Файл: УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСТОРАННОГО/ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время одним из основных базисов повышения производительности труда является высоконаучный подход к организации труда с детальной проработкой влияния человеческого фактора на процессы трудовой деятельности в различных сферах. Вопросы формирования устойчивого стремления человека к постоянному профессиональному росту, поиску инновационных путей организации своей деятельности напрямую влияет на качество ведения бизнеса и предоставления услуг. Заинтересованность человека в результате своей работы всегда будет строиться на основе мотивов, которые способствуют удовлетворению необходимых для него потребностей и поэтому данная тема в современном мире является актуальной. Влияние социальных и экономических условий должно способствовать выработки и совершенствованию современных систем мотивации сотрудников направленных на актуализацию эффективного развития предприятий ресторанного и гостиничного бизнеса.

Управляющий орган предприятия должен постоянно отслеживать многие факторы, влияющие на качество работы, своевременно реагировать на изменение ситуации и вносить корректирующие воздействия, направленные на модернизацию и совершенствование систем мотивации персонала. Изучение психологического климата коллектива, учет индивидуальных потребностей каждого члена, оценка профессионального уровня развития, лидерские качества, оценка ценностных качеств каждого сотрудник все это является компонентами формулы определения оптимальной системы мотивации как коллектива в целом, так и каждого работника в отдельности.

Научная сфера исследований данной тематики включает в себя использование теории и практики психологии, экономики, социологии, философии, менеджмента.

В основу исследований в курсовой работе легли труды зарубежных и отечественных классиков теории управления, а также современных специалистов в данной области.

Целью курсовой работы является определение особенностей мотивации персонала и выработки предложений по управлению ей. Дляисследованийи анализабыли использованы теоретических знания полученные в процессе обучения и информацияиз открытых источников о практической деятельности конкретного предприятия – отеля "Ibis Москва Центр Бахрушина".

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

Рассмотреть современные подходы к мотивации персонала;


Определить особенности материальной и нематериальной мотивации в индустрии гостеприимства;

Дать характеристику систем мотивации применяемой в отеле "Ibis Москва Центр Бахрушина".

Практическая значимость исследований приведенных в курсовой работеявляется разработка практических рекомендаций для совершенствования системы мотивации в конкретном отеле"Ibis Москва Центр Бахрушина", а так же результаты могут быть использованы для формирования теоретических основ управления мотивацией сотрудников в учебном процессе ВУЗа.

Глава 1. Управление мотивацией и стимулированием труда на предприятиях ресторанного/гостиничного бизнеса

В современной психологической теории деятельности мотив определяется как материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смысл деятельности, физиологически - это инстинктивные импульсы, биологические влечение, интересы, желания, жизненные цели и идеалы.

Данные определения легли в основу понятия мотивация труда. При появлении групп людей занимающимися общим делом возникла потребность управления ими для достижения наиболее благоприятных результатов деятельности [1].Средством реализации такого управления и является такое понятие как мотивация. Мотивация есть совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижения определенных целей [2].

В современных условиях труда вопросы мотивации весьма актуализированы. Выделение инновационной деятельности как особого рода сознательного, целенаправленного труда людей по созданию новшеств и распространению их в хозяйственной системе, привело к появлению интереса к деятельности инноваторов, их мотивационной сфере.

Предприятие сферы гостеприимства, которое стремится к высоким показателям своей деятельности, вынуждено искать стимулы для подчиненных и главной задачей современного менеджмента таких предприятий является обе­спечение подобающих условий труда направленных на удовлетворение потребностей сотрудников, что в свою очередь должно способствоватьросту потенциал персонала.


Для наиболее эффективного использования возможностями мотивации труда на предприятии необходимо разработать комплексную систему мотивации сотрудников, которая должна включать всебя всевозможные средства материального и нематериального стимулирования (рисунок 1).

Рисунок 1 – Формы материального и нематериального стимулирования сотрудников предприятий гостеприимства

Наряду с общепринятыми средствами необходимо использовать инновационные (индивидуальные, морально-психологические, организационные) и нестандартные методики мотивирования,основанные на креативном подходе к организации труда (шуточная форма наказания нерадивых подчиненных, игровые кабинеты, внезапные подарки, забота о семьях, дополнительный отдых, «повторение» или методика аналогии) [3].

Данная комплексная система должна базироваться на передовой теории и практики и использовать наиболее эффективные методы управления мотивацией.

Методы управления мотивацией — это способы воздействия управляющей системы на управляемую систему. Методы управления мотивацией персонала представлены на рисунке 2.

Единого универсального правила или наилучшего метода мотивации нет. Всегда подбор методов необходимо осуществлять исходя из многокритериальной оценки обстановки и индивидуального подхода к каждому сотруднику используя комплекс мероприятий направленный на стимулирования работы сотрудников.

Рисунок 1 – Методы управления мотивацией

Комплексный подход к управлению мотивацией предполагает использование максимально полного набора средств и инструментов воздействия на нее (таблица 1).

Таблица 1

Компоненты мотивации

Инструменты мотивации

Цели мотивации

1. Культура организации.

Система общих для всего персонала организации ценностных ориентаций и норм

Устав организации, основные принципы руководства и организации

Понимание и признание целей деятельности организации.

Ориентация на перспективу.

Согласование взаимных интересов

2. Идентификация с организацией. Образ организации в глазах персонала и внешнего мира

Различные формы информации об организации

Единая ориентация в восприятии организации как внутри нее, так и вовне. Чувство принадлежности к организации

3. Система участия. Участие работников в распределении общего хозяйственного результата, участие в капитале организации и развитие сотрудничества

Формы и методы распределения результатов, участие в капитале; развитие отношений партнерства

Установка на корпоративность в поведении.

Ориентация на соотнесение затрат и результата, готовность к риску

4. Обслуживание персонала.

Все формы социальных льгот, услуг, предоставляемых работникам независимо от их положения в организации

Безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи

Социальная ответственность по отношению к другим. Повышение трудовой активности

5. Организация рабочего места. Оснащение рабочих мест эргономичными и организационными вспомогательными средствами

Технические и организационные вспомогательные средства; физиологические и психологические элементы условий труда (эргономика), цветовое оформление и т.д.

Удовлетворенность состоянием рабочего места.

Идентификация с рабочей задачей. Удовольствие от работы и более качественное выполнение задания


Компоненты мотивации

Инструменты мотивации

Цели мотивации

6. Кадровая политика.

Планирование по повышению квалификации и мобильности с учетом потребностей, желаний и профессиональных способностей работников

Подготовка и повышение квалификации кадров; тренинг и семинары; планирование карьеры, перспективные программы формирования структуры кадров

Внутриорганизационная мобильность в применении профессиональной квалификации. Самостоятельность и инициативность. Творческая инновационная деятельность

7. Регулирование рабочего времени. Гибкое приспособление рабочего времени к потребностям работника и организации

Сокращение рабочего времени; гибкий и скользящий график рабочего времени

Ответственное и сознательное использование рабочего времени.

Привлекательность труда, связанная с гибкостью рабочего времени. Эффективность рабочего времени

8. Информирование работников. Доведение до работников сведений о делах организации

Журналы и справочники организации; собрания коллектива; отчеты о работе; совещания работников; корпоративный сайт

Положительное влияние на поведение и развитие личности. Ответственность за свои действия. Самокритичная оценка трудовых достижений

Продолжение таблицы 1

Реализация наибольшего количества разнообразных потребностей человека посредством труда открывает путь к многообразию и доступности ему различных благ. Уменьшение нагрузки в трудовой деятельности повышает трудовую активность и заинтересованность в данной деятельности. В первом случае мотивом является получаемые блага, а во втором комфортные условия труда при условии эффективной трудовой деятельности.

Грамотное сочетание материальных и эмоциональных факторов позволит добиться от персонала полной самоотдачи на работе, максимальной эффективности и продуктивности.

1.1 Современные подходы к мотивации персонала

Основным принципом работы руководителя по созданию эффективной системы мотивации своих сотрудников должно быть так называемая «работа в поле». Начальник должен быть в центре всех событий происходящих в коллективе и владеть информациях о каждом сотруднике. Еще одним немаловажным фактором является активная позиция отстаивания интересов своих сотрудников перед администрацией, а не только декларация требований руководства для неукоснительного исполнения подчиненными. Благодаря детальному знанию своих сотрудников можно выстроить наиболее эффективную систему мотивации. Для крупных компаний, какими являются гостиничные комплексы и отели, очень сложно учитывать все нюансы и потому необходимо вырабатывать объединенные методики мотивирования.При этом нельзя полагаться на формирование какой-то стандартной методики. Методики мотивации должны быть гибкими, динамичными и направленными на конкретного работника или группу работников.


На современном этапе развития индустрии гостеприимства можно выделить следующие наиболее эффективные методы мотивации персонала [4]:

  1. Материальное поощрение за конкретно выполненную работу. Такой инструмент мотивации является самым востребованным. Основа для такого стимулирования работника является заранее установленный спектр требований и критериев. Каждая организация в зависимости от своего состояния устанавливает собственные критерии и количественные величины материальных вознаграждений.
  2. Компенсационная надбавка к заработной плате за занятие физкультурой и спортом. Каждая компания заинтересована в отсутствии финансовых потерь из-за нетрудоспособности сотрудников по болезни. Компания может предлагать как разовые денежные вознаграждения за конкретные действия (например–отказ от курения), так и устанавливать постоянные компенсации (например–ежемесячная оплата занятий фитнес центре).
  3. Установления индивидуальных вознаграждений за обладания умениями и навыками, являющимися актуальными для компании.
  4. Выстраивание оптимальной организации труда и отдыха. Разработка четких правил и инструкций по исполнению служебных обязанностей, взаимодействию между членами коллектива, разработка корпоративной этики, организация четкой и справедливой карьерной системы, поддержка уважительного отношения между руководителями и подчиненными.
  5. Организация справедливой политики социальной поддержки сотрудников (страхования, больничные, и т.д.) в соответствии с требованиями трудового кодекса. Предоставление особых социальных льгот установленных на предприятии (поддержка молодых сотрудников, работников с детьми).
  6. Применение в своей деятельности нематериальных стимулов. К таким стимулам относятся:

– вознаграждение-признательности (вымпелы, дипломы, грамоты, звания лучшего в профессии, комплименты);

– вознаграждения, связанные с оценкой высокого статуса работника, отмечанием авторитета среди коллег.

Мотивация неоспоримо является наиважнейшим фактором успешности предприятий сферы гостеприимства и имеет особое значение, так как большинство сотрудников работают в тесном контакте с потребителями услуг и то, какое впечатление произведет персонал на гостя, зависит дальнейшее пользование им услугами отеля.