Файл: Анализ факторов и резервов минимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Точная оценка затрат, связанных с развитием банка, является исходным моментом всего финансового планирования, так как весь план должен определить источники покрытия этих затрат из доходов и прибыли банка. Часто на этапе финансового планирования становится понятно, что некоторые стратегические задачи, совершенно правильно сформулированные с точки зрения основных направлений развития банка, на данном этапе не могут быть решены из-за отсутствия необходимых ресурсов.

Оценка затрат производится подразделениями банка в соответствии с поставленными перед ними стратегическими задачами. При этом применяется методика оценки затрат, которая практически не отличается от методик, применяемых в процессе разработки бизнес-плана

Принятие текущих решений в области продажи и развития банковских продуктов, ограничение текущих рисков и максимизация доходности операций являются задачами оперативного планирования.

При оперативном планировании затрат на практике строится система показателей для анализа совокупных объемов и структуры банковских операций.

Принципы построения показателей следующие:

  • отчетные показатели сравниваются с плановыми;
  • используются как абсолютные, так и относительные показатели;
  • изучается динамика, темпы прироста объемных показателей;
  • отдельно рассматриваются показатели валютных и рублевых операций, а также совокупные объемы операций;
  • все показатели рассматриваются как для банка в целом, так и для его отдельных структурных единиц. При оперативном планировании рассматриваются следующие группы показателей:
  • объемы операций, требующие проведения затрат, не связанных с привлечением;
  • объемы операций, связанные с привлечением: МБК, депозитов, выпущенных долговых обязательств, прочих кредиторов.

Исходя из этих показателей согласно процентным ставкам и тарифам банка планируются расходы банка.

Необходимо заметить, что далеко не в каждом российском коммерческом банке разработан комплекс документов, регламентирующих процесс формирования и управления затратами.

Таким образом, процесс планирования затрат тесно связан с единым плановым процессом и представляет процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями. Подводя итоги сказанному, можно отметить следующее:

  • построение дескриптивной модели управления затратами банка должно быть основано на принципах управленческого учета, поскольку они наиболее адекватны целям управления затратами. Преимущество управленческого учета в том, что он строится на принципах целесообразности, на тех правилах и приемах, которые наиболее полезны для данного конкретного банка;
  • управление затратами первично по отношению к управлению активами, пассивами и доходами банка, то есть для проведения банком пассивных или активных операций, для достижения определенного финансового результата первоначально необходимо произвести определенные затраты. Конечная цель управления затратами состоит в достижении намеченных результатов деятельности банка наиболее экономичным способом;
  • управление затратами должно осуществляться комплексно, на всех этапах банковской деятельности - от анализа до планирования и контроля затрат банка;
  • залогом успеха управления затратами является построение эффективной системы калькулирования, организованной на основе требований Международных стандартов финансовой отчетности. Исходя из этого в модель включены конкретные рекомендации по совершенствованию системы калькулирования банковских затрат. В рамках описываемой модели управления затратами предложен ряд нестандартных процедур управленческого учета и отчетности затрат, позволяющих включить в теоретическую модель элементы ее практического использования.

Процесс планирования затрат выступает как компонент расширенной системы планирования всей деятельности банка и представляет собой процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с затратами банка, включающей контроль и анализ результатов выполнения планов, а также оценку рыночной ситуации.

2. Анализ процесс управления затратами в ООО «ИК Банк»

2.1. Общая характеристика деятельности банка

ООО «ИК Банк» был создан в 1990 году. В момент создания банка численность персонала составляла 4 человека, в 2012 году число работающих - 235 человек. Форма собственности – общество с ограниченной ответственностью. На 1 января 2012 года уставный капитал банка составил 97,5 млн.руб.

Основные области специализации ООО «ИК Банк»:

  • Кредитные операции в валюте РФ и иностранной валюте;
  • Операции с ценными бумагами;
  • Обслуживание физических лиц и операции с пластиковыми карточками;
  • Валютные операции и валютный контроль;
  • Расчетно- кассовое обслуживание.

Банк имеет четыре филиала, 11 дополнительных офисов и операционных касс в городах Набережные Челны, Казань, Елабуга, Нижнекамск, Альметьевск, которые обслуживают более 4,6 тысяч клиентов юридических лиц и предпринимателей и более 20 тысяч вкладчиков.

Банк является членом Ассоциации Российских банков, Банковской Ассоциации Татарстана.

Банк работает с различными предприятиями Республики Татарстан и частными лицами. За время работы у банка сложились партнерские отношения с давними клиентами, их у банка более 50 %. Специалистами банка проводится большая консультационная работа по всему спектру оказываемых услуг. Юридической службой банка ведутся консультации юридического характера. Любой житель Республики Татарстана может обратиться и получить необходимую информацию по интересующему вопросу, касающемуся банковской деятельности.

Вся деятельность банка и филиалов построена согласно политики банка, действующих положений и нормативных актов. Филиалы банка, не зависимо от территориального расположения, являются структурными подразделениями. Отчетность ведется в целом по банку и предоставляется в Национальный банк. Отдельная отчетность по структурным подразделениям ведется только для управленческого учета, для оперативного отражения деятельности и принятия оперативных решений.


Взаимодействие между подразделениями банка и филиалами ведется как по вертикали, так и по горизонтали. Любой документ, который регламентирует деятельность банка, доводится до филиалов, отделов и каждого работника. В свою очередь, любой нормативный акт полученный от Центрального банка доводится до каждого работника, будь он работником головного банка, филиала или оперкассы.

Главная цель деятельности банка- это удовлетворение потребности клиентов в качественных банковских услугах. Вся деятельность банка и филиалов построена согласно Закона о банках и банковской деятельности, Стратегии банка, действующих положений и нормативных актов. Филиалы банка, независимо от территориального расположения, являются структурными подразделениями.

Руководители всех уровней, от Председателя Правления до начальников отделов собственным примером придерживаются в своей работе этических норм и ценностей. Этому свидетельствуют результаты постоянно проводимых опросов клиентов, мнение членов Наблюдательного совета банка и отзывы через средства массовой информации. В 2011 году городской газетой «Вечерние Челны» был проведен опрос среди читателей для составления рейтинга корпоративной культуры. По результатам экспертного заключения ИК Банк был включен в десятку предприятий города с высокой корпоративной культурой. В десятку также попал наш учредитель и один из первых наших клиентов - Камгэсэнергострой. Это явилось следствием того, что Председатель Правления Р.Габдуллина собственным примером поддерживает культуру делового общения на всех уровнях, что позволяет достойно представлять банк. На ее личном примере уже в течение 3 лет руководящий состав из личных доходов перечисляет взносы на вкладные счета детей-инвалидов школы-интерната «Омет». Отличительным индивидуальным стилем руководства нашего банка считается направленность работы на постоянное улучшение условий привлечения и обслуживания по пенсионным и детским вкладам. «Незащищенным социальным группам - особое внимание», постоянно подчеркивает Розалия Мирзаевна. Руководство банка создает рабочую атмосферу, обеспечивающую предпосылки для творческого и высокопроизводительного труда всех сотрудников, которые осознают свои пол­номочия и объем личной ответственности.

2.2. Анализ затрат ООО «ИК Банк»

Для оптимизации затрат рассматриваемого банка, необходимо провести анализ затрат. Проанализируем структуру затрат ООО «ИК Банк» за последние три года. Источником информации является официально опубликованная Центральным банком РФ форма 0409102.


К основным статьям затрат ООО «ИК Банк» относятся расходы по выплате процентов, резервы на возможные потери, расходы по заработной плате и прочие расчеты с персоналом, общие и административные расходы, расходы на аренду и оборудование, налоги, реклама, комиссионные расходы, страхование и убытки от выбытия основных средств.

Большую долю затрат составляют прочие расходы, затраты на содержание аппарата. Это говорит о нерациональной структуры управления банком. Заметно снижение доли данного вида затрат, но при этом абсолютное значение этого показателя изменилось в сторону увеличения. Так что назвать положительным фактом снижение относительной величины этого показателя мы не можем.

Общий процентный расход в 2015 году увеличился на 43613 тысяч рублей (темп роста составил 139,9 %) по сравнению с 2014 годом (109290 тысячи рублей) и составил 152903 тысяч рублей. Данное увеличение, в основном, связано с увеличением процентного расхода выплаченного физическим лицам на 30290 по сравнению с 2014 годом до 106532 тысяч рублей.

Процентный расход по средствам клиентов – юридических лиц в 2015 году составил 33808 тысяч рублей, что на 10190 тысяч рублей больше, чем в 2014 году (23618 тысяч рублей), темп роста составил 143 %. Проценты по займам и средствам банков также увеличился, но не столь значительно – темп роста составил 133 %: в 2014 году данный показатель составлял 9430 тысяч рублей, а в 2014 году он составил уже 12563 тысяч рублей.

Непроцентные расходы в 2015 году, по сравнению с 2014 годом также изменились. Наибольшее изменение в сторону увеличения непроцентных расходов в 2015 году наблюдается по статье расходы на персонал. Это изменение составило 24461 тысяч рублей (темп роста 126 %), в 2014 году значение показателя было равно 93365 тысяч рублей, тогда как в 2015 году оно составило 117826 тысяч рублей.

Также увеличились и отчисления на амортизацию, составившие в 2015 году 20561 тысяч рублей, по сравнению со значением 2014 года – 14336 тысяч рублей, изменение составило 6225 тысяч рублей. Были снижены расходы на рекламу – с 3530 тысяч рублей в 2014 году до 2625 тысяч рублей в 2015 году, т.е. изменение составило 905 тысяч рублей.

Значительно были увеличены расходы по статье штрафы и пени – с 29 тысяч рублей до 471 тысяч рублей – на 442 тысяч рублей (1624 %).

Прочие расходы увеличились на 217975 тысяч рублей, с 368638 тысяч рублей в 2014 году, до 586613 тысяч рублей в 2015 году, процент роста составил 159 %.

Итоговое увеличение затрат ООО «ИК Банк» составил 58,8 %

Отдельно произведем анализ по процентным расходам (табл.9).


Особое внимание уделим соотношению процентных и непроцентных расходов, доле расходов, связанных с затратами по обеспечению функционирования банка, включая административно-хозяйственные расходы, расходов, связанных с покрытием рисков, а также изучению причин изменения величины отдельных видов расходов.

Из таблицы 9. видно, что темпы прироста процентных расходов опережают темпы прироста доходов. Рассчитав показатель эластичности (Э = 36/44 = 0,82), можно сделать вывод о том, что увеличение расходов на 1% приводит к росту доходов только на 0,82%, что свидетельствует о неэкономном расходовании средств.

Таблица 3

Оценка выполнения плана по процентным расходам в 2015 году

Показатель

Значение показателя

Темп роста, %

плановое

фактическое

Процентный доход, тыс. руб.

260960

354906

+36

Процентный расход, тыс. руб.

132870

191334

+44

Расходы на 1 руб. дохода, руб.

0,51

0,54

+0,03

Таким образом, используя результаты расчетов, можно определить общую сумму резервов экономии расходов банка при условии:

  • соблюдения средней процентной ставки по плате за приобретенные кредитные ресурсы;
  • недопущения перерасходов по операционной деятельности;
  • недопущения перерасходов на управление.

Допущенный перерасход свидетельствует о необходимости усиления контроля со стороны руководства банка за расходованием средств.

2.3. Пути совершенствования процесса управления затратами в ООО «ИК Банк»

В экономической литературе проблемам оптимизации затрат коммерческого банка уделяется недостаточно внимания, поскольку в качестве приоритетных, как уже отмечалось, рассматриваются проблемы доходности, ликвидности и платежеспособности банков. Однако в свете проблем низкой капитализации банковской системы и рисков, связанных с постоянным увеличением затрат, в банках значительно повысился интерес к проблемам управления ими, их оптимизации и минимизации.