Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Связи между внебюджетными фондами
Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
Порядок составления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
Основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов
Характеристика Пенсионного фонда
Глава 2. Анализ особенностей внебюджетных фондов на примере фонда социального страхования
2.2 Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
Введение
В цивилизованной рыночной экономике правительство должно оберегать людей от неблагоприятных общественных результатов рыночной экономики, от общественных рисков, связанных с потерей работы, дохода и трудоспособности. Важными социальными правами человека являются право на жизнь, на общественное обеспечивание, защиту от отсутствия работы, врачебную и социальную поддержка и др. Внебюджетные фонды могут помочь улаживать вставшие перед экономикой вопросы обеспечения взлета производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений. Для решения данных вопросов необходимы значительные денежные ресурсы. Целесообразной считается их сосредоточение на муниципальном (региональном) уровне, потому что предлагаемые события отвечают совокупным социально-экономическим, межотраслевым, межреспубликанским и иным региональным заинтересованностям. В числе них основное место занимают общественные фонды. Специфичность данных фондов - точное укрепление за ними прибыльных источников и жесткое целевое внедрение их средств. Появление внебюджетных муниципальных фондов связано со особыми обликами затрат правительства.
Этим и обоснована актуальность избранной темы.
Цель исследования: Обсуждение порядка и источников формирования бюджетов муниципальных внебюджетных фондов.
Кроме того, авторы всех учебников сходятся во мнении, что важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства и создание именно таких фондов позволит преодолеть остаточный принцип финансирования многих важных отраслей, таких как здравоохранение или пенсионная система.
Объект исследования: внебюджетные фонды
Задачи:
- Рассмотрение понятие внебюджетных фондов;
- Рассмотреть источники формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- Ознакомление с деятельностью государственных внебюджетных фондов;
- Рассмотреть направления использования финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов;
- Рассмотрение деятельности фонда социального страхования РФ.
Глава 1 Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.
Посредством сотворения внебюджетных фондов разного значения государством привлекаются важные ресурсы для финансирования целевых событий за счет особых отчислений и иных источников.
Порядок образования и применения данных фондов регламентируется денежным правом. В зависимости от целевого предназначения на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.
С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи:
-
- Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
- Расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.
Возникновение внебюджетных фондов случилось задолго до появления единственного центрального валютного фонда страны - бюджета - в облике особых фондов и особенных счетов. С расширением деятельности правительство нуждалось в свежих затратах. Средства для их покрытия централизовались в особенных фондах и предназначались для особых целей. Они носили, как правило, кратковременный характер. С выполнением государством намеченных событий и отменой их финансирования эти фонды прекращали свое жизнь. В связи с этим численность особых фондов всегда изменялась: одни появлялись, иные аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фондов.[5]
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других - недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным для исполнения.[6]
Выделение внебюджетных фондов обосновано несколькими причинами:
- Необходимое выделение особых валютных ресурсов с целью их более действенного и строго целевого производства;
- Необходимое определение особенных и в тоже время стойких денежных источников для удовлетворения особенных потребностей страны;
- Необходимость в исследовании добавочных средств для удовлетворения социальных потребностей, которые не могут быть в полном размере профинансированы из бюджета , но которые считаются основами расширения сферы работы правительства в области военных затрат, научных изучений, общественных выплат населению и т.п.[7]
У внебюджетных фондов существует ряд особенностей:[7][8]
- Планы бюджетов государственных внебюджетных фондов даются в одно и тоже время с планом надлежащих бюджетов на еще один экономический год;
- Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов в одно и тоже время с принятием федерального закона о федеральном бюджете на еще один экономический год;
- Страховые взносы в фонды и отношения, образующиеся при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов ставятся государством и считаются неотклонимыми;
- Страховые взносы в фонды и правоотношения, образующиеся при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они ставятся государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;
- Доходы государственных внебюджетных фондов складываются за счет неотъемлемых отчислений, а еще добровольческих взносов физических и юридических лиц;
- Внебюджетные фонды вводятся органами государственной власти и имеют строго целевую направленность. Их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами;
- Из фондов могут осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ;
- Денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- Расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда).
В связи с этим, внебюджетные фонды дают возможность:
- Влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
- Обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- Предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства;
- Оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом.
Создание внебюджетных фондов происходит на базе соответствующих актов высших органов власти, в котором регламентируются принципы функционирования.[9]
В современных условия происходит повышение значимости внебюджетных фондов ,из-за ряда причин , а это:
- У органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и экономической помощи предпринимательства, тем более в критериях нестабильной экономики;
- Внебюджетные фонды могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита, при активном сальдо.
Сейчас действуют следующие основные виды внебюджетные фондов:
- Пенсионный фонд;
- Фонд социального страхования;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
ПФ считается самостоятельным финансово-кредитным учреждением и был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.[1]
Бюджет ПФ строится за счёт:
- Страховых взносов;
- Средств федерального бюджета;
- Сумм пеней и иных финансовых санкций;
- Доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- Других источников, не запрещенных законодательством РФ.
Средства ПФ являются собственностью федерации, они не входят в состав других бюджетов и не подлежат изъятию.
Существует два вида ПФ, это:
- Государственный пенсионный фонд;
- Негосударственный пенсионный фонд.
Государственный ПФ- это самостоятельное финансово - кредитное учреждение для государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
У государственного ПФ существует несколько особенностей, это:
- Оснащён публично – властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию;
- Владеет собственным бюджетом;
- Владеет специальной правоспособностью;
- Исполняет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования;
- Исполняет персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. [10]
Негосударственный ПФ- акционерное общество, исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение.
У негосударственного ПФ существует два вида деятельности, которые он исполняет:
- Деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению граждан;
- Деятельностью в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Существует еще и третий вид деятельности:
- Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.[10]
Но эти видом деятельности они занимаются редко, т.к. правовая база по созданию профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации еще в недостаточной степени разработана.
Каждый из видов деятельности негосударственный пенсионный фонд может осуществлять в отдельности, вне зависимости от того, осуществляются ли им остальные два.
Фонд социального страхования является вторым по объему собираемых средств государственным внебюджетным фондом. Был создан для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Основными задачами фонда являются:
- Обеспечение пособий;
- Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- Осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
- Частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;
- Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- Организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Источниками формирования фонда являются:
- Добровольные взносы физических и юридических лиц;
- Страховые взносы работодателей и лиц занимающихся индивидуальной страховой деятельностью;
- Доходы от инвестирования фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
- Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий.[2]
Фонд обязательного медицинского страхования нацелен на повышение интереса и ответственности как застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. Средства Фонда направлены на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, и на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели. Формирование фонда происходит за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований.