Файл: Управление бизнесом на предстартовой стадии (Теоретические основы проектного управления в организации).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проектного управления в организации
1.1 Понятие, сущность и задачи проектирования
1.2 Структура, особенности проекта и последовательность его разработки
1.3 Особенности управления проектами на предстартовой стадии
2. Бизнес-проект по созданию репетиторской базы
2.1 Бизнес-планирование деятельности репетиторской базы на предстартовой стадии
2.2 Разработка мероприятий на предстартовой стадии по реализации бизнес-плана
- покупатели получают определенные товары и/или услуги, плата за которые образует прибыль организации;
- органы государственной власти получают налоговые платежи, а также, что немаловажно, определенный социальный эффект от реализации проекта организации;
- другие заинтересованные стороны также получают возможность удовлетворить свои нужды посредством реализации бизнес-плана.
Рассмотрим теперь особенности разработки бизнес-проекта в организации. При разработке бизнес-плана необходимо учитывать требования потенциального инвестора, влияние финансовых проблем, влияние особенностей производства компании, а также влияние рынка при составлении маркетингового плана организации[9]. Рассмотрим данные факторы более подробно.
Учет требований потенциального инвестора предполагает то, что они будут обращать внимание на четыре составляющие бизнес-плана:
- руководство организации;
- текущие и планируемые показатели деятельности;
- маркетинговый план;
- продукция и/или услуги.
Следовательно, необходимо четко изучить такие функции управления как планирование, контроль, управление и активизацию. А в бизнес-плане необходимо четко отразить все сильные стороны управленческой команды организации.
Учет влияния финансовых проблем предполагает, что для успешного бизнеса необходимо определить потребность в денежных средствах и сделать прогноз средств, которые будут израсходованы. Для этого можно сделать анализ продаж и определить цели по прибылям, которые организация хочет достичь. В бизнес-план можно включить следующие прогнозы:
- прогноз прибылей и убытков;
- баланс организации;
- прогноз движения денежных средств.
Учет особенностей производства предполагает подробное описание в бизнес-плане впускаемой продукции и/или предоставляемых услуг. Необходимо выделить конкретные преимущества товаров/услуг организации по сравнению с аналогичными товарами или услугами, которые предоставляются конкурирующими организациями. Необходимо расписать жизненный цикл товара, а также включить временные фактор, которые влияют на возможности организации получать прибыль и отразить влияние на это экономических циклов.
Учет влияния рынка при составлении маркетингового плана предполагает тщательного изучения и анализа со стороны организации. Благодаря маркетинговому плану организация может получить следующие полезные данные: какие компании находятся рядом с ней; что имеют ее конкуренты, а что у них отсутствует; чем товар и/или услуга организации превосходит аналогичный товар и/или услугу конкурирующих фирм; в чем уникальное преимущество продаж компании перед конкурирующими организациями. Отметим, что при составлении бизнес-плана руководство организации должно проанализировать внутренние ресурсы компании по таким составляющим как: маркетинг, финансы, производство, управление персоналам компании.
На рисунке 2 приведена схема компонентов внутренней среды компании, которые должны быть обязательно проанализированы при составлении бизнес-проекта.
Маркетинг:
- продукция;
- доля рынка;
- качество продукции;
- маркетинговые исследования
Компоненты внутренней среды
Финансы:
- активы организации;
- доходность;
- источники денежных поступлений
Управление персоналом:
- обучение;
- анализ потенциала;
- система вознаграждений;
- содержание работ
Производство:
- размеры и мощность;
- инновационные возможности;
- тенденции производительности
Рисунок 2 – Схема компонентов внутренней среды компании
На рисунке 3 изображена комплексная схема маркетинга, которая показывает основные направления исследования внешних факторов среды при составлении маркетингового плана организации.
Анализ новшества с позиции потребителя
Исследования рыночной среды
Маркетинговые исследования
Анализ потребителей
Организация доставки
Сервисное и гарантийное обслуживание
Формирование сбытовой сети
Выставки, презентации
Рекламная кампания
Организация прямых продаж
Рисунок 3 – Комплексная схема маркетинга
Следовательно, при создании бизнес-плана для компании в первую очередь необходимо учитывать специфику данной компании. Для этого обычно достаточно проведения комплексного анализа деятельности компании, выявлении ее ресурсной базы и возможностей, определения особенностей производимой продукции или услуг, а также особенностей деятельности компании, ведь деятельность одних компаний во многом отлична от деятельности других компаний. Также следует уделить особое внимание специфике государства, в котором данная компания была создана и действует, в связи с тем, что государство оказывает значительное влияние на организационную деятельность.
Весь инвестиционный проект от первоначально возникшей идеи до ввода в эксплуатацию возможно представить в виде цикла, который состоит из трех взаимосвязанных фаз: предынвестиционная фаза, инвестиционная фаза и эксплуатационная фаза.
При создании бизнес-проекта происходит оценка перспективной ситуации как в организации, так и вне ее. По мнению таких российских ученых как В.М. Попов, Г.В. Медведев, С.И. Ляпунов и С.Ю. Муртазалиев бизнес-проект требуется руководству организации для успешной реализации идей по совершенствованию бизнеса[10].
Таким образом, можно констатировать, что составляя бизнес-проект, необходимо иметь в виду его структуру, а также учитывать все мельчайшие нюансы его разработки. Необходимо проведение комплексного анализа, изучение всех компонентов как внутренней среды, так и внешнего окружения компании, учитывая специфику потенциальных инвесторов, которые будут финансировать процесс реализации данного проекта. Перейдем теперь к рассмотрению особенностей управления проектами в организациях.
1.3 Особенности управления проектами на предстартовой стадии
Процесс реализации бизнес-проекта – это выполнение определенных организационных задач как внутри компании так и вне ее, необходимых для того, чтобы вывести бизнес-проект с этапа бизнес-плана в реальный производственный этап.
Учитывая практику российских и зарубежных исследователей, перейдем к рассмотрению этапов реализации бизнес-проекта компании.
В первую очередь необходимо создать график, в котором будут описаны все сроки и необходимые мероприятия для реализации всех этапов внедрения бизнес-проекта. Данное подробное описание необходимо для всей инвестиционной фазы, начиная с периода принятия решения о капиталовложении до начального этапа производства и дальнейшего функционирования бизнес-проекта.
Отметим, что на разные этапы реализации бизнес-проекта требуются разные временные периоды, в зависимости от обстоятельств, которые преобладают в стране, особенностей плана и требований к процессу реализации определенного бизнес-плана.
Вторым важным шагом является последовательная реализация следующих мероприятий:
- назначение команды для реализации бизнес-проекта;
- реализация всех мероприятий для образования организации;
- осуществление финансового планирования;
- проведение организационного оформления;
- приобретение необходимых технических средств, оборудования и материалов;
- выбор основных партнеров, консультантов и т.д.;
- проведение предпроизводственной деятельности;
- набор штата сотрудников;
- осуществление запуска бизнес-проекта и начало деятельности.
Реализация бизнес-проекта и составление его бюджета включают следующие основные шаги:
- определить тип рабочих задач в организации и вне ее, необходимых для реализации проекта;
- определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
- подготовка графика внедрения проекта, определяющего положение рабочих задач, временные корректировки и пр.;
- определение ресурсов, необходимых для завершения задач;
- выявление соответствующих издержек;
- подготовка бюджета реализации бизнес-проекта;
- проведение документирования всех данных по процессу реализации бизнес-плана[11].
Также можно выделить три основные характеристики, которые позволяют количественно оценить полезность бизнес-проекта:
- производительность – представлена в виде стоимости продукции и услуг, которые поставлены потребителям;
- объем инвестиций – это совокупность всех капитальных вложений и вложенных в запасы средств;
- текущие расходы – это средства, которые были затрачены компанией для превращения инвестиций в готовый продукт[12].
Отметим, что методы управления проектной деятельностью необходимы для:
- определения целей проекта и проведение его обоснования;
- выявления его структуры (цели, основные этапы работы к выполнению);
- определение необходимых объемов и источников финансирования;
- подбор исполнителей, в частности с использованием тендеров и конкурсов;
- подготовка и заключение контрактов;
- определение сроков выполнения проекта, составление графика его реализации, расчет необходимых ресурсов;
- расчет сметы и бюджета проекта;
- планирование и учет рисков;
- обеспечение контроля над ходом выполнения проекта и др.[13].
Таким образом, можно констатировать, что процесс реализации бизнес-проекта – это важный этап по созданию и осуществлению непосредственной деятельности компания. Эффективность деятельности организации зависит не только от эффективности подготовленного бизнес-проекта, но и от того, насколько корректно и правильно прошла реализации данного бизнес-проекта. В настоящее время наблюдается объективное повышение сложности управления экономикой из-за увеличения субъектов управления, усложнения их действий, снижения уровня профессионализма менеджеров. Современная инвестиционная политика все в большей мере направлена на финансирование проектов, которые могут быть реализованы в минимальные сроки и способны принести максимальный показатель прибыли. В таких условиях новые методы по управлению проектами становятся проверенными инструментами реализации любых проектов с необходимым уровнем качества, в установленные сроки, в рамках установленного бюджета[14]. Одновременно с этим возникает ряд ограничений, которые существенно сдерживают распространение новой методологии как для менеджмента крупных проектов, так и комплексных программ. К ним можно отнести общий спад производства и неустойчивое функционирование рыночной экономики; недостаточную политическую стабильность; резкое снижение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности; высокую инфляцию; недостаточную развитость кредитно-финансовой и банковской систем, которые сдерживают оборот инвестиций и капиталов; отсутствие надежной системы для инвесторов по обеспечению гарантий и льгот.
2. Бизнес-проект по созданию репетиторской базы
2.1 Бизнес-планирование деятельности репетиторской базы на предстартовой стадии
Бизнес-план репетиторской базы включает в себя последовательную реализацию нескольких важных шагов, которые взаимосвязаны между собой.
Не вызывает вопросов необходимо разработки структуры бизнес-плана, с подробным описанием всех стадий создания проекта.
Структура бизнес-плана по созданию репетиторской базы включает в себя следующие важные пункты:
- деловое резюме проекта;
- описание организации;
- характеристика основных видов деятельности;
- анализ рынков сбыта и потенциальных конкурентов;
- потенциальные риски, проблемы и меры по их устранению;
- маркетинговый, производственный, инвестиционный, финансовый планы;
- расчет эффективности бизнес-проекта.
Таким образом, перейдем к подробной разработке каждого из разделов бизнес-плана по созданию репетиторской базы.
Наименование предприятия: полное товарищество, репетиторская база «Профи». Адрес: г. Москва.
Сфера бизнеса компании: образовательная деятельность.
Срок начала деятельности компании: 1 июля 2018 года.
Данный бизнес-план рассчитан на 1 год функционирования репетиторской базы.
Компания предполагает заниматься организацией обучения английскому, немецкому, французскому, русскому языкам в пределах Российской Федерации для граждан российской Федерации и иностранных граждан. Это коммерческая организация, которая будет осуществлять свою предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли. Репетиторская база «Профи» предоставляет услуги по организации индивидуальных и групповых образовательных программ всех желающих, а также услуги по работе с корпоративными клиентами и компаниями.
Миссия центра будет выражаться в следующем: способствование созданию и развитию рынка образовательных и репетиторских услуг, а также предложение доступных образовательных услуг, соответствующих мировым стандартам.