Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Характеристика теории управления финансами).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика теории управления финансами
1.1. Сущность и методы управления финансами
2. Пути совершенствования управления финансами в РФ
2.1 Основные методы и формы управления финансами.
2.1.1 Финансовое планирование и прогнозирование
2.1.2. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами
2.1.3 Финансовое регулирование
Введение
В процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений. Финансы - это отношения между людьми по поводу перераспределения, образования и использования фондов денежных средств.
Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределение материальных благ, также они могут служить средством стимулирования развития государства и общества в нужном, в определенный период развития, направлении. Финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, однако не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.
С помощью финансов может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства.
Одно из самых перспективных направлений представляет собой финансовое управление в экономической науке, удачно сочетающее в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учёта, анализа, так и практические сконструированные в его рамках подходы.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении управления финансами России, так же обозначение путей его совершенствования.
Исходя из поставленной цели, выделим основные задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы управления финансами (понятие, сущность, цели, задачи);
- изучить субъекты и объекты управления;
- провести анализ итогов управления финансами РФ;
- рассмотреть основные методы и формы управления финансами РФ (планирование, прогнозирование, программирование, регулирование);
- определить пути совершенствования финансового контроля в России.
Объект исследования: финансы и управление финансами РФ.
1. Характеристика теории управления финансами
1.1. Сущность и методы управления финансами
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Управление — сознательное целенаправленное воздействие на объект, которое осуществляется с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Оно основывается на знании объективных закономерностей развития общества. Наряду с этим на управление большое влияние оказывает государство через соответствующие управленческие структуры.
Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Данное управление осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе с использованием разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. Объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъекты управления представляют те организационные структуры, которые осуществляют управление.
Субъекты управления используют специфические методы воздействия на финансы как в каждом звене финансовых отношений, так и в сфере в целом. С другой стороны, существуют единые приемы и способы управления. В связи с этим выделяют несколько важных функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование, на мой взгляд, одно из главных в системе управления финансами. В ходе планирования каждый из субъектов может оценивать состояние финансов, находить возможности увеличения финансовых ресурсов и определяет в какой сфере они могут максимально приносить пользу. Плановые решения могут приниматься только на основе анализа финансовой информации, которая основывается на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Контроль осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Это позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.
Конкретизируя сущность управления финансами, нужно указать, что в него входят основные направления управленческой деятельности: контроль исполнения решений, создание программы действий, организационная и распорядительные функции, координация действий исполнителей.
Существует ряд последовательных процедур в процессе управлением финансами:
- разработка правил финансовой деятельности и их улучшение;
- финансовая деятельность, включающая финансовое прогнозирование, составление и исполнение финансовых планов;
- контроль соблюдения действующих норм в финансовой сфере.
В ходе управления финансами нужно использовать особые методы воздействия на финансовые отношения. Под методами управления понимаются способы и средства достижения поставленных целей. Методы государственного (муниципального) управления финансами обладают рядом специфических особенностей:
- они применяются субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за ними компетенции;
- с их помощью реализуется управляющая воля государства;
- через них осуществляются прямые и обратные связи между субъектом управления и объектом управления в сфере финансов;
- выбор конкретных методов управляющего воздействия на финансовые отношения находится в прямой зависимости от особенностей объекта управления (например, ведомственной принадлежности);
- они имеют обязательный характер, что обеспечивается средствами их правового регулирования.
Таким образом, управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, предупредить и предотвратить чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, решить задачи поддержки населения, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
1.2. Объекты управления
Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.
Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, а так же совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:
1. Функциональное значение — состоит в выполнении каждым субъектом и объектом финансовой системы определенных задач. К примеру, госбюджет выражает определенные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий показывают отношения по использованию и созданию денежных фондов, которые предназначены для обеспечения первичных потребностей производства.
2. Единство финансовой системы — определяется единой политической и экономической основой государства. Это определяет единую финансовую политику, которая проводится государством через централизованные финансовые органы. Управление происходит на основе единых законодательных нормативных актах.
3. Территориальность — обуславливается тем, что каждый регион может иметь свою собственную финансовую систему учитывая территориальные особенности.
Государственные финансы — это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и части национального богатства, которые связаны с формированием финансовых ресурсов государства и использование их на затраты для увеличения производства, удовлетворения социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.
В сфере государственных финансов выделяются звенья:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит.
Государственный бюджет, наверное, является главным звеном финансовой системы Он по своей сути является фондом денежных средств, служащих для обеспечения функций органов государственной власти, и форму образования. В нем содержится значительная часть финансовых ресурсов государства. В государственный бюджет входит основная доля совокупного общественного продукта и национального дохода.
Бюджет РФ, рассматривая его в качестве финансового плана, основывается на показателях социально-экономического развития страны на следующий год. Общие показатели, а также структура доходов и расходов напрямую связаны с объемами национального дохода и общественного продукта и определяется, во-первых, налоговой системой, а, во-вторых, бюджетно-финансовой политикой государства.
Внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, которые не включаются в бюджет и направляются на финансовые расходы.
Внебюджетные организации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями и имеют строго целевое назначение. Они подразделяются по признаку целевой направленности на три группы. В первую входят внебюджетные фонды социального страхования, которые имеют общегосударственное значение (Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ). Вторая группа включает в себя внебюджетные фонды отраслевого (ведомственного) и межотраслевого назначения. Они создаются только на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств. В третьей группе представлены различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Внебюджетный фонд как финансово-кредитное учреждение на финансовом рынке может выступать в виде инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью увеличения финансовых ресурсов и получения дохода.
Государственный кредит представляет кредитные отношения между государством (органы исполнительной власти федерального уровня) и хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, по поводу предоставления кредитов, получения займов или гарантийного обеспечения.
Дополнительные финансовые ресурсы государство может привлечь с помощью продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит также используется для стабилизации обращения денег в стране.
Государственный кредит может быть в двух формах:
- государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного долга;
- гарантированные займы выступают в форме условного государственного долга под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.
В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри сферы государственных финансов делятся на:
- федеральные финансы;
- финансы субъектов РФ;
- местные финансы.
Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, которые связанны с образованием и распределением денежных доходов, а также накопление и использование для выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по социальному обслуживанию, расширенному производству и материальному стимулированию работников.
У хозяйствующих субъектов финансы можно разделить на подзвенья:
- финансы коммерческих организаций и предприятий;
- финансы некоммерческих организаций.
Каждая из этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику в финансовых отношениях, которая связанна с формой предпринимательской деятельности, владением имуществом, формированием доходов и расходов, а также с выполнением обязательств и налогообложением.
Финансовые ресурсы предприятия складываются из нескольких показателей. Во-первых, это все денежные доходы и накопления (собственные средства), во-вторых, денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства. Данные средства используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.