Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Характеристика теории управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовые отношения предприятий подразделяются на четыре группы:

- отношения с другими предприятиями и организациями;

- отношения внутри предприятия;

- отношения внутри объединений, предприятий, которые могут включать в себя отношения с вышестоящей организацией. Также в эту группу входят отношения внутри финансово-промышленных групп и холдинга;

- отношения с финансово-кредитной системой — бюджетными и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, фондами.

В зависимости от состояния предприятий зависит обеспеченность денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом использование финансов предприятия для производства и реализации продукции не исключает использования в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Страхование — это вид отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям разделяется между участниками страхования.

Объекты в страховании разделяются на пять групп.

1. Социальное страхование. В качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот.

2. Личное страхование. Объектом страхования является жизнь, здоровье и трудоспособность (страхование жизни и страхование от несчастных случаев).

3. Имущественное страхование. Объектом страхования является имущество физического лица (жилые помещения, строения хозяйственного и бытового назначения, драгоценное, раритетное имущество, предметы домашнего обихода, личного потребления).

4. Страхование ответственности. Объектом выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторами или возмещению материального или иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. Возмещение ущерба при страховании производит страховая организация.

5. Страхование предпринимательских рисков. Здесь объектом выступает риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.).

Страхование может проводиться в обязательной и добровольной форме. Оптимально сочетать обязательную и добровольную форму страхованию, что позволяет сформировать систему страхования, которая обеспечит универсальный объем страховой защиты общественного производства.


1.3. Субъекты управления

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ — регламентирует деятельность финансовой системы, также подписывает бюджетный план и имеет право накладывать право «вето» на финансовое законодательство, которое было принято Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ стоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. Оно устанавливает налоги, неналоговые платежи, сборы, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.

Правительство РФ также выполняет несколько функций: выступает как единый центр управления финансами, рассматривает федеральный бюджет.

Центральным органом, который осуществляет реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. С помощью него обеспечивается единство кредитно-денежной, финансовой и валютной политики в РФ, также оно координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ:

- осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

- развивает бюджетный федерализм;

- разрабатывает проект федерального бюджета;

- составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

- составляет консолидированный бюджет.

Функции, которые возлагают на Министерство финансов:

- участвует в составлении прогнозов социально-экономического развития РФ на краткосрочный, среднесрочный перспективы и на долгосрочный период;

- составляет предложения и проводит мероприятия по улучшению бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений;

- принимает участие в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

- проводит мероприятия по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета.

Федеральная служба налоговой полиции и Министерство по налогам и сборам РФ осуществляют контроль за точностью исчисления, своевременным и полным внесением в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, которые установлены Российской Федерацией. Министерство по налогам и сборам РФ также осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам обязана контролировать деятельность участников фондового рынка. Это способствует увеличению поступлений в бюджетный фонд.


Самым главным органом по реализации денежно-кредитной политики является система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ). Он осуществляет, наряду с Федеральным казначейством, кассовое исполнение бюджета, а также у него под контролем находится деятельность других кредитных институтов. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, Центральный банк РФ наделен исключительным правом эмиссии денег в стране; также пунктом 2 этой же статьи на ЦБ возложена обязанность защиты национальной валюты и обеспечения устойчивого её курса.

Счетная палата Российской Федерации является контрольным органом, который контролирует состояние федеральной собственности, а также расходование федеральных денежных средств. Счетная палата РФ подотчетна только Федеральному собранию и независима от Правительства.

2. Пути совершенствования управления финансами в РФ

2.1 Основные методы и формы управления финансами.

Субъекты управления применяют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений определенные методы целенаправленного воздействия на финансы. Наряду с тем им присущи и единые приемы, и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами являются:

- финансовое планирование;

- прогнозирование;

- программирование;

- финансовое регулирование;

- оперативное управление;

- финансовый контроль.

2.1.1 Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование является важным местом в системе управления финансами. Именно в результате планирования каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, определяет возможности для увеличения финансовых ресурсов, а также выявляет направления наиболее эффективного использования. В процессе планирования управленческие решения принимаются исходя из анализа финансовой информации, которая для этого должна быть достоверной и достаточно полной. Достоверность, а главное своевременность получения информации обеспечивает принятие обоснованных решений. Информация финансового характера основывается на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.


Финансовое планирование (применительно к государственному управлению финансами) — деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Сбалансированность в данном случае означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность — соотношение между количеством дохода до уплаты налога и после уплаты по субъектам федерации, регионам, отраслям хозяйства, предприятиям. Государство с помощью увеличения или уменьшения данного соотношения можно стимулировать, а можно ограничивать их развитие.

Финансовой политикой определяются конкретные задачи финансового планирования. Это выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; определение объема денежных средств и их источников, которые нужны для выполнения плановых заданий; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

При управлении финансами одним из главных инструментов является финансовое планирование. Выделяют ряд признаков, которые очень четко характеризуют эту деятельность:

- регламентированность (упорядоченный процесс);

- связь с обработкой информации;

- направленность на достижение определенных целей;

- временный характер.

В данной курсовой работе под планированием я рассматриваю процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и выделение путей наиболее эффективного их достижения. В результате планирования по итогу получается готовый план либо совокупность планов (система). Сам по себе план представляет результат упорядоченного процесса, в котором четко составлены параметры для достижения целей в будущем. Планирование является действенным инструментом для достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Главная цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые бы помогли снизить риск в принятии ошибочных решений.

2.1.2. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами


Финансовое программирование – это один из методов финансового планирования, в нем используется программно-целевой подход, в основу которого заложены точно определенные цели их достижения.

Финансовое программирование предполагает:

-установление приоритетов расходов по направлениям;

-повышение эффективности расходования средств;

-прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Вариантов программы много, но выбор зависит прежде всего от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только такие параметры как: масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), которые строятся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. АСУ являются одним из главных структурных элементов финансовых органов, способствуют эффективному функционированию финансов.

Рыночная экономика, порождает рост финансовой и экономической информации, которая основана на многообразии форм собственности, конкурентной ситуации на рынке производителей товаров, стремительно развивающейся системе финансов. В связи с этим возникает необходимость в быстром ориентировании в области информатики, в организации хранения, автоматизированной системе сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством. Все это невозможно без информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ) специалистами финансовых органов.

В ходе управления государственными финансами применяются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В системе Министерства финансов РФ работает АСФР, которая стала необходимой частью структуры финансовых органов. Данная система помогает в повышении эффективного управления финансами. Это происходит за счет сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, предоставления многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их сотрудничества между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов. Для ее применения требуется постоянное совершенствование системы финансовых показателей, а также необходима разработка новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, организация финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.