Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современный туризм, несомненно, представляет собой один из интереснейших экономических и социальных феноменов. Под влиянием ряда объективных факторов в мировой экономике наблюдается устойчивый рост туризма и наращивание масштабов соответствующего сектора. Для многих стран и национальных регионов туристическая индустрия стала базовой для построения хозяйства.

Важность туристической индустрии с экономической и социальной точек зрения является общепризнанной. В экономическом аспекте рост туризма привел к повышению уровней занятости, доходов населения и предпринимательской активности, а также увеличению объема налоговых поступлений. При этом при благоприятных условиях рост туристической индустрии может быть достаточно быстрым и требовать меньшего объема инвестиций, что критически важно для периферийных регионов. В социальном аспекте значение туризма проявляется в психофизиологическом восстановлении трудовых ресурсов, повышении уровня знаний людей, а также содействии охране окружающей среды.

Возрастающее значение туристической индустрии ставит перед государством задачи обеспечения ее сбалансированного развития и повышения социально-экономической результативности в сфере туризма. Как свидетельствует мировой опыт, это требует расширения роли государства и повышения качества управления туристической индустрией. Особенно это важно для стран, которые только включаются в мировой рынок туризма при его современном уровне развития.

В настоящее время деятельность по осуществлению государственного управления все больше переносится в регионы. Целесообразность этого подтверждена временем и мировым опытом. В ряде сфер (в том числе в сфере туризма) смещение управления на региональный уровень обусловлено целым рядом обстоятельств. В связи с вышеизложенным, важным научно-практическим заданием является совершенствование парадигмы в сфере управления туристической индустрией, что сопровождается разработкой предложений по совершенствованию используемых в этой сфере подходов. Особую актуальность обозначенное задание получает в условиях глобализации, которая оказывает определяющее влияние на развитие туризма, обостряет конкуренцию и меняет всю модель мирового рынка туристических услуг.

В последние годы отмечается постоянное увеличение внимания к проблемам развития туристической индустрии, особенно в отдельных странах и регионах. Хотелось бы обратить внимание на работы: П. Хенриксена и Х. Халкиера[1], Д. Дреджа и Дж. Дженсинса[2], Л. Чавеса[3]. Данные авторы обосновывают необходимость и целесообразность проведения активной региональной политики в сфере туризма. Это позволяет обеспечить устойчивое развитие туристической индустрии, представленность региона на рынке туристических услуг, повысить его привлекательность для туристов. Вопросы развития туризма в регионах Российской Федерации рассмотрены в работах В. Слюсарева[4] и А. Катанского[5]. Исследование показывает большие возможности эффективного управления туристической индустрией на региональном уровне. Направления и методы государственного регулирования туристскорекреационной сферы в регионах освещены в работе Е. Бенько[6], А. Воронин и К. Сухенко посвятили свои исследования совершенствованию государственного регулирования туризма в регионах[7]. Вместе с тем, несмотря на большое внимание, ряд важных вопросов остается недостаточно исследованным.


Цель работы - оценить состояние развития туризма в республике Башкортостан и определить пути повышения эффективности управления в этой отрасли.

Задачи для достижения цели поставлены следующие:

1) исследовать сущность и основные направления управления туристическим регионом;

2) исследовать туристический бизнес как фактор экономического развития региона;

3) оценить туристический потенциал республики Башкортостан;

4) проанализировать современное состояние и перспективы развития внутреннего и въездного туризма РБ;

5) определить пути развития туризма в республике Башкортостан.

Объектом исследования является туристическая отрасль республики Башкортостан.

Предмет исследования: туристический потенциал региона и управление его развитием.

Научно-методическая основа работы: законодательные и нормативные акты, регулирующие туристскую отрасль в Российской Федерации, учебные пособия, публикации по исследуемой теме.

Информационная основа работы: данные государственных и региональных статистических служб.

Методы исследования: сбор и обработка информации, анализ, синтез, обобщение.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

ТУРИЗМОМ В РЕГИОНЕ

1.1. Сущность и основные направления управления туризмом в регионе

В настоящее время туристический бизнес развивается в условиях жесткой конкуренции. Глобализация кардинально меняет условия развития туризма за счет мгновенного распространения информации и формирования целых глобальных систем обслуживания туристов. Кроме этого, глобализация ведет к разрушению традиционных государственных административных систем, ослаблению государственного регулирования в пользу экспансии глобальных рыночных сил[8].

Структурно туристическая индустрия охватывает не только туристическую деятельность, но и смежные, тесно связанные виды деятельности (обеспечивающие и вспомогательные) [9].


Управление туристической индустрией в стране осуществляется на различных уровнях. На национальном (макро) уровне это управление осуществляется в рамках государственной политики в сфере туризма, которая во многих странах приобрела самостоятельное значение, включает горизонтальные и отраслевые меры. На региональном (мезо) уровне управление предполагает проведение региональной политики, что дает дополнительные возможности и преимущества[10]. Такая политика может включать широкий набор регулирующих мер и инструментов поддержки, адаптированных к условиям конкретного региона. Акцент на региональную политику (в рамках национальных мер регулирующего и стимулирующего характера) обусловлен существенными различиями регионов в области развития туризма, а также тем, что не у всех регионов есть необходимость в повышенном внимании к туристической сфере[11]. Регионы, где сосредоточены определенные туристические ресурсы, должны иметь возможность самостоятельно моделировать развитие туристической индустрии и проводить необходимые мероприятия по ее развитию. И национальная, и региональная политика включают управление на микроуровне, которое связано с решением проблем предприятий туризма[12].

Отдельно следует выделить вопросы правового обеспечения. В Российской Федерации принят федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», в котором определены основные положения, основы государственного регулирования туристской деятельности, права и обязанности туриста; особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта, нормы относительно объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов; положения относительно туристических ресурсов РФ; нормы по обеспечению безопасности туризма; вопросы финансового обеспечения и развития международного сотрудничества. Этот закон создает основы правового регулирования туризма для достижения поставленных государством целей.

Помимо этого, в правовом плане урегулированы смежные вопросы, в том числе касающиеся охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, сохранения культурного и исторического наследия[13].

Вместе с тем вопросы управления туристической индустрией должны быть определены и на региональном уровне. Они должны быть подкреплены отраслевыми законодательными актами на уровне субъектов Федерации, которые детализируются в конкретных концепциях и программах[14].


В рамках туристической индустрии управленческое влияние охватывает такие составляющие: 1) туристический поток; 2) туристские ресурсы (рекреационные ресурсы, культурно-исторические ресурсы, природно-рекреационные ресурсы, материально-техническое обеспечение, трудовые ресурсы); 3) туристский продукт (в том числе тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, сопутствующие товары); 4) деятельность туроператоров и турагентов; 5) туристическая инфраструктура (рассматривается вместе с ресурсами); 6) специальные технологические и социальные компетенции в сфере туризма. Управление туристической индустрией включает и регулирование рынка туризма (взаимодействие продавцов и потребителей), включая доступ на рынок, качество услуг на основе стандартизации (здесь влияние власти может быть как прямым, так и косвенным)[15].

Управление туристической индустрией в регионе основано на специальной методологии, создаваемой, в том числе локально, с учетом местной специфики. Такое управление обеспечивает комплекс функций, проявляется в ряде форм и охватывает широкий спектр направлений, определяемых по задачам (рис. 1).

Рис. 1. Функции, формы реализации и основные направления управления туристической индустрией региона[16]

Представленный перечень позволяет определить и задействовать широкий спектр методов и инструментов, которые допускает современная система государственного регулирования и предоставляет мировой опыт[17]. Отдельные регионы должны определять для себя приоритеты развития туристической сферы, учитывая свои цели и проблемы[18].

В мировой практике сложилось множество национальных моделей управления индустрией туризма и еще больше моделей региональных. Принципиальным моментом моделей управления являются наличие или отсутствие специального органа и особенности проводимой политики: первая модель – специальный орган управления отсутствует; целенаправленные меры по развитию туристической индустрии не проводятся, процесс происходит естественным путем; могут действовать различные ассоциации; вторая модель – создан специальный орган управления (подчиненный соответствующему национальному органу при наличии такового), который занимается реализацией развития туризма и туристической индустрии; круг задач может быть достаточно широким, степень управленческого воздействия – различной; третья модель – действует многоотраслевой орган, деятельность которого охватывает и индустрию туризма (может выделяться специальное подразделение). При этом каждый регион должен сформировать для себя эффективную модель в рамках государственного подхода, исходя из своих условий и задач[19].


Отдельно следует сказать, что в условиях глобализации на региональном уровне должны расширяться функции, связанные с международным аспектом, в том числе стимулирование притока зарубежных туристов (включает целый комплекс мер); взаимодействие с международными организациями и ассоциациями; содействие включению в глобальные туристические сети; обеспечение международной представленности региона на мировом рынке[20].

Исходя из императивов модернизации и повышения международной конкурентоспособности, значимость которых в условиях глобализации многократно возрастает, на уровне региона должен быть разработан стратегический пакет – долгосрочная программа комплексного развития туристической индустрии. Такая программа является основой стратегического управления, включая следующие вопросы[21]:

1. формулирование целей, согласование стратегических и тактических мер;

2. определение концепции модернизации, направленной на раскрытие специфических преимуществ региона;

3. разработка целостной стратегии управления, включая инвестиционную, инновационную, социальную, маркетинговую, правовую, инфраструктурную, образовательную и другие составляющие;

4. закрепление новых принципов и постулатов, их видения на уровне региона, в том числе касательно минимизации ущерба природным и культурным ресурсам;

5. адаптация к условиям глобализации и использование новых возможностей[22].

За счет стратегического пакета должно быть локально рассмотрено решение всех задач, включая вопросы инвестирования и государственно-частного партнерства. При этом на уровне региона должно быть предусмотрено более тесное взаимодействие с обществом.

Современная парадигма управления туристической индустрией в условиях глобализации должна быть ориентирована на повышение уровня динамизма, диверсификации (насыщенности), устойчивости этой сферы. Исходя из этого, данная парадигма должна предполагать переход к новым, более прогрессивным подходам[23].

1.2. Туристический бизнес как фактор экономического развития

региона

Развитие туризма играет важную роль в решении многих социальных проблем, обеспечивая создание новых рабочих мест, повышение благосостояния страны. Положительной тенденцией также является перераспределение ресурсов между различными странами. Кроме этого, развитие туристического бизнеса оказывает стимулирующее воздействие на различные сектора экономики: сферу услуг, транспорт, связь, торговлю, строительство, пищевую промышленность, производство товаров народного потребления, и конечно, обеспечивает развитие малого бизнеса[24]. В настоящее время в России имеются все возможности для развития сферы туризма и перенаправления туристических потоков из-за рубежа внутрь страны. У России уже имеется опыт по развитию внутреннего туризма, когда по причине дефолта граждане стали путешествовать внутри страны, снизив при этом свои финансовые затраты на отдых[25].