Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Спортивный менеджмент: функции, принципы и методы
1.1 Особенности и функции спортивного менеджмента
1.2 Функциональные разновидности спортивного менеджмента
1.3 Главные принципы спортивного менеджмента
1.4 Методы управления в спортивном менеджменте
2 Современное состояние подготовки спортивных менеджеров в РФ
2.1 Этапы формирования спортивного менеджмента к современному периоду
2.3 Проблемы менеджмента в спортивной индустрии в России и пути его развития
6. Риск-менеджмент. Данный тип менеджмента выделился и оформился в самостоятельный подвид в связи с тем, что достаточно часто во взаимоотношениях разных хозяйствующих субъектов возникали проблемные вопросы, касающиеся рискованных финансовых вложений. Рынок постоянно меняется, он не стоит на месте. Поэтому риск-менеджмент и нацелен на то, чтобы с максимальной точностью спрогнозировать все возможные варианты развития событий, а также эффективно помочь исправить сложившуюся критическую ситуацию.
7. Финансовый менеджмент. Управляет финансовыми потоками и всей хозяйственной деятельностью. Здесь основная задача – грамотно направить и распределить все возможные денежные ресурсы, как внешние, так и внутренние. Менеджеру предстоит непростая задача не только обеспечить организацию постоянным и бесперебойным источником финансирования, но и контролировать движение денежных средств [4].
1.3 Главные принципы спортивного менеджмента
1. Принцип научной обоснованности. За основу в управленческой деятельности берется научный подход. То есть, прежде чем принимать какие-то решения или ставить задачи, спортивный менеджер обязан изучить весь доступный на данный момент научный материал по интересующему его вопросу и уже на основании этого действовать. Считается, что применение передовых знаний на практике значительно повысит итоговый результат работы ФСО. Этот принцип обязателен к исполнению для любого руководителя, но не является приоритетным.
2. Принцип системности. Любая организация, в том числе и спортивная, представляет собой определенную систему, в структуре которой находятся взаимосвязанные элементы, контактирующие не только друг с другом, но и с внешними факторами. Спортивный менеджер, подвергая всестороннему анализу имеющиеся управленческие инструменты, должен так организовать работу, чтобы каждый член коллектива приносил максимум пользы, тогда и общий результат будет на высоте.
3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Разграничение ответственности всегда актуально. В спортивной сфере иерархическая система управления многоступенчата: это федеральные органы власти, муниципальные и органы власти первичного звена (руководители клубов, спортшкол, секций и проч.). Следует различать централизованный и децентрализованный подход. Все решения, касающиеся спорта в целом, менеджер относит к централизованному подходу, все, что имеет отношение к деятельности конкретных ФСО, – децентрализованный подход. То есть федеральный центр весь спектр полномочий по принятию решений предоставляет муниципалитетам и организациям, стоящим на более низкой ступени иерархической лестницы. В своей работе спортивный менеджер учитывает, как и каким образом можно сочетать единовластие и принятие совместного решения. Минусами централизации является отсутствие гибкости и надежности, а вот что касается децентрализации, здесь главным фактором выступает время: решения принимаются долго, так как в их обсуждении участвует большое количество людей.
4. Принцип материального и морального стимулирования. Наверное, как нигде более, в спортивной организации актуален принцип материального стимулирования. Даже людям, не имеющим никакого отношения к спорту, известно, что спортсмены получают различного рода материальные вознаграждения за удачные выступления (квартиры, машины, денежные выплаты), а также правительственные награды и звания. Это очень мощный мотиватор, способствующий достижению высоких результатов, в том числе и на мировой спортивной арене.
5. Принцип оптимизации. Основной смысл данного принципа – достичь максимальных результатов за минимальный срок, используя как можно меньше ресурсов. Любой спортивный менеджер имеет в своем управленческом арсенале необходимые инструменты, помогающие реализовать это правило в работе. Заметим, что данный подход хорош в применении вместе с принципом научной обоснованности.
6. Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности. Этот принцип актуален для любого сотрудника ФСО, в том числе и для менеджера. В его основе лежит обязательное осуществление возложенных рабочих функций с четким выполнением поставленных задач и несением полной ответственности за полученный результат. Применение принципа к руководящему составу происходит более строго. Управленец не должен переносить ответственность на подчиненных или на коллег, он обязан строго соблюдать правило действовать на один уровень вверх или один уровень вниз и не шагать «через голову». Если спортивный менеджер является сторонником демократичного стиля руководства, то в организации могут появляться коллегиальные органы управления.
7. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления. Правило обусловлено законодательством РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ о нахождении в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации вопросов физической культуры и спорта отраслевое и территориальное управление находятся на одной ступени значимости.
8. Принцип правовой защищенности управленческих решений. Принцип заключается в том, что всю свою работу спортивный менеджер должен соотносить с российским законодательством, которое гарантирует не только правовое обеспечение функционирования ФСО, но и осуществляет контроль за их деятельностью.
9. Принцип учета спортивных интересов населения. Люди, ведущие здоровый образ жизни, являются потенциальными потребителями спортивных услуг. Задача менеджера – привлечь как можно больше населения к занятию спортом, для чего необходимо систематически изучать их потребности и желания. В своей работе следует учитывать не только социальные и гендерные аспекты, но возрастные и даже конфессиональные.
10. Принцип государственной поддержки развития физической культуры и спорта. Пожалуй, самый основной из всех представленных принципов, так как закреплен на высшем государственном уровне. В Конституции Российской Федерации говорится о том, что поощряется любая деятельность, направленная на укрепление здоровья граждан и развитие физической культуры и спорта, а закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» уточняет, что именно государство занимается обеспечением развития этого направления в стране и поддерживает физкультурное, олимпийское и параолимпийское движение [1].
1.4 Методы управления в спортивном менеджменте
Методы управления в ФСО – это такие способы воздействия на сотрудников, которые должны приводить к тому или иному результату, запланированному спортивным менеджером [9].
В зависимости от сложившихся отношений между сотрудниками методы имеют свою собственную классификацию:
Организационные методы. Прежде чем приступить к реализации той или иной деятельности, необходимо подготовиться. В частности, определиться с задачами и целями, выявить основных действующих лиц, согласовать проекты и проч. Проще говоря, менеджер определяет технологию и вектор действий, поэтому данный способ является пассивным и создает основу для прочих.
Административные методы (методы властной мотивации). Разница с предыдущими заключается в том, что эти методы воздействуют непосредственно на работников ФСО. Менеджер ставит задачи и отвечает за конечный результат, а в обязанности членов коллектива входит выполнение законных требований своего руководителя [2].
Экономические методы:
- метод дифференцированной заработной платы работникам ФСО;
- нормативно-экономический метод управления заключается в определении конкретных норм денежных трат на различные виды спортивной работы, утверждение табеля обеспечения спортсменов одеждой, обувью и т. д.;
- метод прямого целевого финансирования предусматривает поступление средств из федерального бюджета: спортивных объектов и ФСО федерального значения;
- работ, имеющих научно-исследовательский характер в области ФКиС в соответствии с федеральной программой;
- подготовки и участия в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России [8].
Социально-психологические методы. Они имеют свое воздействие на формирование климата внутри организации, среди сотрудников. Это немаловажный аспект, ведь, если в коллективе нет проблем и конфликтов, а коммуникативные связи отлично налажены, работа станет результативнее. К социально-психологическим методам обычно относят: общие: деловая беседа, совещание, метод приучения, метод упражнения; созидающие и тормозящие методы управления: убеждение, одобрение и поощрение, осуждение и наказание.
Под методами управления понимаются способы достижения различных целей, стоящих перед спортивным менеджером. Талант руководителя как раз и заключается в том, чтобы из многообразия имеющихся инструментов он смог найти наиболее действенный и результативный [6].
Выбор способа управления осуществляется под влиянием определенных условий, в том числе зависит от:
- целей и задач, стоящих перед ФСО;
- характеристик объекта управления (потенциальный и реальный контингент занимающихся);
- особенностей субъекта управления (личный опыт менеджера, статус ФСО);
- характера сложившейся управленческой ситуации;
- профессиональных инструментов, которыми обладает спортивный менеджер в своей работе [11].
Чтобы стать действительно хорошим управленцем, спортивный менеджер обязан постоянно совершенствовать себя, самообразовываться, быть внимательным к мелочам, работоспособным и легкообучаемым, быстро приспосабливаться к ситуации и иметь в арсенале множество вариантов для эффективной реализации целей и задач.
2 Современное состояние подготовки спортивных менеджеров в РФ
2.1 Этапы формирования спортивного менеджмента к современному периоду
В истории развития управления физической культурой и спортом в России представляется обоснованным выделять три периода: начальный, советский и современный, постсоциалистический. Отметим тезисно основные черты каждого из них.
1. Начальный этап, охватывающий период от зарождения первых в России организаций физкультурно-спортивной направленности и вплоть до социалистического переворота. Основными событиями этого периода стало образование: «Гражданского Невского Флота» и утверждение Петром I регламента его деятельности – 1718 г.; школы плавания на Неве – 1827 г.; Русского гимнастического общества в Москве – 1882 г.; Российского олимпийского комитета во главе со Срезневским В.И. – 1911 г.
И, наконец, решением царя в 1913 г. учреждается «Канцелярии Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи» – первый в истории России общероссийский орган государственного управления физической культурой. Канцелярию возглавил генерал В.Н. Воейков. Канцелярия Главнонаблюдающего была организатором первой (Киев 1913 г.) и второй (Рига 1914 г.) Всероссийских олимпиад.
Исторические факты свидетельствуют, что в досоциалистический период были заложены организационные основы управления физической культурой и спортом. Организационная структура управления физической культурой и спортом в досоциалистической России имела мозаичный характер и включала в себя общегосударственный орган управления, Российский олимпийский комитет и около 1000 спортивно-гимнастических обществ, спортивных клубов, школ и т.п., каждое из которых организовывало занятия одним или несколькими видами спорта.
2. Советский период, когда была создана единая централизованная административно-командная система государственного планового управления физической культурой и спортом в стране. Ее основные черты:
- наличие в качестве институциональной основы системы государственных органов управления физической культурой и спортом и учреждений по подготовке спортивного резерва;
- ключевое место в этой системе занимал Госкомспорт СССР как высший государственный орган специальной компетенции;
- централизованное финансирование и лимитированное обеспечение спортивных организаций спортивным инвентарем и спортивными товарами;
- псевдолюбительство в спорте (скрытый профессионализм); наличие эффективной системы ДФСО;
- создание эффективной многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуры и спорту.
В советский период были сформированы научные основы управления физической культурой и спортом, закрепленные в соответствующем учебном курсе, включенном в учебные планы физкультурных вузов и техникумов в качестве обязательного предмета; систематически издавались учебные пособия и учебники. Первым изданием в России в рассматриваемой области науки было учебное пособие доцента А.А. Афанасьева «Организация физической культуры в СССР» (1952 г.), предназначенное для физкультурных вузов. В этот период сформировалось три центра НИР по проблемам управления – во ВНИИФК, в ГЦОЛИФКе и ГДОИФКе им. П.Ф.Лесгафта.
3. Современный период, характеризующийся ослаблением государственной формы централизованного управления физической культурой и спортом. Его основные черты: