Файл: Анализ факторов и резервов минимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Анализ современной зарубежной и отечественной экономической литературы позволяет сделать вывод, что затраты занимают далеко не последнее место при рассмотрении вопросов управления формированием капитала предприятий в современных условиях. Более того, с начала 60-х годов XX столетия теория управления затратами действительно стала формироваться как самостоятельное направление общей теории управления предприятием. Лучшим свидетельством этого является то, что категория затраты нашла отражение в финансово-кредитных словарях, где дается не только определение того или иного вида затрат (на производство, на рубль товарной продукции, на реализованную продукцию и др.), но с той или иной степенью детализации раскрывается их экономическое содержание, способы и методы управления ими.

Если в теории управления предприятием исследование затрат получило достаточное развитие, то в теории банковского дела затраты до сегодняшнего дня практически не нашли отражения в качестве предмета специального рассмотрения. Вопросы формирования затрат и управления ими представлены, как правило, в контексте проблем стратегического и оперативного управления банком, планирования и бюджетирования, управления доходами и расходами банка. Классическими в этой области являются работы Питера С. Роуза, П. Фаллетти, Д. МакНотона, Криса Дж. Барлтропа, Т. Бэррела, М. Хиггинса, Г. Вэйнса, которые занимались изучением процессов планирования, организации финансовой отчетности, систем оценки деятельности банков, управленческим учетом, косвенно касаясь проблем учета и планирования и анализа затрат.

Перечисленные проблемы являются актуальными и для большинства современных российских банков. Причем недооценка места и роли затрат относится не только к банковской практике, но и к формирующейся в процессе рыночных преобразований российской теории банковского дела. Все сказанное и определяет актуальность выбранной темы.

Целью исследования является проведение анализ факторов и резервов минимизации переменных и постоянных затрат коммерческого банка.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • определение понятия затраты коммерческого банка;
  • изучение организации процесса управления затратами в коммерческом банке;
  • анализ процесса формирования затрат коммереского банка;
  • разработка конкретных рекомендаций по минимазации затрат и совершенствованию процесса управления затратами российских банков в современных условиях.

Объектом исследования является ООО «ИК Банк». Предмет исследования - анализ управления затратами на указанном объекте исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

В первой главе основное внимание уделено сущности затрат, процессу их формирования, рассмотрены функции и основные принципы управления затратами.

Во второй главе рассматривается организация процесса управления затратами в ООО «ИК Банк», процессу оптимизации затрат коммерческого банка в современных условиях.

В ходе исследования изучена общая и специальная литература, разработки организаций по банковскому делу, законодательные и другие нормативные акты, соответствующие методические и проектные материалы, рекомендации зарубежных исследователей деятельности коммерческих банков.

Информационную базу составляют материалы ООО «ИК Банк»а, публикации в периодической печати, а так же банковское законодательство России. В работе использовались материалы Министерства финансов РФ, Ассоциации российских банков.

1. Теоретические основы управления затратами банка

1.1. Подходы и проблемы теории затрат банка

В современной российской экономической литературе, посвященной проблемам управления банками, теоретические вопросы формирования банковских затрат и управления ими стали предметом исследовательского интереса сравнительно недавно. До кризиса банковской системы 1998 года данные вопросы практически не рассматривались отечественными учеными, поскольку считалось, что успешность функционирования банка определяется эффективностью технологий и маркетинга, качеством продуктов и услуг. Затраты при этом не являлись приоритетным объектом управления.

Однако времена получения банками «легкой» прибыли прошли, поэтому на первый план наряду с вопросами эффективного управления активами и пассивами вышли вопросы планирования и управления затратами. При этом стало очевидным, что специальных методических разработок по управлению банковскими затратами практически не существует. Вместе с тем затраты, как известно, являются объектом финансового анализа, поскольку методика анализа результативности деятельности банка начинается с анализа доходов и расходов банка. Затраты, безусловно, имеют отражение в финансовой отчетности банков, однако при этом структура затрат в синтетическом учете излишне детализирована, а в аналитическом учете не дает полной информации о деятельности банка, зачастую затрудняя тем самым принятие управленческих решений.


До настоящего времени в банковской теории и практике полного и комплексного исследования затрат практически нет. В связи с этим возникают множественные толкования одних и тех же терминов, в той или иной степени раскрывающих сущность затрат. Подобная «путаница» напрямую касается понятия «затраты», которые в основном определяются как «расходы» или «издержки»[1].

Недостаточная разработка теоретических основ формирования затрат и управления ими, недостаток практических наработок банков в этом направлении затрудняют эффективную интеграцию управления затратами в комплекс банковского менеджмента. На практике система формирования затрат реализуется лишь частично в форме внедрения планирования затрат и их анализа. До настоящего времени отсутствует комплексный подход к системе оперативного отслеживания влияния затрат на формирование себестоимости и капитала банка.

Таким образом, комплексная разработка теоретических и практических вопросов формирования и оптимизации затрат коммерческого банка является важной проблемой теории банковского дела, решение которой позволит преодолеть высокие темпы роста непроцентных неоперационных расходов, избежать нецелевого использования банковского капитала, и как следствие, обеспечить устойчивое функционирование банков и, возможно, предотвратить их многочисленные банкротства.

Понятие «затраты» в банковском деле традиционно увязывается с вопросами формирования себестоимости и цены банковских услуг. Значение данного понятия по своей сути генетически проистекает из общего понимания затрат[2]. Обычно под затратами понимают «потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги». При этом в финансовом учете термин затраты определяется как показатель в денежном выражении количества ресурсов, использованных для достижения определенной цели. В управленческом учете этот термин употребляется в зависимости от решения конкретных управленческих задач на предприятии: одни затраты учитываются для оценки запасов и определения доходов, другие - для планирования, составления бюджета и контроля[3].

Необходимо заметить, что понятие «затрат в банках» определенным образом отличается от понятия «затрат предприятия», что обусловлено особым статусом кредитной организации и спецификой экономического содержания ее деятельности. Основное отличие состоит в структуре затрат, относимых к реализационным и внереализационным расходам. У предприятий реализационными расходами являются затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Все затраты, связанные с дополнительным привлечением средств, например затраты по выплате процентов за кредит, относятся к внереализационным расходам. В банке, как известно, привлечение средств является основной операционной деятельностью, и все затраты, связанные с выплатой процентов, относятся к реализационным расходам. Проблема нечеткого разделения реализационных и внереализационных расходов банков и предприятий нашла отражение в Налоговом кодексе РФ, согласно которому при расчете налога на прибыль банки обязаны все расходы, связанные с привлечением (дисконтные, процентные расходы по собственным векселям, процентные расходы по МБК и депозитам), включать во внереализационные расходы, что противоречит экономическому смыслу банковской деятельности.


Анализ сложившихся в отечественной банковской науке точек зрения показал, что среди ученых и практиков нет однозначного понимания категории «банковские затраты». Более того, в российской банковской теории, а как правило, и в банковской практике отождествляются понятия «затраты», «издержки» и «расходы». Примером такого отождествления является, например, точка зрения Л.Г. Батраковой, которая, рассматривая основные направления и содержание экономического анализа деятельности коммерческого банка, и в частности анализ расходов, дает следующее определение: «Расходы коммерческого банка - это затраты денежных средств банка на выполнение операций и обеспечение функционирования банка»[4]. Попытаемся разобраться и определить, в чем же состоят сущность каждого понятия и различия между ними.

Затраты трактуются обычно как расход материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для обеспечения процесса расширенного воспроизводства[5]. Синоним «затрат» в стоимостном выражении – «издержки». Схожее определение можно найти и в Финансовом словаре, где авторы определяют затраты как выраженные в денежной форме расходы на производство, обращение, сбыт продукции. Подобные трактовки зачастую приводят к содержательной путанице и, по существу, затрудняют процесс анализа затрат вообще и в банках в частности.

В экономической литературе также можно найти толкование понятия «издержек», которое перекликается с понятиями «затраты» и «расходы». Одно из них - это денежное выражение затрат живого и овеществленного труда на производство и обращение продукции. Издерживать-тратить, расходовать, потреблять - понятие уже, чем затраты, относящиеся к процессу производства, оказания услуг, то есть можно сделать вывод, что издержки более узкое понятие, нежели затраты.

Рассмотрим далее наиболее часто встречающиеся определения расходов. Современные авторы трактуют расходы банка как затраты, связанные с привлечением ресурсов, операционными издержками, созданием и содержанием банковских помещений и имущества, оплатой труда банковских работников, выполнением разных финансовых обязательств и т.д.

Можно встретить и более емкие определения расходов как:

1) изъятие (в противоположность поступлению средств) или исполнение обязательства (либо и то и другое вместе);

2) износ (истощение) основного капитала в ходе его использования (например, расход на амортизацию).


Но приведенные определения не раскрывают в полной мере сущность понятия «расходы» и его отличие от понятий «затраты» и «издержки».

Другие встречающиеся в экономической литературе определения, такие, как «расходы - затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств», также не дают полной ясности в рассматриваемом вопросе.

Таким образом, сравнительный анализ подходов к определению понятий «затраты», «издержки», «расходы» позволяет сделать вывод, что природа их едина, однако каждое из них имеет собственное экономическое содержание. Так, затраты (запасоемкие и незапасоемкие) являются ресурсами, «уничтожаемыми» в процессе функционирования банка. Запасоемкие затраты банка отражаются на счетах активов банка и снижают капитал банка в размере их износа. Незапасоемкие затраты банка являются его расходами (операционными и неоперационными), отражаются на счетах по учету финансовых результатов и снижают капитал банка в полном объеме затрат. Ожидать от них выгоды за пределами периода их совершения не следует.

Такое деление затрат на запасоемкие затраты и расходы имеет огромное значение для оценки и анализа результатов работы всего банка и его подразделений, а также для определения себестоимости продуктов и услуг. Анализ затрат банка с точки зрения их будущей компенсации, позволяет четко представлять цель использования ресурсов, так как производимые затраты без какой-либо компенсации относятся к потерям и уменьшают капитал банка без надежды на воспроизводство. Если компенсация ниже уровня самих затрат, то разница составляет убытки и сигнализирует о неэффективном использовании ресурсов.

Понятие «издержки» в теоретическом понимании имеет двоякий смысл. В одном случае термин «издержки» употребляется для обозначения затрат производственной или функциональной направленности - издержки производства, издержки обращения. В другом - в понятие "издержки" включаются потери, расходы на социальные нужды и прочее, то есть содержательно это понятие становится значительно шире. Первый подход более обоснован, поскольку он в большей степени отражает функциональную связь затрат с издержками, то есть позволяет более четко позиционировать прямые затраты на производство.

В банковской теории и практике под издержками подразумевают операционные расходы, которые возникают в процессе создания банковских продуктов и услуг. Издержки являются прямыми затратами и формируют производственную себестоимость. Сравнительный анализ полной и производственной себестоимости банковских продуктов и услуг дает наиболее четкое представление об эффективности вложения ресурсов и рентабельности производимых операций.