Файл: Источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов и направление их использования.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Связи между внебюджетными фондами
1.3 Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
1.4 Порядок составления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
1.5 Основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов
Глава 2. Анализ особенностей внебюджетных фондов на примере фонда социального страхования
2.2 Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
Введение
В цивилизованной рыночной экономике правительство должно оберегать людей от неблагоприятных общественных результатов рыночной экономики, от общественных рисков, связанных с потерей работы, дохода и трудоспособности. Важными социальными правами человека являются право на жизнь, на общественное обеспечивание, защиту от отсутствия работы, врачебную и социальную поддержка и др. Внебюджетные фонды могут помочь улаживать вставшие перед экономикой вопросы обеспечения взлета производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений. Для решения данных вопросов необходимы значительные денежные ресурсы. Целесообразной считается их сосредоточение на муниципальном (региональном) уровне, потому что предлагаемые события отвечают совокупным социально-экономическим, межотраслевым, межреспубликанским и иным региональным заинтересованностям. В числе них основное место занимают общественные фонды. Специфичность данных фондов - точное укрепление за ними прибыльных источников и жесткое целевое внедрение их средств. Появление внебюджетных муниципальных фондов связано со особыми обликами затрат правительства.
Этим и обоснована актуальность избранной темы.
Цель исследования: Обсуждение порядка и источников формирования бюджетов муниципальных внебюджетных фондов.
Кроме того, авторы всех учебников сходятся во мнении, что важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства и создание именно таких фондов позволит преодолеть остаточный принцип финансирования многих важных отраслей, таких как здравоохранение или пенсионная система.
Объект исследования: внебюджетные фонды
Задачи:
- Рассмотрение понятие внебюджетных фондов;
- Рассмотреть источники формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- Ознакомление с деятельностью государственных внебюджетных фондов;
- Рассмотреть направления использования финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов;
- Рассмотрение деятельности фонда социального страхования РФ.
Глава 1 Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.
Посредством сотворения внебюджетных фондов разного значения государством привлекаются важные ресурсы для финансирования целевых событий за счет особых отчислений и иных источников.
Порядок образования и применения данных фондов регламентируется денежным правом. В зависимости от целевого предназначения на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.
С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи:
-
- Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
- Расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.
Возникновение внебюджетных фондов случилось задолго до появления единственного центрального валютного фонда страны - бюджета - в облике особых фондов и особенных счетов. С расширением деятельности правительство нуждалось в свежих затратах. Средства для их покрытия централизовались в особенных фондах и предназначались для особых целей. Они носили, как правило, кратковременный характер. С выполнением государством намеченных событий и отменой их финансирования эти фонды прекращали свое жизнь. В связи с этим численность особых фондов всегда изменялась: одни появлялись, иные аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фондов.[5]
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других - недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным для исполнения.[6]
Выделение внебюджетных фондов обосновано несколькими причинами:
- Необходимое выделение особых валютных ресурсов с целью их более действенного и строго целевого производства;
- Необходимое определение особенных и в тоже время стойких денежных источников для удовлетворения особенных потребностей страны;
- Необходимость в исследовании добавочных средств для удовлетворения социальных потребностей, которые не могут быть в полном размере профинансированы из бюджета , но которые считаются основами расширения сферы работы правительства в области военных затрат, научных изучений, общественных выплат населению и т.п.[7]
У внебюджетных фондов существует ряд особенностей:[7][8]
- Планы бюджетов государственных внебюджетных фондов даются в одно и тоже время с планом надлежащих бюджетов на еще один экономический год;
- Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов в одно и тоже время с принятием федерального закона о федеральном бюджете на еще один экономический год;
- Страховые взносы в фонды и отношения, образующиеся при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов ставятся государством и считаются неотклонимыми;
- Страховые взносы в фонды и правоотношения, образующиеся при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они ставятся государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;
- Доходы государственных внебюджетных фондов складываются за счет неотъемлемых отчислений, а еще добровольческих взносов физических и юридических лиц;
- Внебюджетные фонды вводятся органами государственной власти и имеют строго целевую направленность. Их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами;
- Из фондов могут осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ;
- Денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- Расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда).
В связи с этим, внебюджетные фонды дают возможность:
- Влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
- Обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- Предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства;
- Оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом.
Создание внебюджетных фондов происходит на базе соответствующих актов высших органов власти, в котором регламентируются принципы функционирования.[9]
В современных условия происходит повышение значимости внебюджетных фондов ,из-за ряда причин , а это:
- У органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и экономической помощи предпринимательства, тем более в критериях нестабильной экономики;
- Внебюджетные фонды могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита, при активном сальдо.
Сейчас действуют следующие основные виды внебюджетные фондов:
- Пенсионный фонд;
- Фонд социального страхования;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
ПФ считается самостоятельным финансово-кредитным учреждением и был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.[1]
Бюджет ПФ строится за счёт:
- Страховых взносов;
- Средств федерального бюджета;
- Сумм пеней и иных финансовых санкций;
- Доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- Других источников, не запрещенных законодательством РФ.
Средства ПФ являются собственностью федерации, они не входят в состав других бюджетов и не подлежат изъятию.
Существует два вида ПФ, это:
- Государственный пенсионный фонд;
- Негосударственный пенсионный фонд.
Государственный ПФ- это самостоятельное финансово - кредитное учреждение для государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
У государственного ПФ существует несколько особенностей, это:
- Оснащён публично – властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию;
- Владеет собственным бюджетом;
- Владеет специальной правоспособностью;
- Исполняет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования;
- Исполняет персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. [10]
Негосударственный ПФ- акционерное общество, исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение.
У негосударственного ПФ существует два вида деятельности, которые он исполняет:
- Деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению граждан;
- Деятельностью в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Существует еще и третий вид деятельности:
- Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.[10]
Но эти видом деятельности они занимаются редко, т.к. правовая база по созданию профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации еще в недостаточной степени разработана.
Каждый из видов деятельности негосударственный пенсионный фонд может осуществлять в отдельности, вне зависимости от того, осуществляются ли им остальные два.
Фонд социального страхования является вторым по объему собираемых средств государственным внебюджетным фондом. Был создан для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Основными задачами фонда являются:
- Обеспечение пособий;
- Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- Осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
- Частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;
- Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- Организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Источниками формирования фонда являются:
- Добровольные взносы физических и юридических лиц;
- Страховые взносы работодателей и лиц занимающихся индивидуальной страховой деятельностью;
- Доходы от инвестирования фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
- Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий.[2]
Фонд обязательного медицинского страхования нацелен на повышение интереса и ответственности как застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. Средства Фонда направлены на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, и на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели. Формирование фонда происходит за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований.