Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Характеристика теории управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АСФР содержит в себе ряд подсистем, в которых решается комплекс задач по:

- доходам и налогам;

- расходам бюджетных учреждений;

- финансам отраслей народного хозяйства.

АСФР также участвует в решении вопросов в области исполнения государственного бюджета с помощью составления росписи бюджета, дополнения изменениями в бюджетные показатели учет исполнения бюджета по доходам и расходам.

На данный момент актуальной задачей является введение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Наиболее необходимо это для налоговых инспекций, так как они имеют дело с многочисленными, постоянно изменяющимися данными по налогоплательщикам. Данные действия должны проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

Требуется высокая квалификация и опыт работников финансовых органов, так как АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно — совершенствование самих финансовых отношений, их форм. Необходим постоянный контроль за работой АСУ ввиду того, что при всем положительном значении и важности АСФР часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта, в этих системах работники финансового органа ставят цели и их корректируют.

АСУ представляет качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами, но автоматизация без выполнения требований информационной безопасности может быть критически опасной. В целях повышения эффективности требуются меры по техническому оснащению специалистов финансовых служб, регулярное совершенствование системы управления, а также защита информационной безопасности АСУ.

2.1.3 Финансовое регулирование

Финансовое регулирование — это государственное влияние на экономические и социальные процессы,основной задачей которого служит предотвращение перепроизводства при слишком активном развитии одного или нескольких секторов. Государственное финансовое регулирование заключается в грамотном оттоке финансовых ресурсов из тех сегментов экономики, которым необходимо сдерживание.

Государство выступает в качестве основного субъекта финансового регулирования, а объектами являются денежные, распределительные процессы участников общественной системы.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

-налоги и неналоговые платежи в бюджет;


-финансовые льготы и санкции;

-общие и целевые субсидии;

-доходы и расходы внебюджетных фондов;

-доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые (предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования.), косвенные (промежуточное действие через другие объекты) и смешанные формы регулирования.

Прямое воздействие на ход рыночных процессов оказывается:

- с помощью взимания прямых общегосударственных налогов;

- посредством повышения или понижения ставок налогов и платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;

- при изменении нормативов государственных расходов;

- в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

Можно выделить ряд смешанных форм финансового воздействия:

- система неналоговых платежей в бюджет;

- местные налоги;

- льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности.

Исходя из выше сказанного управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

- относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц;

- бездефицитного государственного бюджета;

- устойчивости национальной валюты.

2.1.4 Оперативное управление

Оперативное управление – комплекс мер, в результате которых имеем максимальную эффективность при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Данный комплекс вырабатывается на основе оперативного анализа.

Одной из главных целей оперативного управления финансами является построение системы оперативного управления финансами для поддержания уровня абсолютной ликвидности необходимого для осуществления расчетов. Необходимо свести к минимуму риск возникновения ситуации, в которой финансовые менеджеры окажутся неготовыми к внезапно возникающим «провалам», когда обязательства предприятия не могут быть своевременно выполнены из-за недостатка платежных средств. В оперативном управлении основное содержание заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов, главной целью которой можно считать улучшение хозяйственной деятельности.

Задачей аппарата финансовой системы является оперативное управление финансов. В субъекты оперативного планирования входят высшие законодательные власти, такие как: Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, налоговые органы и таможенная служба, финансовые управления органов местного самоуправления, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, а также банки.


С помощью финансового аппарата государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат осуществляет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

При обработке управленческих решений финансового характера при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

Оперативное управление финансами неразрывно связано с осуществлением конкретных практических действий по исполнению финансового плана, внесению изменений и корректировок в его показатели учитывая новые возникающие хозяйственные обстоятельства, поиску дополнительных источников формирования финансовых ресурсов и направление их в эффективное и рациональное вложение.

2.1.5 Финансовый контроль

Важнейшей функцией управления финансами по праву можно считать финансовый контроль, который служит способом обеспечения законности и целесообразности любой проводимой финансовой деятельности. Исторически финансовый контроль возник, как государственный контроль расходования средств государственной казны. Органами государственной власти проводится государственный контроль (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами контроля РФ и субъектов РФ). Его целью служит соблюдение интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства. В наши дни наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который включает:

- внутрифирменный контроль;

- контроль коммерческих банков за организациями;

- независимый аудиторский контроль.

Финансовый контроль является одной из завершающих стадий управлениями финансами, но также выступает необходимым условием эффективности управления ими.

С помощью финансового контроля можно отыскать внутренние резервы производства. Это может быть возможность повышения рентабельности, повышение производительности труда, экономичное и эффективное применение материальных и денежных средств, а также могут быть определенны пути для устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. При обнаружении нарушений применяются санкции к организациям, должностным лицам и гражданам, в ходе которых происходит возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.


Под финансовым контролем можно подразумевать ряд процедур в области управления денежными средствами, такими как наблюдение, проверка, анализ, обследования, ревизия, аудит и финансово-экономическая экспертиза.

Остановимся на каждом из методов подробнее.

Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С помощью наблюдения не всегда можно в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Хотя в большинстве случаев выводы сделанные в ходе наблюдения являются достоверными и эти выводы подтверждаются результатом непосредственной проверки финансового объекта. Метод наблюдения помогает обнаружить причины, обуславливающие нарушения в управлении финансами при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля. Наблюдение может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия, может быть установлено со стороны кредитора с согласия должника. Мониторинг — это постоянный контроль за финансовым состоянием субъекта контроля.

Проверка — это лишь один из возможных методов финансового контроля, но не основной. Данный метод проводится на месте рассматривая отдельные вопросы финансовой деятельности на основе отчетных документаций с использованием балансовых, отчетных и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий. Метод проверки носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных мер.

Анализ проводится на базе текущей или годовой отчетности и также как предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины, с использованием аналитических приемов, группировок, индексных методов. Как пример, приведем аудиторскую проверку, в ходе которой было обнаружено использование старого программного обеспечения и в работе тем самым использовались таблицы, не соответствующие действующей инструкции.

Метод обследования отличается от метода проверки рассмотрением отдельных сторон финансовой деятельности и охватывает широкий круг показателей. При обследовании участвуют такие приемы, как опрос и анкетирование. Итогом служит оценка финансового положения объекта контроля возможная необходимость реорганизации производства и аналогично возможных направлений развития.

Ревизия различается по видам как полная (включает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов), частичная (включает контроль отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности), тематическая (контроль однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков) и комплексная (проверка всех сторон деятельности субъекта, вопросов сохранности, эффективности, соблюдения финансовой дисциплины, достоверности и своевременности предоставления отчетности. Так же ревизию различают по степени охвата, как сплошные и выборочные (проверки части первичных документов за определенный период времени). Результатом ревизии является акт, в котором указываются нарушения, разрабатываются мероприятия по устранению недостатков с указанием сроков их устранения и привлечением виновных лиц к ответственности. Ревизии различают по содержанию, по обследуемому периоду, по времени, по объему ревизируемой деятельности.


Финансовый аудит представляет собой процедуру независимой проверки бухгалтерской отчетности организации. Различают аудит внутренний (проводимый сотрудниками компаний) и внешний (проводимый аудиторской организацией). Данный метод строится на принципе разумной достоверности, поскольку применяются выборочные методы и тестирование. Существуют стандарты проведения аудита, который прописаны в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Финансово-экономическая экспертиза предназначено для анализа финансовой деятельности организаций и предприятий, определения состояния, в котором находится их финансовая сфера и включает в себя целый комплекс мероприятий, чтобы исследовать различные спорные аспекты деятельности финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Предметом финансового контроля являются множественные финансовые показатели, такие как доходы и расходы бюджетов разных уровней, налоговые платежи, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и схожие показатели. В основном контролируемые показатели являются расчетными, что представляет необходимость проверки достоверности и правильности их расчета согласно действующим нормативным документам. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Существует соответствующий регламент для каждого вида контроля и контролирующего органа, который определяет последовательность и порядок проведения контрольных операций, и форму отчетности для каждого органа. Контроль органов местного самоуправления направлен на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов. Контроль финансов кредитных органов представляет собой проверку правильности данных финансовой отчетности предприятий и организаций. Ведомственный контроль проводится специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных организаций и предприятий. Внутрихозяйственный контроль проводиться финансовыми и экономическими подразделениями предприятий цели и задачи которого формулируются органами управления хозяйствующих субъектов. Независимый контроль проводиться аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.