Файл: Анализ факторов и резервов минимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение коммерческим банком методов оптимизации собственных затрат прямо зависит от финансового состояния и перспектив развития банка. При этом управление текущими затратами банка базируется на одном из двух подходов:

  • приоритетная ориентация на оптимизацию текущих затрат, предполагающая практическую реализацию любых расходов, признанных целесообразными с позиции их окупаемости или иных критериев;
  • ориентация на минимизацию текущих затрат, предполагающая экономию на любых возможных статьях планируемых расходов и предварительную дифференциацию их на несколько категорий - объективно необходимые, подлежащие рациональной минимизации, осуществляемые лишь по остаточному принципу.

Тот и другой метод предполагает сокращение затрат. Считается, что оптимизация приоритетней, чем просто минимизация расходов, так как предполагает качественное снижение затрат, рассчитанное на перспективу.

Основываясь на том или ином подходе, в качестве основных методов оптимизации затрат ООО «ИК Банк» можно определить следующие:

-планирование затрат;

-управление тарифной политикой;

-прямое сокращение затрат;

-проведение банковского мониторинга;

-оптимизацию налоговой базы путем планирования.

При анализе деятельности ООО «ИК Банк» было выяснено, что в банке нет четко разработанной тарифной политики. Поэтому в данной работе для оптимизации затрат ООО «ИК Банк» нами был выбран метод – разработка тарифной политики. Так как реализация грамотно построенной тарифной политики, должна способствовать решению важнейших для банка задач: расширению клиентской базы за счет высокого качества предоставляемых банком продуктов и услуг наряду с оптимальными ценами на них и наращиванию получаемых банком комиссионных доходов.

С помощью тарифной политики менеджеры банка могут регулировать его ресурсную базу. Кроме того, проводимая банком тарифная политика является весомым имиджевым фактором, способным повлиять на место банка в рейтинге.

Разработанная нами тарифная политика состоит из следующих разделов:

  1. Выполнение поручений клиентов ООО «ИК Банк» по операциям в валюте Российской Федерации для юридических лиц
  2. Выполнение поручений Клиентов ООО «ИК Банк» по операциям в валюте Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей
  3. Выполнение поручений Клиентов ООО «ИК Банк» по операциям в иностранной валюте для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  4. Прочие операции в валюте Российской Федерации
  5. Общие положения

В разработанной тарифной политике точно приведены виды операций и тарифы, которые предложены для применения в ООО «ИК Банк».

Разработанная нами тарифная политика ООО «ИК Банк» включает комплекс стратегических и тактических мероприятий, проводимых в условиях изменения финансового рынка и финансового состояния коммерческого банка.

Основными задачами тарифообразования в ООО «ИК Банк» можно отнести следующие:

-создание системы управления доходностью и оптимизации расходов;

-систематический мониторинг доходности и себестоимости продуктов и продуктовых линий за текущий период;

-формирование тарифов и управление ими по сегментам и продуктам исходя из целей банка на том или ином сегменте рынка.

При разработке данных тарифов для ООО «ККБ» были использованы данные о состоянии финансовой системы и денежно-кредитного регулирования в стране, финансового состояния банков-конкурентов и их тарифами, финансовом состоянии самого банка.

Так, в разделе выполнение поручений клиентов банка, юридических лиц, предлагаются следующие тарифы на кассовое обслуживание, что представлено в таблице 4.

Таблица 4

Кассовое обслуживание

Вид операции

Тарифы

Примечание

Выдача наличных со счета на заработную плату

и выплаты социального характера, а также выдача наличных на командировочные расходы (символы 40, 42)*

0,5 % от суммы

В день совершения операции

Выдача наличных со счета на другие нужды*

1% от суммы до 500 000 руб.

2,5% от суммы более 500 000 руб.

В день совершения операции

Прием наличных от юридических лиц в кассу Банка, пересчет и зачисление на счет**

От 0,15% до 0,4% от суммы

0,4% от суммы до 300 000 руб.

0,25% от суммы, 300 001-600 000 руб.

0,15% от суммы более 600 000 руб.

В день совершения операции

Внесение физическими лицами наличных денежных средств в уставный фонд организации

бесплатно

Основываясь на практическом опыте, можно утверждать, что формирование тарифной политики должно включать ряд уровней:

  • банк в целом;
  • региональные подразделения;
  • клиенты, проекты банка.

В связи с этим формирование тарифов в ООО «ККБ» предполагается осуществлять исходя из себестоимости банковских операций, их доходности, объемов и конкурентоспособности.

Организация управленческого учета в операционных подразделениях ООО «ККБ» должна обеспечить разделение затрат коммерческого банка по следующим признакам: прямые (непосредственно для выполнения операций) и косвенные (для поддержания своей текущей деятельности) расходы операционных и обслуживающих подразделений ООО «ККБ» по операциям.


Косвенные затраты операционных подразделений могут распределяться по объектам учета пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда сотрудников или на основе других подходов, установленных при формировании учетной политики (бухгалтерия, системно-техническая группа, группа обработки информации филиала, отделения, управления, самостоятельного отдела).

Прямые затраты обслуживающих подразделений могут распределяться по видам расходов пропорционально прямым затратам операционных подразделений.

Косвенные затраты обслуживающих подразделений по поддержке операций могут распределяться между операционными подразделениями, а также по удельному весу затрат последних в общем объеме затрат ООО «ККБ».

Для удачной реализации тарифной политики ООО «ККБ» необходимо максимально снизить удельный вес косвенных расходов в общей величине расходов коммерческого банка за счет отнесения их к прямым расходам, благодаря более точной функциональной привязки их к операционным подразделениям.

Доходы по осуществляемым операциям в операционных подразделениях складываются из:

  • прямых доходов, то есть по операциям, производимым в них;
  • косвенных доходов, полученных операционными подразделениями по операциям через систему внутренних сделок, доход по которым формируется в других операционных подразделениях (именно таким образом взаимосвязаны управление (отдел) по привлечению денежных ресурсов и управление (отдел) по их размещению).

Коммерческие банки исходя из интересов оптимизации расходов распределяют часть доходов, полученных подразделениями активных и активно-пассивных операций, между подразделениями пассивных операций в соответствии с объемами средств, привлеченных ими (с учетом собственных средств коммерческого банка и средств, привлеченных подразделениями активно-пассивных операций).

Таким образом, каждое из подразделений, занимающихся размещением средств, компенсирует подразделениям пассивных операций их затраты по привлечению ресурсов (в размерах, определенных в соответствии с объемом размещения).

Большое влияние на доходы и расходы операционных подразделений оказывают объемы операций, в случаях когда тариф по ним установлен в виде фиксированной денежной ставки.

С объемными показателями, в частности, связано деление расходов на постоянные и переменные.

Таким образом, тарифы в ООО «ИК Банк» должны быть экономически обоснованными, конкурентоспособными и оптимизированными с точки зрения калькулирования затрат на каждый конкретный банковский продукт операционных и обслуживающих подразделений коммерческого банка.


Итак, тарифообразование играет важную роль в процессе управления затратами, а также служит методом оптимизации затрат, который направлен на увеличение эффективности проводимых операций, привлечения дополнительного объема операций за счет правильного определения тарифов.

Для оптимизации затрат банка нужно провести реструктуризацию вспомогательных подразделений центрального офиса, а именно:

Пересмотреть бюджет и оценить в количественном выражении все затраты, относящиеся к вспомогательным подразделениям.

Определить потребность ключевых бизнес подразделений банка в услугах вспомогательных подразделений.

Установить цели по нормам сокращения затрат (часто нормы сокращения затрат составляют от 20% до 35% при улучшении качества оказываемых услуг, при необходимости можно достичь и более существенного сокращения).

Провести преобразования в определенных вспомогательных подразделениях (например: в отделе кадров, отделе закупок, юридическом и финансовом подразделениях) для достижения установленных целей по качеству услуг и уровню затрат.

Провести оптимизацию филиальной сети. Подтвердить состоятельность стратегии распространения банковских продуктов в текущей обстановке.

Провести анализ деятельности филиалов с использованием "матрицы эффективности", разбить филиалы по категориям, например: "осуществить дополнительное инвестирование", "оставить в текущем состоянии", "провести преобразования", "закрыть".

Проанализировать и сопоставить значимость для банка филиалов (там, где это уместно) и затрат на их содержание; разработать меры по реструктуризации или закрытию.

Кризисные явления, переживаемые сегодня российской экономикой в целом и финансовой системой в частности, безусловно, негативно отразились на финансово-хозяйственной деятельности всех российских коммерческих банков. Эпицентром финансового кризиса стали крупнейшие, так называемые системообразующие банки.

Большая часть этих банков фактически неплатежеспособна. А это не может не оказывать отрицательного воздействия на финансовое состояние тех банков, которые за счет проведения осторожной и взвешенной финансовой политики, основанной на принципе диверсифицированного подхода к осуществлению всех активных операций, не прекращают выполнять своих обязательств. В разряд таких устойчивых банков сегодня можно отнести, главным образом, средние и малые, которые имеют жесткий бюджет, экономят на трудоемких и капиталоемких операциях, прежде всего, операциях с частными вкладчиками, более строго подходят к выполнению экономических нормативов. Все эти факторы, а также отсутствие у средних и малых банков крупных пакетов государственных долговых обязательств, крупных кредитов, привлеченных у западных банков, неучастие в программах по приобретению значительных пакетов корпоративных ценных бумаг позволили таким банкам в условиях жесточайшего кризиса сохранить деньги и доверие своих кредиторов. Стремление укрепить свои позиции на финансовых рынках является причиной усиления процесса самоорганизации банков, продолжающих и сегодня своевременно и в полном объеме осуществлять оплату платежных документов своих клиентов.


Заключение

Данная работа была посвящена вопросу управления затратами коммерческого банка. Была достигнута поставленная в курсовой работе цель, а именно: проведение всесторонних теоретических исследований оценки затрат банка, анализ существующего положения ООО «ИК Банк» относительно выявления, оценки и управления затратами банка, осуществление оптимизации расходов, разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления затратами в ООО «ИК Банк».

Изучение теоретических основ управления затратами банка позволяет сделать следующие выводы:

Затраты банка на его функционирование, производство им продуктов и услуг всегда представляли интерес для практиков. Это обусловлено не только тем, что собственники банка контролируют менеджмент в целях экономии вложенного в банк капитала, но и тем, что для менеджмента банка затраты являются в определенном смысле одним из индикаторов их эффективной работы.

Тем не менее до кризиса затраты не рассматривались в качестве особого объекта управления в банке, поскольку острой необходимости в глубоком анализе затрат банка, формирования их наиболее оптимальной структуры у многих банков не было. Высокая доходность проводимых банками операций отодвигала проблемы управления затратами на второй план, хотя поводов изменить "философию" управления затратами у банков было достаточно - уже давно говорится о низкой капитализации банков и всей банковской системы, о тенденциях к снижению доходности, об увеличении стоимости привлекаемых банками ресурсов.

"ИК Банк" - это универсальный коммерческий банк, являющийся ячейкой банковской инфраструктуры страны. Банк стремится удовлетворять потребности всех своих клиентов в широком спектре качественных банковских услуг.

В работе также проанализирован процесс управления затратами банка, который указал на необходимость оптимизации затрат банка. Именно для этого в работе разработана тарифная политика банка, позволяющая значительно сократить затраты банка.

Возрастающий в последнее время интерес теории и практики банковского дела к проблемам формирования затрат банка и управлению ими в целях оптимизации обусловлен усиливающимся влиянием внешних и внутренних факторов. Даже в условиях сегодняшней стабилизации развития российской банковской системы отдельные банки оказываются время от времени неспособными продолжать свою деятельность. Большая часть проблем, с которыми они при этом сталкиваются на постоянной основе, является прерогативой менеджмента.