Файл: История развития менеджмента ( Школа научного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

специфику действительности в России, не сможет дать отечественной экономике то, что от нее ожидается.

Кризис в конце 90-х сыграл в развитии российского управленческого класса положительную роль. Основным конкурентным преимуществом стал уровень профессиональной подготовленности управленческой команды фирмы [12, с.99].

Следовательно, представление об отечественно менеджменте немного изменилось, и его преимуществами стали [7, с.14]:

-наличие склонности к инновациям,

-вкус к рискованной деятельности и игре,

-самокритичность,

-амбициозность,

-склонности к бескорыстности в помощи,

-желание обучаться.

Отечественные исследователи выделяют главные черты российского менеджмента [21, с.25]:

-участие региональных администраций при формировании управленческих команд фирм;

-полу-правовое регулирование деятельности; сила неформальных отношений;

-широкое использование силовых методов;

-диверсификация деятельности и высокая склонность к риску;

-отсутствие навыков к регулярной и кропотливой работе;

-тяга к уникальным и масштабным проектам с привлечением большого числа человеческих и материальных ресурсов;

-стремление исключить практику делегирования полномочий из высшего уровня на низший;

-равнодушие к ценностям карьеры;

-высокий уровень централизации управленческих функций (клановость в ведении бизнеса).

На данный момент это далеко не полный перечь факторов, характеризующих современный российский менеджмент. Отметим, что отечественные исследователи смотрят на проблемы российского менеджмента иначе, нежели зарубежные [20, с.106].

Современный менеджмент в России пока от заданных глобализацией параметров далек на всех уровнях: от отдельного предприятия до общества в целом [13]. Но годы рыночных реформ заложили положительные предпосылки для формирования рыночных принципов менеджмента и другого поколения управленцев с новыми установками и взглядами.

Они могут учреждать и организовать бизнес, подписывать сделки, разумно хозяйствовать, знают, способы удешевления производства и объема товаров, искать поставщиков и потребителей.

Они пекутся о собственном имидже и репутации [7, с.15].

Обычно, это высокообразованный класс, где два высших образования или кандидатская степень - не редкость. Большинство из них прошло обучение в престижных университетах за рубежом и стажировку в преуспевающей компании.

Данный класс имеет свои объединения, ассоциации, союзы и инициирует через них решение местных, региональных и национальных задач, государство считаться с новым классом обязано, а общество - осмыслить это новое явление жизни [5, с.190].


Их деловая философия, высокая профессиональная образованность и ярко выраженная интеллектуальная и волюнтаристическая одаренность, помноженная на патриотические помыслы и высокую ответственность за судьбу отечества, — залог высокой конкурентоспособности российского бизнеса и быстрой адаптации к условиям глобализации.

Выводы по 2 главе

Таким образом, в заключение можно сказать, что российский менеджмент на современном этапе — это творческое осмысление

зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.

Недостатками менеджмента в России является его политизированность, уничижительное отношение к своей стране и себе, расточительность и транжирство в отношении времени, алчность и эгоцентризм; широкомасштабность.

Отечественным проектам присуще наличие регионального подхода к изучению особенностей, по причине того, что Россия – огромная, и многонациональная страна, и в зависимости от региона управление фирмой существенно отличается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного, мы можем сделать следующие выводы:

  1. . Развитие менеджмента длилось несколько веков, прежде чем стать самостоятельной наукой. Как наука управление зародилось в конце XIX века, а ранее развивалось в рамках других наук (экономика, психология, социология).

Школа научного управления, классическая (административная) школа, школа человеческих отношений, школа науки о поведении и выдающиеся представители этих школ оказали колоссальное влияние на развитие менеджмента. Последующая школа не отрицала достижений предыдущей школы. Она брала себе лучшие знания и достижения, проверенные практикой. Но все они представляют собой сочетание трёх способов управления людьми: создание условий для обмена товарами и услугами, выработка системы ценностей, построение организации. Менялось общество и условия среды, системе управления необходимо было меняться вместе с ними. А переход к рыночным отношениям стал основным фактором совершенствования теории и практики управления.

  1. . Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах.

Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

В условиях формирования рыночных отношений в России необходимо иметь в виду, что отечественная наука управления является неотъемлемой составной частью мировой управленческой мысли. Отечественные ученые

внесли значительный вклад в формирование науки управления, что признано во всем мире. Поэтому особенно важно изучение не только зарубежной истории развития менеджмента, но и отечественной.

Современный менеджмент в России обладает рядом специфических и общих особенностей в соответствии с условиями его формирования и эволюции. Общие черты и особенности современного российского менеджмента характеризуются общественно-экономической формацией, экономической моделью и уровнем научно-технического развития.

Специфические особенности и предпосылки формирования современного российского менеджмента: национальная общественная специфика; особенности развития общества, сложившиеся исторически; географические и природные условия; факторы культурной среды и др.

Особенности современного российского менеджмента зависят от истории самого государства, он складывался естественным путем по мере эволюции, при этом его происхождение имеет глубокие корни.

Рекомендации и предложения по результатам проведенного исследования. В современных условиях основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления в рыночных условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. . Вдовин А.И. История развития науки и практики управления производством / А.И.Вдовин, В.А.Заренков, Е.Н.Згода. – Спб: ЛенСпецСМУ, 2016. – 224 с.
  2. . Виханский О.С. Менеджмент: учеб. / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – М.: Гардарики, 2018. – 527 с.
  3. . Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – М.: Издательство Московского университета, 2015. – 415 с.
  4. . Всеобщая история менеджмента / под общ. ред. И.И.Мазура. – М.: ЕЛИМА, 2017. – 784 с.
  5. . Голубев К.И. История менеджмента: тенденция гуманизации / К.И.Голубев. – Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2015. – 221 с.
  6. . Горбанёв С.В. Основные особенности современной отечественной системы менеджмента. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 22.11.2019).
  7. . Горбунова М. Специфика системы управления бизнесом в России и за рубежом // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - №3. - С. 13-16.
  8. . Демьяненко А. Мифы о системе научного менеджмента Ф.У.Тейлора // Проблемы теории и практики управления. - 2017. – № 1. – С. 118–122.
  9. . Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке: пер. с англ. / П.Друкер. – М.: Вильямс, 2016. – 272 с.
  10. . Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: пер. с англ. / У.Дж.Дункан. – М.: Дело, 2016. – 272 с.
  11. . Дятлов А. Общий менеджмент: концепции и комментарии: учеб. / А.Дятлов, М.Плотников, И.Мутовин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 398 с.
  12. . История экономической мысли в России / под ред. А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 136 с.
  13. .Кабушкин Н.И. Основы менеджмента [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.oglibrary.ru (дата обращения 12.11.2019).
  14. . Картавый М., Нехамкин А. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - №3. - С. 17-21.
  15. . Классики менеджмента: пер. с англ. / под ред. М.Уорнера. – Спб: Питер, 2018. – 1168 с.
  16. . Костенко Е.П. История менеджмента : учебное пособие / Е.П.Костенко, Е.В.Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов- на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. – 606 с.
  17. . Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.i-u.ru (дата обращения 22.11.2019).
  18. . Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. – М.: Дело, 2015. – 720 с.
  19. . Рубцов С. К вопросу о построении общей теории менеджмента / С.Рубцов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 6. – С. 18–26.
  20. . Семенова И.И. История менеджмента: учеб. пособие / И.И.Семенова.