Файл: Американская модель менеджмента (ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В борьбе с принципами Форда возник американский менеджмент.

Основные идеи Г. Форда описаны в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) - американский педагог, консультант, социолог, с 1924 года исследовала теорию научного менеджмента. Первая начала заниматься межличностными отношениями и менеджменом персонала. Создатель нескольких книг о природе общественных отношений и роли вождя. Ее планы настолько опережали время, что оказались не нужными до 50-х годов. В частности, Фоллетзаявляла, что главное условие в любой области - человеческие отношения; что не существует прирожденных вождей, а вождь формирует задачи и "подчиненные", более того, отношения вождя и подчиненных суть отношения партнерские (в этой части ее идеи перекликаются с идеями Честера Барнарда); критиковала иерархические структуры управления и приветствовала более "мягкие", "демократические" формы и т.д. Вместе с Элтоном Мейо является основоположником, так называемого гуманистического подхода в менеджменте персонала (известного также как "школа человеческих отношений" и "поведенческая школа") в противовес классическому административному, который был озвучен еще Анри Файолем. Гуманистический подход основываетсяя на утверждении о том, что основными стимулами к труду человек считает не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоутверждение и другие психологические потребности.

1.3.Основные особенности американской школы менеджмента.

Одной из особенностей американской школы менеджмента стала теория корпораций. Она зародилась в 1932 году после выхода в свет книги А. Берли и М. Минза «Современная корпорация и частная собственность». Корпорация делалась юридическим лицом, а акционеры получали право на получение доли в прибыли, в соответствии количеству акций. Корпорация заменила малые предприятия, где вся собственность относилась владельцам, соответственно они имели всю прибыль и осуществляли контроль над рабочими.

Многие ученые считают, что в период возникновения корпорации произошло отделение собственности от власти. Замечается новый класс, сила которого заключается не в собственности, а в контроле за процессом. Реальная власть переходит к менеджерам[15,79].


Корпорация считается главной структурной единицей в американском менеджменте до сегодняшнего дня.Заинтересованность ккорпорациям сталаувеличиваться с середины 80-х годов XX века.

Среди факторов, содействовавшихее усилению, можно отметить:

- увеличение инвестиций в стране;

- усиление государственного контроля, что выражается в предоставлении права голоса некоторым инвесторам;

- процесс поглощения корпораций во второй половине 80-х;

- весьма высокие оклады исполнительных директоров;

- констатация потери конкурентоспособности по отношению к немецким и японским корпорациям.

Хотя, необходимо выделить, что американская модель менеджмента используется в корпорациях многих стран: США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канады и других.

Ее главными особенностями являются:

- наличие внешних акционеров, т. е. не связанных с корпорацией,

- разработанной законодательной основой, которая определяет права и обязанности управляющих, директоров и акционеров,

- механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, между акционерами.

В Великобритании и США акции – этометод накапливания денежных средств. Именно поэтому в США располагается крупнейший в мире рынок капитала, а Лондонская биржа - третья в мире по капитализации рынка (первыми являются Нью-Йорка и Токио). Именно в США впервые зародились мысли голосования по доверенности и института независимых инвесторов.

Также характерной чертой американского менеджмента является стратегическое управление. Данный термин появился в 60-70-х годах XX века, а в 80 годы оно пришло во все корпорации.

В общих чертах стратегия – это метод применения денег и ресурсов для свершения установленных целей. То есть стратегия – это общая программа действий, которая определяет проблемы и ресурсы для свершения главной цели корпорации.

Стратегический менеджмент ориентирован в подтверждениеи дальнейший выбор целей развития компании, которые готовы послужить причинойее к повышению конкурентоспособности. При выборе таких целей они фиксируются в долгосрочных планах, на их основе разрабатываются целевые программ, которые и гарантируют достижения намеченных целей[8,114].

Стратегия позволяет сформулировать главные цели и основные пути их достижения так, что корпорация получает единое направление действий. При этом у корпорации возникает потребность в новых поисках и новых стратегиях.

Таким образом, стратегическое управление состоит из


- исследования долговременнойстратегии;

- реализация управления в реальном масштабе времени.

То есть разработанная стратегия управления в последующем делается производственно-хозяйственными планами, которые необходимо реализовать на практике.

Идея стратегического управления базируется на системном и ситуационном подходах. С данной точки зрения компания – это "открытая" система. Для ее существования нужен анализ внешней и внутренней среды.

При стратегическом управлении появляется потребность организационной стратегической структуры, что показана отделом стратегического развития. В эти отделы входит несколько производственных подразделений компании, которые выпускают монотипную продукцию, применяют схожие ресурсы и технологии и обладают едиными конкурентами.

Количество таких отделов в фирме обычно немного, чем количество производственных подразделений. Данные отделы отвечают за актуальное исследование продукции, которая была бы конкурентоспособна на рынке,и за еесбыт[19,207].

Однако при данной структуре отвечать за принятие решений и за самые
отвечающие тенденциидолжен один человек (генеральный директор или владелец), которомумогутпомогатьспециализированные ассистенты. Но принимать решение должен только один человек, иначе ему придется рано или поздно уйти, чтобы на его место пришел другой менеджер, который может выполнять поставленные задачи.

Акцентируют следующие функции стратегического менеджмента:

- определениецелейфирмысучетомрыночнойситуации;

- формулированиесредствдостижениеэтихцелей;

- сегментацияцелей,тоестьих разделение на подцели;

- создание соответствующих перспективных планов и программ.

При этом результат американской модели менеджмента является принятие того факта, что все виды менеджмента взаимосвязаны. На практике каждый менеджер осуществляет функции администратора, управляет персоналом, ищет свои цели и занимается построением путей достижения своих целей. Конечно, если фирма маленькая, то ее руководитель сам занимается всеми функциями, но при увеличении размеров фирмы возникает вопрос о разграничении данных функций между помощниками и ассистентами.

Именно стратегический менеджмент является основой управления предприятием, он определяет цели развития и средства их достижения, а также устанавливает задачи всех видов менеджмента.

Следующей характерной чертой американской системы менеджмента, требующей нашего внимания, является партисипативное управление, то есть формы привлечения сотрудников к управлению.


Для этогоприменяется принцип привлечения сотрудников к принятию решений и развитию организации[19,258]. Здесь можно отметить несколько причин:

- В данном случае каждый рабочий лучше понимает суть и цели своей фирмы, знание различных сторон ее жизни, тем самым облегчается процесс взаимообмена данными.

- Участие сотрудников в ходе принятия решений приводит к тому, что эти решения и планы по их осуществлению становятся личными планами сотрудников, тем самым работа помогает им достичь удовлетворения собственных потребностей, потому что каждый работник получает конкретный мотив к качественному и эффективному труду, также укрепляется командный дух.

- Все это приводит к тому, что работники компании получают возможность развивать себя как личность: они становятся открытыми к восприятию и усвоению новых навыков, новых знаний, расширяют свои личные возможности, а компания, между тем, приобретает дополнительные ресурсы для решения будущих задач.

Следующим фактором является объединение двух взаимоисключающих функций управления: оперативное руководство и планирование. Планирование перестает быть чем-то мешающим и ненужным, а становится составляющей процесса деятельности.

Данное направление впервые зародилось в 60-е гг. XX века, когда работники корпораций стали требовать улучшения социально-экономического положения.

В это же время многие исследователи менеджмента пришли к выводу, что многие компании е могут достичь своих целей, так как игнорируют противоречия быстро меняющейся социальной среды. Так зародилась идея «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), которая основана на привлечении к управлению непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д. То есть привлечение как внешних, так и внутренних непрофессионалов к управлению компанией[12,147].

Иногда данное направление называется «третьей революцией» в управлении.

То есть первая революция – это отделение управления от производства и с выделение его в особый вид управленческой деятельности.

Вторая революция связана с появлением менеджеров, как особой профессии.

Третий этап – «производственная демократия» (или партисипативное управление), то есть форма соучастия всех работников организации в принятии решений компании.

Авторами данной идеи считаются Дж. Коул и А. Горц, которые впервые предложили управлять корпорациями посредством советов, контролируемых рабочими.


Хотя иногда партисипативное управление рассматрвиается как один из общих подходов к управлению человеком в организации, а основной целью является совершенствование методов использования всего человеческого потенциала организации[29,172].

Партисипативное управление включает несколько направлений:

- Право работников на самостоятельное принятие решений;

- Разработка механизмов привлечения работников к процессу принятия решений (например, выделяют следующие: сбор необходимой для принятия решения информации, определение приемов и способов выполнения данного решения, сам процесс организации работ и т. п.);

- Возможность работников самим следить за качеством и количеством выполненной ими работы;

- Предоставление работникам возможности участвовать в совершенствовании деятельности и организации, и ее отдельных подразделений;

- Создание условий для работников для организации рабочих групп по интересам.

В настоящее время пользуются популярностью четыре основные формы привлечения рабочих к управлению компанией[21,161]:

1. Участие рабочих в контроле за уровнем труда и выпускаемой продукции на уровне цеха.

2. Создание рабочих советов, где участвуют рабочие наравне с управляющими.

3. Создание и совершенствование системы участия в прибыли.

4. Предоставление возможности делегирования представителей рабочих для участия в советах директоров корпораций.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Преимущества и недостатки американской модели менеджмента.

В первую очередь, необходимо рассмотреть главные предпосылки создания американского менеджмента в том виде, в котором он имеется сейчас:

1. Присутствие развитых рыночных отношений.

2. В большой степени индустриальный способ организации изготовления.

3. Формирование мысли корпорации как главной формы предпринимательства.

Такое выделение базируется на теории американского экономиста Роберт Хейлбронер, который акцентирует три исторически сложившихся расклада к распределению ресурсов общества: традиции, приказы и рынок.