Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Управленческое решение и его эффективность ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под технологией принятия решений понимается состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе методами разработки и анализа альтернатив. Принятие решений – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленный на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Эффективность функционирования организации в значительной степени зависит от качества управленческих решений. Это обусловливает важность овладения всеми ответственными работниками управленческого аппарата, и прежде всего, руководителями организаций теоретическими знаниями и практическими навыками разработки и внедрения оптимальных управленческих решений. 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Принятие управленческих решений в менеджменте XXI века.

 Процесс принятия управленческих решений в значительной степени зависит от специфики экономического субъекта и его размеров.

Управленческие решения обладают рядом особенностей, отличающих их от других видов решений, принимаемых в организации:

  • масштабностью (охватывают более широкий круг людей);
  • психологической спецификой;
  • финансовыми последствиями;
  • экономическими аспектами.

К особенностям решений относится и разнообразие способов их реализации (постоянное, эпизодическое, силовое, мягкое, радикальное, последовательное, прямое, опосредованное и др.).

Деятельность российских организаций в настоящее время построена на лидере: он все знает и может за счет авторитарного давления на коллектив добиться желаемых результатов. В России компанией управляет конкретный человек.

В настоящее время для России характерна модель управления компанией во главе с авторитарным руководителем, который является ее собственником и менеджером в одном лице. Руководитель гибко реагирует на внешнюю среду, переносит господствующие там принципы жизни (неопределенность, отсутствие перспективы, плохие эталоны поведения государства и пр.) во внутрь компании, принимает решения, исходя из краткосрочных субъективных целей. С такой моделью руководитель хорошо оценивает ситуацию на сегодняшний день и успешно работает при небольших масштабах бизнеса.


В России управленческие решения имеют свои особенности в зависимости от отрасли или сферы деятельности организации, в которой они принимаются.

Особенности решений, принимаемых на государственном уровне:

  • широта решаемых проблем;
  • ответственность перед обществом: финансовая; социально-политическая; нравственно-этическая; экологическая.
  • особенности промышленного производства с позиций принятия управленческих решений:
  • высокая значимость технико-технологического оснащения производства;
  • высокие требования к своевременности производства, учету характеристик спроса и обязательств по доставке потребителям;
  • применение автоматизированных систем управления производством;
  • важность решения о месторасположении производства;
  • необходимость выбора типа планировки производства (линейная, поточная, фиксированная позиционная);
  • необходимость применения социально-технического подхода;
  • эффективность производства определяется как частное от деления рыночной стоимости производимого выхода на сумму всех затраченных организацией входов (ресурсов).

Процесс принятия управленческих решений в сфере науки и наукоемкого производства России должен осуществляться с учетом особенностей этой сферы народного хозяйства, а также влияния внутренних и внешних факторов и ограничений. Это позволит повысить качество и обоснованность решений на всех уровнях управления.

Особенности наукоемкого производства, влияющие на управленческие решения:

  • высокая неопределенность выполнения научных и производственных процессов и конечного результата с заданными или ожидаемыми характеристиками, что приводит к необходимости принятия решений в условиях риска;
  • одновременность реализации инновационных процессов создания изделия, технологии и организации, их взаимосвязанность при выпуске новой наукоемкой продукции (особенно в электронной промышленности);
  • наличие планируемых технологических потерь в производстве наукоемких изделий;
  • высокие требования к квалификации и опыту сотрудников, задействованных в НИОКР;
  • сложности контроля творческого процесса;
  • необходимость использования специальных методов мотивации и стимулирования разработчиков;
  • необходимость разработки специальных инструментов и методов оценки вклада специалистов в разработку и производство наукоемкой продукции;
  • высокие темпы, ежегодного роста объемов производства;
  • непрерывный рост номенклатуры, новых изделий;
  • высокая интенсивность обновления продукции;
  • многообразие видов технологической оснастки, ее специфика.

Определенной спецификой отличается и российский рынок услуг. Данная сфера сейчас активно развивается, все более заметную роль начинают играть потребители, поэтому отечественные предприятия сферы услуг становятся все более клиентоориентированными.

Таким образом, особенности сферы услуг с позиций принятия решений могут быть сведены к следующему:

  • участие потребителя в производственном процессе (например, в парикмахерской клиент высказывает свои пожелания в процессе оказания услуг);
  • высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями потребителя;
  • высокая трудоемкость работ в сфере услуг;
  • динамичность инновационных процессов в условиях постоянного развития сферы;
  • высокие требования к социально-психологическим навыкам сотрудников, задействованных в оказании услуг;
  • расчет производственных мощностей не по среднему уровню спроса, а по пиковому спросу со стороны покупателей;
  • высокая доходность операций в сфере услуг;
  • пересечение функций маркетинга и производства.

Размеры предприятия также сильно влияют на процесс принятия решений.

Принимая во внимание, что от качества принятых управленческих решений зависит результат экономической деятельности предприятия, данная проблема становится одной из основ успешного развития малого бизнеса России.

Можно выделить особенности малых предпринимательских структур, определяющие факторы, воздействующие на механизм принятия управленческих решений:

  • специфика продвижения продукции;
  • высокая зависимость от потребителя;
  • специфика пути повышения дохода;
  • специфика управления;
  • ограниченность ресурсов, высокая степень риска;
  • проблемы кредитования;
  • равномерное распределение ресурсов;
  • специфика персонала;
  • недостаточная информированность.

Процесс принятия управленческих решений также зависит от уровня управления, на котором он осуществляется.

Особенности решений, принимаемых на различных уровнях управления современной коммерческой организацией:

  • технический уровень: оперативные, конкретные, четко формализованные, контролируемые;
  • средний уровень: тактические, текущие, с высоким экспертным уровнем и уровнем аргументации;
  • высший уровень: стратегические, высокоответственные


Анализ факторов, влияющих на эффективность управленческого решения, в современных условиях

Описание предприятия – объекта исследования

ООО "ПРИЗ-С" является торговым предприятием, которое занимается оптовой продажей. Форма собственности общество с ограниченной ответственностью. Имеет продуктовый, хозяйственный ассортиментный профиль. Численность работников составляет около 200 человек. Площадь 6000 кв. м. Является оптовой базой.

Основной целью ООО "ПРИЗ-С" является осуществление хозяйственной деятельности и извлечение прибыли. Предприятие может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

ООО "ПРИЗ-С" является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО "ПРИЗ-С" осуществляет следующие виды деятельности:

  • продажа населению города и области потребительских товаров и оказание услуг;
  • оптовая торговля продовольственными товарами.
  • изучение спроса населения на товары и услуги;
  • рекламная деятельность, осуществление художественно-оформительских работ.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами.

Оптовая реализация товаров на предприятии ООО "ПРИЗ-С" может осуществляться в следующих формах:

  • оптовый региональный товарооборот - продажа товаров оптовым покупателям своего региона;
  • межрегиональный товарооборот -реализация товара оптовым покупателям других регионов;
  • внешнеторговый товарооборот - продажа товаров оптовым покупателям других стран.

В зависимости от состава конечных потребителей на ООО "ПРИЗ-С" используются такие формы товароснабжения как:

  • продажи непосредственно населению;
  • продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.

Далее рассмотрим принятие управленческого решения на высоком уровне в ООО "ПРИЗ-С" города Саратова, связанный с расширением торговых площадей и строительства нового торгового комплекса.


Чтобы правильно принять управленческое решение, следует правильно выбрать метод, ведь количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей могут быть различными:

  • метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
  • метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
  • метод, основанный на научно-практическом подходе, предлагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения - одна из важнейших в современные науки управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.[4]

В нашем случае следует выбрать, метод основанный на понятии "здравого смысла" и метод, основанный на научно-практическом подходе, ведь плохо продуманное управленческое решение может привести к огромным потерям. Сам процесс в данном случае будет выглядеть так:

  1. Принятие решения о строительстве торгового комплекса:
  • Анализ ситуации;
  • Анализ территории, транспортных и пешеходных потоков;
  • Анализ покупательской среды;
  • Анализ торговых предприятий в городе;
  • Проведение маркетинговых исследований при создании концепции ООО "ПРИЗ-С". Анализ полученных данных;
  • Оценка участка.
  1. Разработка концепции торгового комплекса:
  • Определение состава функций комплекса и распределение площадей в торговом комплексе (торговая, развлекательная, офисная функции);
  • Позиционирование комплекса на основе анализа расположения, конкурентов, покупательской среды;
  • Определение состава арендаторов (товары, услуги, развлекательные элементы, питание), профиля якорных арендаторов комплекса;
  • Требования к форматам, ценовой и ассортиментной политике торговых предприятий, представленных в торговом комплексе;
  • Размещение зон различного профиля в комплексе (в том числе, поэтажное размещение);
  • Разработка марки торгового комплекса (название, символика, цвета фасада и интерьера).