Файл: Американская модель менеджмента (ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Американский менеджмент формировался в конце XIX – начале XX вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда, введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

На протяжении большого количества времени Американская модель менеджмента постоянно менялась и взимала что-то новое. И до сих пор американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента.

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на тропу менеджмента.

Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.

Во всем  многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство.

Тем не менее,  нет нужды слепо следовать выводам американских  теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы.


Предмет курсовой работы – история американского менеджмента.

Объект – американская модель.

Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить историю развития американской модели менеджмента;

- рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;

- выявить преимущества и недостатки американского менеджмента.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента.

Управление как наука, научная дисциплина появилась в США в начале XX века. Этому содействовал целый ряд факторов, среди которых следует подчеркнуть демократичность страны, трудолюбие граждан, высокое значение образования, а также отсутствие государственного ввязывания в экономику. Страна была свободна от прогрессивных догм старого света, а создание монополий приводило к затруднению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на нуждаемости бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915).

Другие - это так называемые «реформаторы труда», куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - затрудненные взаимоотношения рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные филантропические проекты и программы, например, усовершенствование трудовой морали, физического удобства на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.

Американский менеджмент образовался в конце XIX - начале XX вв., в условиях создания значительных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; установление норм и стандартов, введение должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности[5,93].


В XIX веке в США увеличивается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет субъективный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая вычеркивает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым критериям.

В американском обществе увеличивается социальная значимость «чина», вытекает тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия - гиганты испытывают спрос в рациональной организации труда, в четкой, координированной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными основаниями, нормами и стандартами.

Гигантская индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала гораздо более существенное воздействие на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции. По мере того как индустрия перерастала пределы мануфактуры и созревала актуальная система акционерного капитала, владельцы капитала все более отстранялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был подменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась современная, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало большое число акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев единого капитала. Вместо единственного руководителя-собственника возникли несколько наёмных менеджеров, привлекший из всех, а не только привилегированных классов.

При этом под администрированием трактовалась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоочередном и узкотехническом смысле рассматривался как контроль за их реализацией. Каждый производственноедело выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число значений возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой базе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется определенное количество специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту[18,106].

Здесь важно заметить следующую правомерность. Вначале собственник и менеджер описаны в одном лице. Затем управление отходит от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера появляются два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.

Другой этап развития: менеджеров много и каждый следит за одной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь разделяется, и вместо него образуется сообщество специалистов. Теперь менеджер устанавливает работу специалистов, используя для этого особенные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, задачи политики компании и др.


Именно с учетом этих качеств американской экономики и возникает американская модель менеджмента.

1.2. Создатели американского менеджмента.

Создателем научного менеджмента по праву значится Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 - 1915). Его способ научной организации труда содержала ряд основных положений: научные основания производства, научный набор кадров, обучение и подготовка, организация сольватация между управляющими и рабочими. Ввел определенные требования по научному исследованию элементов производственного процесса: разделение единого процесса на малые части, наблюдение и запись итоговых элементов и условий, в которых они осуществляются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал применять хронометраж исполнительных рабочих действий.

Его план о разделении работы на самые обычные операции привела к созданию сборочного транспортера, сыгравшего столь важную роль в росте экономической силы США в первой половине ХХ века.

Впервые свои взгляды он описал в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были увеличены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили продолжение в «Основах научного менеджмента» (1911).

Научное управление по Тейлору концентрировалось на работе, выполняемой на очень низком уровне организации. Тейлор и его ученики проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и масштабы контроля и поручения полномочий[29,81].

Тейлор стал осуществлять испытания – с секундомером и прочими приборами, которые позволяли определить процесс труда. В итоге вследствие подобных манипуляций производительность его подопечных усовершенствовалась в два раза, чего нельзя было отметить об их настроении. Система Тейлора, которую он обрисовывал в своей книге, подразумевала очень четкую и упорядоченную организацию труда. Действия рабочих в буквальном смысле были расписаны по секундам, а движения – по миллиметрам.

В единых чертах это и есть первые шаги в сторону формирования менеджмента как дисциплины. Представляемый им хронометраж, конечно, был сложно реализуем, и в каком-то смыслевесьма бессердечен – но это были первые идеи в области управления.


Еще одним адептом американской модели менеджмента, организатором «организационной школы» является Генри Форд (1863 - 1947)

Генри Форд построил самое огромное промышленное производство начала XX столетия и заработал на нем большие деньги, его принципы
проявили колоссальное воздействие на общественную жизнь США. Он вел свое дело в разрез с какими-либо общепринятыми инструкциями. Когда потребность в машинах увеличивалась- предприниматель уменьшал стоимость (в 1909 г. – 900 долларов, в 1916 – 345 долларов). Он считал так: следует увеличивать покупательную способность людей путем увеличения зарплаты и снижения продажных цен. Во времена Великой Депрессии, когда собственники заводов и фабрик уменьшали получки в два-три раза, Форд не только увеличил их в два раза, но и сменил десятичасовой рабочий день восьмичасовым (этим во многом спас свои заводы от недовольств, забастовок, ухода рабочих).

Еще одной из тайн успеха «автомобильного короля» было введение современных технологий: конвейерная сборка автомобилей,
внедрение типизации и т.д. Но, вместе с тем, Форд ввел особый способ распределения деятельности(это явление получило название «фордизм»). Он полагал, что необходимость рабочего в том, чтобы подчиняться, не брать на себя никакой ответственности,более результативно – монотонное выполнение одних и тех же простейших операций. Предприниматель считал, что каждый обязан пройти этот путь «снизу – вверх».

Форд реализовал 15 с половиной миллионов автомобилей «Форд-Т», конвейер стал процессом обычным и важным. Он стал оплачивать рабочим ввдвое больше и этимосновал класс «синих воротничков». Его рабочие накапливали средства, чтобы купить «свой» автомобиль – «Форд-Т». Форд не создавал потребность в автомобилях, он создал условия для потребности.

В его основе лежит принцип разделения труда. Каждый рабочий на конвейере делает одну единственную операцию, тем самым стандартизируя свой работу и существенно стимулируя производство[25,203].

Тем не менее, конвейерная сборка считается не только возведенным в идеале разделением труда, но и крайне обесчеловеченным процессом. Человек должен работать как автомат, регулярно исполняя одно и то же действие (например, закручивание гайки) на протяжениивсего рабочего дня, не имея возможности отвлечься. Это вызывает нервные расстройства, эмоциональные срывы и другие трудности, о которых, разумеется, предприниматели не думали или просто не допускали возможности тонкой душевной организации у рабочих.