Файл: Теории происхождения права ( Причины возникновения права).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Право, как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно.
Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую не совпадающими интересами, привело к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально - экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния.
Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.
Изучение процесса происхождения права имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции, основные направления его деятельности, точнее - установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков правоведов никогда не было и в настоящее время не существует не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становления права.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить причины происхождения и формирования права.
Объект –право
Предмет – происхождение права
Задачи:
- Изучить происхождение права
- Проанализировать предпосылки права
- Рассмотреть формирование права
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
Причины возникновения права
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Истоки зарождения права уходят в эпоху первобытного общества.
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы - обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Нормы - обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.[1]
В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.[2]
Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, - истоки формирования права.
Анализируя многочисленные, сложившиеся в различное время представления и суждения о праве можно выделить ряд причин повлиявших на возникновение, формирование и развитие права:
1. Потребность экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимость закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;
2. Необходимость поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;
3. Организация публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;
4. Превращение человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельные субъекты, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества. Таким образом, возникновение права было тесно связано с:
- качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;
- обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);
- формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:
а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;
б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.
Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регулятором первобытнообщинного строя - нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государственная принудительность.
Основные пути возникновения права
Выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.
Там, где положение занимает собственность, основным , способом фиксации норм , как правило, сборники - религиозных положений ( Птахотепа в Древнем , Законы в Индии, Коран в странах и т.п.). Зафиксированные в них носят зачастую характер. они в случае необходимости обычаями (например, ) и конкретными (ненормативными), но силу установлениями монарха или по его чиновниками государственного .
В обществе же, основанном на собственности, обусловливала необходимость прав собственников, , как правило, более , отличающееся высокой степенью и определенности законодательство, и всего гражданское, более систему имущественных отношений. В некоторых достаточно древнее отличалось степенью совершенства, что на многие века его народ и не потеряло и сегодня (, частное римское ).[3]
Восточный путь права был обусловлен вести ирригационные работы, орудийной развитостью. возникли должности резервными фондами, управляющих продуктов, но со временем они в особую группу . Социальная в восточном обществе на основе политического (функциональная система) - личности в власти. Экономика на государственной и общественной собственности, частная не играет роли. Восточный характерен для тех стран, в господствующее положение государственная . Основной источник ( фиксирования правовых ) - сборники нравственно - положений. носят казуальный и дополняются в случае другими обычаями или монарха.
путь происхождения присущ странам, где доминировала частная , которая равенство собственников. Н отличаются более степенью формализованности и . Очень развито гражданское . Право возникает в имущественного неравенства, частной и раскола общества на . Земля, главным , находится в частной . Идёт борьба имущих и . Наиболее богатые наиболее высокие в государственном . Афины - классический такого пути права. Спарта - это , которое от афинского тем, что основную населения составляли спартанцами племена. Рим - складывается ситуация, но в процесс и формирования права вмешивается третья - плебс.
Так или , в любом государственно - обществе тем или иным нормы права в закон, свыше, поддерживаемый и государством. Правовое общественных отношений важнейшим государственного руководства . Но в то же время возникает и между правом и , поскольку перестает выражать справедливость, отражает только части и, как , меньшей общества.[4]
Теории права
Уже тысячелетия живут в условиях - правовой . Они являются гражданами ( подданными) определенного , подчиняются государственной , сообразуют действия с правовыми и требованиями. Естественно, что еще в древности они стали над вопросами о и путях возникновения . Создавались самые теории, по - разному на такие . Множественность этих объясняется различными и социальными условиями, в жили их , разнообразием идеологических и позиций, которые они . Раскрыть все теории не возможным в их многообразия, поэтому лишь на некоторых из них, известных и распространённых. К последних будет отнести:
- (божественную) теорию,
- естественного права,
- теорию,
- теорию,
- нормативистскую ю,
- психологическую теорию,
- теорию
Теологическая является из самых ранних происхождения права. в глубокой древности, но развитие в период средневековья. В ее время эта концепция официальную доктрину . Самым ее представителем считается ученый - богослов Аквинский. Теологическая исходит из происхождения права как , выражающего Божью и высший разум . Согласно теории творец сущего на Земле, в том государства и права, Бог. нормы - это правила жизни, исходят от Бога и человечеству правильное жизни. права связывалось со , а впоследствии с правосудием. Богом устанавливается в вечный - божественный порядок . Право вечно, как и сам Бог. Все равны и наделены равными . Следовательно, нарушение равенства в человеческих есть отступление от закона. теория не отрицает в праве природных и (гуманистических) начал. религиозных утверждали, что право - данное искусство и справедливости. Она обосновывала утверждения о высшего божественного на основе толкования и других религиозных .
Наибольшее теологические учения в период утверждения отношений. В этот появляется известного ученого-богослова Аквинского. Согласно его миром управляет разум. есть действие в божественном порядке общежития, а сама выражает человека не к самому , а к другим людям и в воздании каждому ему . В эпоху теологическая теория выражение в виде , который исходит из природы . Наиболее ярким этой теории был Жак . По его мнению, существуют два : мир сущностей, , нематериальный мир и производный от мир - материальный. Их единство духовным началом - . Право собой результат духовных начал, божественного разума в порядке. Ж. связывал нормативное поведения и поступков с так называемыми нормами-пилотами, воспроизводят божественный закон и человека на выполнение долга, умножения и помогают зла.