Файл: Анализ факторов и резервов минимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследование понятий затрат и деление их на запасоемкие затраты, издержки и расходы, раскрытие их сущности имеют важное для практики значение при определении себестоимости банковских операций, продуктов, услуг, а также при анализе и планировании банковских затрат. В связи с необходимостью практического применения указанных понятий следует более подробно остановиться на сущности затрат, их функциях и месте в процессе управления ресурсами банка.

На практике четкое разделение этих терминов необходимо прежде всего для менеджмента банка и экономистов, формирующих управленческую отчетность, так как влияние расходов, издержек и затрат на размер капитала неоднозначно и связано с его воспроизводством. Например, затраты должны иметь обоснование и четкие сроки окупаемости и эффект вложений. Производимые издержки должны быть ниже ожидаемого дохода от реализации продуктов и услуг с запасом ожидаемой рентабельности. Производимые расходы должны быть обоснованы в пределах ожидаемой прибыли, и контроль со стороны менеджмента за ними должен быть жестче.

1.2. Процесс формирования затрат банка

Под себестоимостью банковского продукта, услуги в экономической литературе понимаются выраженные в денежной форме затраты банка на создание и реализацию продукта или услуги. Заметим, однако, что между общим понятием «себестоимость» и «себестоимость банка» есть некоторое различие. Отличительной чертой банковских продуктов является их нематериальный денежный характер. В себестоимость обычных товаров стоимость материальных затрат включается, как известно, полностью. Специфика банковских продуктов и услуг заключается в том, что материальными затратами выступают привлеченные средства. При этом банк считает только собственные затраты, связанные с привлечением средств, которые впоследствии использует для размещения. Как известно, коммерческие банки передают средства клиентам не в собственность, а во временное пользование. Остальные материальные ресурсы, кроме денежных, включаются во внутреннюю стоимость банковского продукта полностью (амортизация, бумага, дискеты и пр.).

Существующие на рынке банковские продукты и услуги, как и у любого предприятия, являются результатом деятельности банка и предлагаются в качестве товара на различных сегментах банковского рынка. Следует заметить, что в банковской теории и практике понятия «услуги» и «продукты» зачастую отождествляются, а попытки их разграничения приводят к некоторым понятийным неточностям. Так, одни авторы указывают, что "банковский продукт - это особые услуги, оказываемые банком клиентам». Другие, напротив, утверждают, что «банковские услуги являются разновидностью конкретного нематериального банковского продукта и выражаются в действиях банка, направленных на удовлетворение конкретных потребностей клиента денежного характера». По мнению авторов, банковский продукт представляет собой материализацию услуг банка или в определенном смысле материализованный результат его деятельности. Так, кредит может рассматриваться в качестве продукта и означать предоставляемую в долг определенную денежную сумму, передаваемую банком клиенту на основании кредитного договора. Тот же кредит в качестве услуги означает обслуживание процесса движения ссудного капитала и включает помимо передачи клиенту основного тела кредита, начисление банком процентов за пользованием им, организацию обеспечения его залогом и пр., то есть выступает как совокупность действий банка, направленных на удовлетворение потребности клиента в кредите. Возникает вопрос: что же продает банк - продукты или услуги? На наш взгляд, и то и другое, поскольку в большинстве случаев разграничить продукт и процесс его формирования и реализации в качестве такового практически невозможно.


Что касается понятия «банковская операция», то общепринятое его понимание - технические, бухгалтерские, финансовые и другие приемы и способы действий банка, совокупность и определенное сочетание которых выражается в технологии создания банковской услуги, - является исчерпывающим[6].

Виды банковских услуг условно можно разделить по определенным направлениям деятельности банка: традиционным, дополнительным, нетрадиционным. За определенные виды услуг отвечают отдельные функциональные подразделения.

К числу традиционных банковских услуг, как правило, относятся кредиты, депозиты, расчеты в наличной и безналичной формах, инвестиции и др. Дополнительные услуги обычно сопутствуют традиционным: инкассация, домициляция, расчет и управление рисками. К нетрадиционным услугам относятся: выполнение доверительных операций, факторинговые, форфейтинговые и лизинговые услуги, выпуск и обслуживание пластиковых карт, консультационные и информационные услуги, выдача гарантий, депозитарные продукты, хранение ценностей.

Безусловно, понятия традиционности или нетрадиционности видов деятельности несколько условны, поскольку критерием их отнесения к тем или иным может являться момент их освоения применительно ко всей банковской системе, отдельно взятому банку или определенному периоду времени.

В экономической литературе себестоимость банковских продуктов и услуг, по сути, является внутренней стоимостью банковских операций, что ставит ее в один ряд с такими понятиями, как доходность операций и прибыль банка[7].

Основными формами цены банковских продуктов и услуг являются процент, дисконт, комиссия. Общепризнано, что цены при этом находятся под влиянием различных факторов (рис. 1).

Себестоимость продукта услуги

Необходимая и достаточная рентабельность продукта, услуги

Маркетинговая стратегия банка по данному продукту, услуге

Цена продукта услуги

Существующие цены на рынке

Спрос и предложение на рынке данного продукта, услуги

Внутренние факторы

Внешние факторы

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование цены банковского продукта или услуги

Взаимосвязь внешних и внутренних факторов является очевидной. Внутренние факторы, влияющие на формирование цены банковского продукта или услуги, прямо обусловлены действием внешних факторов - сложившимися спросом и рыночной ценой, которые определяют для банка верхний ценовой предел, а также объем предполагаемой реализации продукта или услуги.


Среди внутренних факторов, определяющих цену продукта или услуги банка, можно выделить:

1) основной фактор - себестоимость, которая определяется сроком окупаемости затрат и складывается из расходов банка по созданию и реализации продукта и услуги. Срок окупаемости, в свою очередь, определяется инвестиционной политикой собственников банка. Основными затратами при этом могут являться затраты на приобретение материальных активов, в частности банкоматов, счетчиков банкнот и др., затраты на заработную плату персонала подразделения, непосредственно участвующего в создании и реализации продукта или услуги, и стоимость аренды площадей;

2) дополнительные факторы:

- необходимая рентабельность, связанная с целевыми установками по рентабельности капитала.

- маркетинговая стратегия банка, которая определяется внутренней ценовой позицией банка относительно цены рынка. Так, например, при проведении агрессивной маркетинговой политики, подразумевающей расширение бизнеса или экспансию на определенном сегменте рынка банковских продуктов или услуг, банк устанавливает цены на собственные продукты или услуги ниже рыночных за счет снижения наценки на себестоимость или снижения самой себестоимости.

Особенности технологии оказания банком какой-либо услуги определяются как ее содержанием, так и организационной структурой банка. Причем в создании конкретного банковского продукта или услуги могут принимать участие отделы разных управлений. Их можно подразделить на операционные, обслуживающие подразделения, общебанковские административные и прочие подразделения.

Таким образом, производственная себестоимость включает основные статьи затрат, связанные с приобретением или арендой банкоматов, компьютерной техники, специализированного программного обеспечения, а также расходы на сопровождение техники и программного обеспечения.

Необходимо отметить, что наряду с производственной себестоимостью банковской услуги или продукта в экономической литературе и на практике существует понятие полной себестоимости, которая состоит из производственной себестоимости и внереализационных расходов, возникающих в процессе функционирования подразделений, которые участвуют в технологическом процессе и процессе реализации банковской услуги или продукта[8].

Таким образом, технологический процесс формирования продукта или услуги определяет некий формат затрат банка, играя роль внутреннего фактора, влияющего на себестоимость продукта или услуги. При этом банк может оптимизировать затраты путем внесения корректив в технологический процесс. Например, банк может уменьшить себестоимость продукта или услуги либо:


- оптимизируя производственную цепочку, в частности организацию выдачи кредита, внедрение новых технологий, что ведет к сокращению персонала и времени обработки кредитной заявки;

- сокращая внереализационные расходы банка.

Затраты банка, как известно, являются закономерной составляющей его операционной деятельности и функционирования.

В банковской теории и практике процесс управления затратами традиционно основывается на классификации расходов банка, которые подразделяются на условно постоянные и переменные.

В условиях функционирования банка условно постоянными расходами является большая часть административно-хозяйственных расходов, обеспечивающих его жизнедеятельность, в частности расходы на приобретение бензина для инкассаторских машин, обслуживание программного обеспечения. К переменным - относятся расходы на обучение персонала, приобретение мебели.

При этом значение условно постоянных расходов состоит в том, что они формируют минимальный порог себестоимости самого банка и базовый уровень расчета прибыли, полученной банком и обеспечивающей его безубыточную деятельность. Поэтому при планировании сметы расходов банка четко указывают их постоянный или переменный характер. Рост постоянных расходов должен быть обусловлен только необходимостью развития деятельности банка.

К переменным расходам наряду с хозяйственными относятся и операционные расходы банка, которые определяются объемом вовлеченных в оборот пассивов и масштабами проводимых банком операций.

Операционные расходы, в свою очередь, подразделяются на процентные и непроцентные[9]. Деление расходов на процентные и непроцентные очень важно, поскольку в процессе анализа доходности банковских операций и общего состояния банка стоимость привлеченных ресурсов является отправным базовым показателем. Менеджеры банка в первую очередь анализируют сформированные процентные портфели, после чего сравнивают процентные ставки по привлечению и размещению. На основании этого оценивают процентную маржу, которая характеризует эффективность вложения средств и их доходность.

Таким образом, в основе тех или иных группировок расходов лежит общий подход к управлению затратами, целью которого является их оптимизация.

Формирование значительной части затрат коммерческого банка связано, как известно, с привлечением денежных ресурсов. При этом основное место в структуре пассивов банка занимают депозитные операции (срочные и до востребования).


По депозитам до востребования банки выплачивают крайне низкие проценты, так как вклады до востребования не дают банкам возможности их реинвестирования (размещения) и использования в течение длительного времени. Затраты, формирующиеся при выполнении банком операций по привлечению средств до востребования, включают проценты по счетам до востребования, дополнительные проценты или комиссию при условии сохранения неснижаемого остатка, а также единовременные комиссии за открытие счетов для дополнительного стимулирования привлечения несрочных средств. Подобные ресурсы обычно обходятся банку дешевле других заемных средств, однако слишком большая доля таких средств в пассивах банка является риском потери ликвидности. Поэтому, как известно, коммерческие банки обязательно имеют в источниках так называемые управляемые пассивы: срочные счета, депозитные сертификаты, облигации и т.д., объем которых можно регулировать, меняя процентные ставки, объявляя новые эмиссии и т.д.

По срочным депозитам обычно выплачивается фиксированный процент и вводятся ограничения по досрочному изъятию. При изъятии вклада ранее договорного срока банк взыскивает штраф в размере заранее оговоренного процента. Срочные депозиты не могут использоваться для расчетов, на них не выписываются расчетные документы. Средства на этих счетах оборачиваются медленно. Максимальный уровень процентной ставки в отдельные периоды может регулироваться Банком России за счет механизма установления ставки рефинансирования[10].

По срочным депозитам привлекаются дорогие для банка ресурсы. Тем не менее их доля в структуре пассивов у большинства банков выше, чем доля других групп пассивов. Это связано с тем, что данный вид пассивов обеспечивает большую устойчивость ресурсной базы банка и расширяет его возможности на рынке ссудных капиталов и инвестиций в ценные бумаги.

Затраты банка, формируемые при выполнении им операций по срочным вкладам, в целом адекватны предыдущим, однако их стоимость значительно выше, что делает данные операции предметом пристального внимания со стороны менеджеров банка, которые с помощью механизма установления тарифов могут влиять на структуру привлеченных дорогих ресурсов и соответственно на их стоимость.

Следующая группа затрат коммерческого банка связана с недепозитными источниками привлечения денежных ресурсов.

К наиболее распространенным недепозитным формам привлечения ресурсов обычно относятся получение займов на межбанковском рынке, соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом (операции РЕПО), учет векселей и получение ссуд у Банка России, продажа банковских акцептов, выпуск коммерческих бумаг и др.