Файл: Обзор деятельности шрифтового дизайнера Пауля Реннера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная тема носит актуальный характер в современном мире. Геометрические гротески, которые создал Пауль Реннер активно используются в рекламе и графическом дизайне в целом.

Исследованию этой темы посвящено множество работ. Однако, до конца эта тема глубоко не раскрыта, поэтому с одной стороны, актуальность данной работы обусловлена, огромным интересом к вопросу шрифтового насыщения в современном графическом дизайне, с другой стороны, широким применением гротесков, в том числе геометрических, в современной типографике в различных областях. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Необходимо выяснить как шрифт Futura менялся на протяжении времени и его сочетание с другими шрифтами.

Предмет исследования: детальный разбор и применение шрифта Пауля Реннера в полиграфии.

Объект исследования: современное применение шрифта Futura в полиграфии.

Цель работы: изучение истории создания шрифта Futura и современное применение.

Я поставила для себя определенные задачи.

1.Изучитть историю шрифта Futura

2.Выяснить какие особенности есть у данного шрифта.

3.Рассмотреть обзор современных шрифтов, созданных на основе данного шрифта

4.Рассмотреть, как шрифт Futura сочетается с другими шрифтами.

5.Описать применение шрифта Futura в печатной продукции.

Методы исследования: в ходе данной работы, мною были использованы методы анализа и изучение данной литературы.

Глава 1. БИОГРАФИЯ ПАУЛЯ РЕННЕРА

Пауль Реннер (рис1.) появился на свет (9 августа 1878 — 25 апреля 1956) в Пруссии. Обучался в гимназии, где получил строгое протестантское воспитание. Большое внимание его учителя обращали на выработку таких «немецких» качеств, как чувство лидерства, долга, ответственности. Изучал живопись в Берлине и Мюнхене. В 1910 году вступил в Немецкий Веркбунд. С 1925-го по 1926 г. преподавал рекламную графику и типографику во Франкфуртской школе искусств. В 1927 году занял место в дирекции мюнхенской ремесленной школы книгопечатников.

Рис.1. Пауль Реннер

1.1 Творчество Пауля Реннера.


Взрослый Реннер с подозрением относился к абстрактному искусству, он не любил джаз, кино и современные танцы. Однако восхищался функциональными чертами модернизма. Таким образом, деятельность Пауля Реннера можно рассматривать как мост между традиционным (XIX век) и современным (XX век). Так, он пробовал объединить готический и антиквенный шрифты.

Реннер был видным членом Немецкой Рабочей Федерации. Два его основных текста - "типография как искусство"(рис.2) и "искусство типографии"(рис.2). Он создал новый набор рекомендаций для хорошего дизайна книг и изобрел популярную Futura, геометрический шрифт без засечек, он использволся многими типографами на протяжении 20-го века и продолжает использоваться и в наше время.

Современный шрифт «Architype Renner» основан на ранних реннеровских опытах с геометрическими формами букв «Futura», большинство из которых не были использованы в окончательной версии шрифта. В 1994 году вышел шрифт «Tasse», основанный на реннеровском шрифте 1953 года «Steile Futura».

Рис.2. Книга типография как искусство

Реннер был другом выдающегося немецкого типографа Яна Чихольда и ключевым участником горячих идеологических и художественных дебатов того времени. Пауль Реннер изучал архитектуру и живопись в Берлине, Мюнхене и Карлсруэ, затем работал художником в Мюнхене. 1907-1917 годах ассистент по производству и менеджер по презентации для Georg Müller Verlag в Мюнхене. В 1911 году соучредитель частной школы иллюстрации в Мюнхене. В 1925-1926 годах руководитель коммерческого искусства и типографики отдела Франкфурте художественная школа. В 1926 году директор мюнхенской школы графства Беруфшулен, а в 1927 году занял место в дирекции мюнхенской ремесленной школы книгопечатников.

Еще до 1932 года Пауль Реннер заявил о своем несогласии с нацистами в книге «Культурный большевизм?». Ему не удалось найти немецкого издателя, и книгу выпустил швейцарский друг Реннера Ойген Рентш. Вскоре после выхода она была изъята из немецких магазинов. Новое издание вышло только в 2003 году. После прихода нацистов к власти в марте 1933 года Пауль Реннер был арестован и смещен со своего поста в Мюнхене. В мае 1933 года он эмигрировал в Швейцарию. Вскоре после публикации книги она была изъята с немецкого книжного рынка, пока Фотомеханическая перепечатка не была выпущена в 2003 году издательством «Stroemfeld», Франкфурт-на-Майне (Базель). Новое издание включало комментарии Роланда Ройса и Питера Стэнгла.


В 1933 году Реннер был представителем германского Рейха, он отвечал за проектирование немецкой секции на Триеннале в Милане. Получил Гран-При Триеннале. В 1933 году был отстранен от преподавания. Пауль Реннер работал художником с 1934 года. Писал на тему, относящуюся к типографии, надписи, графики и цветовых исследований. Шрифты (рис3): шрифт Futura (1928), Futura черный (1929), Futura Лихт (1932), Futura Schlagzeile (1932), Баллада (1937), Реннер Антиква (1939), Steile Futura (1954)

Издания Пауля Реннера:" типография как искусство", Мюнхен 1922; " Культурный большевизм», Цюрих 1932 год; "Искусство Книгопечатания“, Берлин 1948 год;” Современная книга“, Линдау, 1946 год;” От тайны воображения", Франкфурт 1955 год.

Рис.3. Шрифт Futura

1.2 История шрифта Futura

Мода тех лет была вдохновлена голландским движением Де Стейль и русским конструктивизмом, равно как и школой дизайна Баухауз в Дессау с её девизом «форма определяется функцией», европейские дизайнеры эксплуатировали элементарную геометрию на протяжении 20-х годов. Шрифт Futura отражает эту страсть. Пауль Реннер внедрил элементарные графические формы в шрифтовой дизайн, конструируя Futura с помощью циркуля, треугольника и линейки. По его замыслу Futura должна была стать «шрифтом нашей эпохи». Само название гарнитуры предполагало, что это шрифт будущего.

Однако, успех этого шрифта во многом обусловлен тем, что идея геометрического построения символов не доведена в ней до нонсенса. Обычно конструкция букв включает в себя однотипные повторяющиеся элементы: перекладины, засечки, каплевидные, пламевидные элементы, овалы, полуовалы. Характерное очертание этих элементов позволяет выделить конкретный шрифт из ряда похожих. У Futura эти элементы были максимально приближены к своим геометрическим прообразам — буква «о» близка к правильной окружности. Современники отмечали в Futura сочетание абстрактной геометрической жесткости с благородным классическим изяществом, «внеисторическое конструктивное решение, которое производит впечатление необыкновенной чистоты и благородства». С течением времени Futura её герметичность ещё более смягчилась в пользу привычного, традиционного рисунка.

Первоначальная концепция Реннера была совершенно абстрактной. Пробные варианты нового шрифта появились осенью 1915 года. ими печатались пригласительные билеты, они демонстрировались в школе искусств Франкфурта-на-Майне. Многие буквы, особенно строчные, ещё имели тогда нарочитый, неестественный вид. В целом шрифт вышел кричащим, рекламным, в текстовом наборе раздражал глаз.


К моменту первого выхода Futura на шрифтовой рынок, Реннер создал альтернативные варианты спорных букв, близкие к тем, которые входят в современные шрифты семейства Futura. В 1917 году Futura в значительно доработанном виде была опубликована в каталоге фирмы Бауэр. В начале гарнитура имела шесть начертаний разной степени насыщенности и три узких начертания и одно с внутренним просветом. Затем количество начертаний было увеличено: появились наклонные и декоративные. С 1918 по 1956 год Futura подвергалась изменениям. Необходимо отметить, что Реннер до последних дней жизни совершенствовал свой шрифт. Шрифты Реннера: Плак (1918 г.) — гротеск. Баллада (1917 г.) — готический шрифт. Реннер-антиква (1919 г.) — оригинальная небезуспешная попытка создать антиквенный шрифт в стиле готического. Страница, набранная Реннер-антиквой, выглядит совсем как страница, выполненная шрифтом средневековых книг — текстурой.

Геометрические гротески пользовались популярностью вплоть до 60-х годов XX столетия, когда стали доминировать новые гротески, такие, как Helvetica и Univers. Но сегодня Futura снова любима графическими дизайнерами за ее суровую геометрию и простоту форм.

1.3 Современное применение шрифта Futura

Как и все геометрические гротески, Futura в своих начертаниях не имеет контраста. Число элементов, составляющих рисунок каждой литеры, сведено к минимуму. Очевидно, что буква «o» в геометрическом шрифте должна представлять собой просто окружность, если, конечно, за основу шрифта не взят квадрат. Конструирование других знаков, например, строчных, «а» или «g» ставит несколько более сложную художественную задачу. Для Futura строчные символы, а, b, d, p, q нарисованы путем элементарного прибавления прямой вертикальной стойки к окружности. Буква «t» составлена из двух перпендикулярных стоек, а нижний выносной элемент «j» не имеет закругления. У прописной «G» нет нижнего вертикального штриха, а «Q» является правильной окружностью, пересеченной диагональным штрихом. Однако самом деле Futura не содержит ни одной безупречной окружности, и её штрихи далеко не всегда имеют равную толщину, иначе шрифт был бы совершенно нечитаемым. Вертикальные штрихи несколько толще горизонтальных именно затем, чтобы выглядеть равной с ними толщины; тот же эффект учтён в контурах буквы «о» и других окружностей. Стоит обратить внимание на способы соединения элементов, компенсирующие нежелательные визуальные эффекты и делающие шрифт более ровным по цвету.


Некоторые исследователи видят в оригинальной Futura особенности, указывающие на её немецкое происхождение. То обстоятельство, что верхние выносные элементы строчных символов спроектированы выше прописных, приближает Futura к старостильным антиквам и улучшает вид текста на любом языке. С другой стороны, это особенно важно для немецкого, изобилующего прописными буквами. У шрифта вертикально обрезанные концы буквы «с» — это связано с тем, что в немецких словах чаще всего следуют «h» или «k».

Названные черты сохранились и в кириллических версиях Futura. Futura и множество других геометрических гротесковых шрифтов были всеобщей любовью в конце 20-х и в 30-е годы и трактовались, как выражение современности и индустриальной культуры. Каждая компания-производитель шрифтов стремилась как можно скорее выпустить на рынок свой шрифт подобного рисунка: Эрбар (Erbar) 1912-1910 гг. Якоба Эрбара, Кабель (Kabel) 1917-1929 гг. Рудольфа Коха, Метро (Metro) 1919-1930 гг. Уильяма Двиггинса, Темпо (Tempo) 1910-1954 гг. Хантера Миддлтона и Спартан (Spartan) 1951-1954 Сола Хесса.

По-разному складывались судьбы геометрических шрифтов — современников Futura. Наиболее спокойный, не столь радикальный в своих формах, Эрбар представляет собой отличный шрифт для набора текстов, тогда как Futura находится где-то на грани между текстовыми и акцидентными шрифтами.

В Futura Реннера нет ужасных угловатых краев, которые есть в Кабеле, и которые делают край полосы набора рваным и весьма малоприятным на вид. В отличие от Реннера автор Кабеля Кох широко известен и как мастер каллиграфии: в рисунках Кабеля просматривается глубокое понимание законов построения рукописного шрифта и — совершенно сознательный отход от этих законов. Он сделал броский, отталкивающий шрифт, который вряд ли с чем-то будет сочетаться на полосе любого издания. Это особый инструмент пытки читателя, созданный в чисто немецком стиле.

Некоторые варианты Futura отечественных фирм. Правами собственности на рисунок и название шрифта Futura обладает фирма Fundicion Tipografica Neufville (Барселона) — правопреемник уже не существующей фирмы Бауэр.

В конце 80-х годов, после распространения в России персональных компьютеров и настольных издательских систем, у нас появилось много разных кириллических вариантов Futura. Часто они носили довольно странные названия: Fortuna, Fatum, Favorit, Frusta, FutMee, Futuris, GlasnostFWF, Model и др. Безусловно, все они были нелегальными, то есть кириллическое расширение было сделано без ведома и разрешения законного

правообладателя. Только в 1995 году по договору с фирмой Neufville (теперь BauerTypes, S.L.) в фирме ParaGraph была разработана первая легальная цифровая кириллическая версия Futura в 8 начертаниях – NV Futura (дизайнер Владимир Ефимов).