, нарушений установленного порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну, выявление возможных каналов утечки информации и разработки способов их перекрытия, поддержание на высоком уровне бдительности персонала. Тогда выбранные инструменты в частности и вся система в целом будут по-настоящему действенны и эффективны.


Заключение

Понятие «коммерческая тайна» в законодательстве РФ впервые появилось в начале 90-х годов прошлого века. Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Поскольку содержание коммерческой тайны - конфиденциальность информации, следует определить, что считать такой информацией. Под предоставлением коммерческой тайны понимается ее передача обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Разглашением коммерческой тайны считается действие или бездействие, в результате которых коммерческая тайна в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия ее обладателя либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. [7]

Многогранность понятия «риск» обусловлена разнообразием факторов, характеризующих как особенности конкретного вида деятельности, так и специфические черты неопределенности, в условиях которой эта деятельность осуществляется. Выявить все рискообразующие факторы (РОФ) достаточно сложно. В процессе исследования рисков предприятия пристальное внимание следует уделить учету специфики его деятельности и взаимосвязи последней с деятельностью партнеров предприятия.

Результаты анализа данного вопроса позволяют утверждать, что риски предприятия тесно связаны с рисками других видов бизнеса и занимают значимое место в общей совокупности рисков. Оценка уровня риска является одним из важнейших этапов риск – менеджмента, так как для управления риском его необходимо, прежде всего, все проанализировать и оценить.

Проходя коммерческую практику в ООО «Алекс» можно сделать вывод, что для более эффективной работы предприятия нужно сделать следующее:

- расширить площадь торгового зала;

- поставить аппарат по безналичному расчету;

- расширить ассортимент товаров в соответствии со спросом покупателей;

- проводить рекламные акции для большего потока покупателей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ с научно ‏- практическим комментарием.- М.:Юристъ,2012.

2. Гражданский кодекс Ро‏ссийско‏й Федерации: В 2 Т.- М.,2012.

3. Трудо‏во‏й Кодекс Ро‏ссийско‏й Федерации: с научно‏-практическим ко‏мментарием.-М.:Юристъ,2013.

4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О ко‏ммерческо‏й тайне» (в ред. от 11.07.2011г.) // Справо‏чно‏ - право‏вая система Ко‏нсультант Плюс.

5. Алексенцев А.И. Ко‏нфиденциально‏е дело‏про‏изво‏дство‏. – М.: Управление персо‏нало‏м, 2013.

6. Альбрехт С., Вернц Г., Уильямс Т. Симптомы мошенничества. Бухгалтерские до‏кументы, внутрифирменный ко‏нтро‏ль и о‏рганизацио‏нная структура.- М.: Финансы и статистика, 2011.

7. Ананькина Е.А., Данило‏чкин С.В., Данило‏чкина Н.Г. Ко‏нтро‏линг как инструмент управления предприятием. - М., Аудит, ЮНИТИ,2011.

8. Бендико‏в М.А. Финансо‏во‏ - эко‏но‏мическая усто‏йчиво‏сть предприятия и методы ее регулирования / М.А. Бендико‏в, И.В. Сахаро‏ва, Е.Ю. Хрусталев // Эко‏но‏мический анализ: тео‏рия и практика. - 2011. - N 14. - С. 5 - 14.

9. Бернстайн Л.А. Анализ финансо‏во‏й о‏тчетно‏сти: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.

10. Бланк И.А. Финансо‏вый менеджмент: Учебный курс. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2012.

11. Бланк И.А. Управление финансовыми рисками: Учебный курс. - М.: Ника-центр, 2011.

12. Бо‏рисо‏в А.Н. Организация финансо‏во‏го‏ менеджмента на малых предприятиях// Финансовый менеджмент.- 2010.- № 6.- С. 34 – 42.

13. Васильева Л.С. Финансовый анализ: Учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петро‏вская. - М.: КНОРУС, 2008.

14. Вайсблат Б.И. Риск-менеджмент: Учебно ‏- мето‏дическо‏е по‏со‏бие. - Н. Но‏вго‏ро‏д, 2010.

15. Дайле А. Практика ко‏нтро‏ллинга: Пер.с нем. / По‏д ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихо‏ненко‏во‏й. - М.: Финансы и статистика, 2012.

16. До‏лго‏по‏ло‏в Ю. Б. Предпринимательство‏ и безо‏пасно‏сть. - М.: Универсум,2012.

17. Казакевич О.Ю., Ко‏нев Н.В., Максименко‏ В.Г. и др. Предприниматель в о‏пасно‏сти: спо‏со‏бы защиты. Практическое руко‏во‏дство‏ для предпринимателей и бизнесмено‏в. - М.: Юрфак МГУ, 2013.

18. Ко‏нтро‏ллинг в бизнесе. Мето‏до‏ло‏гические и практические о‏сно‏вы по‏стро‏ения ко‏нтро‏ллинга в о‏рганизациях/ А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько‏. - М.: Финансы и статистика, 2011.

19. Ко‏валев В.В. Финансо‏вый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ о‏тчетно‏сти. - М: Финансы и статистика, 2012.

  1. Бо‏рисо‏в А.Н. Организация финансо‏во‏го‏ менеджмента на малых предприятиях// Финансовый менеджмент.- 2010.- № 6.- С. 34 – 42.

  2. Ананькина Е.А., Данило‏чкин С.В., Данило‏чкина Н.Г. Ко‏нтро‏линг как инструмент управления предприятием. - М., Аудит, ЮНИТИ,2011.

  3. Бланк И.А. Управление финансовыми рисками: Учебный курс. - М.: Ника-центр, 2011.

  4. Дайле А. Практика ко‏нтро‏ллинга: Пер.с нем. / По‏д ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихо‏ненко‏во‏й. - М.: Финансы и статистика, 2012.

  5. Бендико‏в М.А. Финансо‏во‏-эко‏но‏мическая усто‏йчиво‏сть предприятия и методы ее регулирования / М.А. Бендико‏в, И.В. Сахаро‏ва, Е.Ю. Хрусталев // Эко‏но‏мический анализ: тео‏рия и практика. - 2011. - N 14. - С. 5 - 14.

  6. До‏лго‏по‏ло‏в Ю. Б. Предпринимательство‏ и безо‏пасно‏сть. - М.: Универсум,2012.

  7. Федеральный зако‏н о‏т 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О ко‏ммерческо‏й тайне» (в ред. о‏т 11.07.2011г.) // Справо‏чно‏- право‏вая система Ко‏нсультант Плюс.