Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Связи между внебюджетными фондами
Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
Порядок составления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
Основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов
Характеристика Пенсионного фонда
Глава 2. Анализ особенностей внебюджетных фондов на примере фонда социального страхования
2.2 Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
В соответствии с п.1 ст.146 Бюджетного кодекса РФ , в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации входят :
- Неналоговые доходы .
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ;
- Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц . уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации ;
- Взносы по дополнительному тарифу для работодателей - организаций использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации ;
- Недоимки , пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации ;
- Доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации ;
- штрафы , санкции , суммы , поступающие в результате возмещения ущерба ;
- Безвозмездные поступления;
- Межбюджетные трансферты из федерального бюджета , передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации ;
- Безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов ,
- Взносы , уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций ;
- Недоимки , пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в Пенсионный фонд Российской Федерации ;
- Прочие поступления [1] .
Бюджет ПФ РФ и отчет об исполнении бюджета ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ .Соответствующие законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ [ 19] .Денежные средства фонда направляются на следующие цели:
- Выплату трудовых пенсий , в том числе гражданам , выезжающим за пределы РФ ;
- Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам; осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами ;
- Повышение пенсии участникам Великой Отечественной Воины ;
- Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет ;
- Социальную помощь престарелым и нетрудоспособным ;
- Выплату ритуальных пособий ;
- Финансирование текущей деятельности Фонда и его органов [17]
Наибольший удельный вес в расходах ПФ РФ занимают выплаты государственных пенсий и пособий. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам , их семьям , социальных пенсий , социальных пособий на погребение умерших пенсионеров , не работавших надень смерти ; расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан , пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , а также в результате других радиационных и техногенных катастроф , расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих ; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам , выехавшим на постоянное место жительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий [ 19] .
Плательщиками страховых взносов в фонд являются : юридические лица и индивидуальные предприниматели , занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие единый налог , взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения .
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда , по всем основаниям , из которых исчисляется пенсия , в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов , которые банком перечисляются на расчетный счет фонда .
Дополнительным по отношению к государственному является негосударственное пенсионное обеспечение , которое может осуществляться в формах :
- Дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий , отраслей экономики или территорий ;
- Личного пенсионного страхования граждан , осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение [17]
Негосударственный пенсионный Фонд ( НПФ ) -особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения , исключительными видами деятельности которой являются :
- Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения ;
- Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионного страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167 - ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации " и договорами об обязательном пенсионном страховании ;
- Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем [19]
Функциями негосударственного фонда являются :
- Аккумулирование пенсионных взносов;
- Размещение пенсионных резервов ;
- Учет пенсионных обязательств;
- Выплата негосударственных пенсий только участникам фонда [17]
Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица . В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию.
Негосударственный пенсионный фонд:
- Разрабатывает условия пенсионного обеспечения участников фонда;
- Заключает пенсионные договоры ;
- Организует прием денежных средств каждого из участников фонда ;
- Ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты ;
- Производит выплаты негосударственных пенсий;
- Осуществляет контроль за своевременным поступлением средств в фонд и их распределением в соответствии с положением о фонде.
Негосударственный пенсионный фонд осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего фондом , который обеспечивает возврат переданных фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с положением о фонде.
Система пенсионного обеспечения представляет собой цепочку звеньев - от назначения до выплаты пенсий . Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты, а финансирование выплат пенсий возлагается на органы пенсионного фонда . Цепь назначения и выдачи пенсий включает следующие звенья : управление социальной защиты населения субъекта РФ , районный орган социальной защиты; региональное отделение пенсионного фонда ; банк , пенсионер [17]
Глава 2. Анализ особенностей внебюджетных фондов на примере фонда социального страхования
2.1 Анализ ФСС за 2010-2012г.
Вопросы формирования социальной политики находятся в центре внимания общества, правительственных структур и экспертных групп. Значимость социальной политики практически всегда переводит обсуждение ее ключевых направлений в русло общественно-политической дискуссии. Особенно это заметно в предвыборный период. Одновременно с этим чувствуется явный недостаток прикладных исследований, освещающих возможные экономические последствия текущей социальной политики.
Варианты изменения ставок. Рассматриваются три варианта изменения системы взносов.
1.- система ставок 2011 г.; этот вариант соответствует действующему законодательству.
2.- система ставок 2010 г. (с индексацией предельной базы для начисления взносов); при этом варианте нагрузка страховыми взносами будет примерно равна уровню прошлого года.
3.- основная ставка равна 28% до достижения годовой зарплатой значения 1,5 млн.руб. и 5% - свыше этой суммы (с сохранением системы льготных ставок, соответствующей 2010 г.). Ставка для взносов в Пенсионный фонд России равна 20% до достижения годовой зарплатой 1,5 млн.руб.
Эффективные ставки страховых взносов. Чтобы понимать, насколько в действительности изменилась нагрузка на бизнес, связанная с уплатой страховых взносов, необходимо знать значения не номинальной, а эффективной ставки - отношения платежей к базе для начисления взносов.
В 2011 г. эффективная ставка страховых взносов составляла 27,3% против 19,3% в 2010 г. Тем не менее она не превзошла значений, зафиксированных в 2001-2004 гг. - 29-31%. При сохранении системы ставок, действующей в данном году, эффективная ставка в 2012 г. будет равна 27,4%.
Таблица 2.1. Система ставок страховых взносов в 2010-2012 гг.
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|||
Величина порога регрессии, тыс.руб. |
415 |
463 |
463*x |
463*x |
1500 |
Ставка для первого межпорогового интервала, процентов |
26 |
34 |
34 |
26 |
28 |
в Пенсионный фонд России |
20 |
26 |
26 |
20 |
20 |
Ставка для второго межпорогового интервала, процентов |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Х - индекс роста средней начисленной заработной платы в 2011 г.
Таблица 2.2. Эффективные ставки страховых взносов, процентов
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|||
Всего |
19,3 |
27,3 |
27,4 |
20,4 |
26,6 |
в Пенсионный фонд России |
16,0 |
21,3 |
21,5 |
16,0 |
19,4 |
В случае принятия предлагаемых Минфином изменений в 2012 г. эффективная ставка составит 26,6%, то есть нагрузка на предприятия, связанная с уплатой страховых взносов, останется на уровне 2010 г.
Эффективные ставки страховых взносов по видам экономической деятельности. Представленные выше данные характеризуют экономику в целом. Но значения эффективных ставок существенно различаются для отдельных видов экономической деятельности.
Эти различия объясняются, во-первых, разницей в уровне заработной платы и ее распределении между работниками, а во-вторых, тем, что доля предприятий, использующих льготные ставки, различается для разных видов деятельности.
Изменение системы ставок в 2011 г. повысило эффективную ставку страховых взносов для всех видов экономической деятельности, причем больше всего нагрузка возросла на обрабатывающие производства, а меньше всего - на финансовую деятельность и добычу полезных ископаемых.
Принятие варианта Минфина (вариант 3) приведет к сокращению разрывов в уровне нагрузки страховыми взносами между различными видами экономической деятельности.
Таблица 2.3. Эффективные ставки страховых взносов для некоторых видов экономической деятельности в 2012 г., процентов
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|
Добыча полезных ископаемых |
23,1 |
17,5 |
26,8 |
Обрабатывающие производства |
28,8 |
21,3 |
26,1 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
27,8 |
27,8 |
27,8 |
Текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
30,5 |
30,5 |
30,5 |
Производство кокса, нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий |
28,4 |
28,4 |
28,4 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
29,5 |
29,5 |
29,5 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
29,0 |
29,0 |
29,0 |
Производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования |
29,4 |
29,4 |
29,4 |
Производство и распределение электроэнергии,газа и воды |
26,7 |
26,7 |
26,7 |
Строительство |
27,1 |
27,1 |
27,1 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
24,3 |
24,3 |
24,3 |
Транспорт и связь |
27,1 |
27,1 |
27,1 |
Финансовая деятельность |
20,7 |
20,7 |
20,7 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
24,0 |
24,0 |
24,0 |