Файл: Теоретические основы применения пластмасс для производства упаковки продовольственных/ непродовольственных товаров.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Назначение, область применения, виды и классификация пластмасс
1.2 Основные функции упаковки продовольственных/непродовольственных товаров
1.3 Направления развития полимерной упаковки для потребительской продукции
Глава 2. Оценка упаковки образцов продовольственных/непродовольственных товаров
2.1 Характеристика исследуемых образцов
2.3 Анализ содержания маркировки упаковки продовольственных/ непродовольственных товаров
Что касается потребления формных полимерных изделий, к которым относятся полимерная тара и укупорочные средства, то здесь наиболее востребованы изделия на основе полипропилена и полистирола (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура потребления формных полимерных изделий по виду материала
Ящики, пакеты, стаканы и банки составляют 78% всех формных полимерных изделий, потребляемых российскими предприятиями. Оставшиеся 22% приходятся на бочки, емкости, контейнеры, поддоны, бутылки, ведра, канистры, микроконтейнеры, тубы, тюбики и флаконы.
Доля предприятий молочной промышленности в потреблении полимерной тары составляет 31%, мясной и хлебобулочной – по 12%, консервной – 11%, винно-водочной – 6%.
Можно прогнозировать дальнейший рост объемов потребления полимерной упаковки в связи с появлением новых продуктов питания, увеличением числа производителей и объемов производства.
Перспективы развития рынка полимеров имеют как оптимистические прогнозы, так и не очень. Оптимисты уповают на значительный рост показателей к 2030, связывая его с повышением спроса. Согласно докладу Анастасии Шабаловой потребление полиэтилена к 2030 году должно увеличиться в три раза. При этом импорт будет уменьшен до 180 тыс. тонн в год, а внутренний рынок потребления тары и упаковки вырастет до 2 млн. Прогноз опирается на то, что рынок отечественной продукции, благодаря санкциям продолжит расти, соответственно продукцию надо будет во что-то упаковывать.
Так, по прогнозам эксперта компании «Нефтехим» спрос на пропилен вырастет почти в два раза – до 1,7 млн. тонн. Также должен повыситься запрос на полистирол – около 250 тыс. тонн в год. Это связано с предполагаемым введением в эксплуатацию новых производственных мощностей – «Этана», «СовПэт» и «ИвРегионСинтез».
Негативные прогнозы в основном сводятся к высокой зависимости отечественных предприятий от импорта сырья и оборудования. Так, начальник управления продаж «Упаковочные материалы» ДПО «Пластик» Евгений Моисеев отмечает, что российские предприятия весьма зависимы от импорта: «Мы работаем на импортном оборудовании, на импортном сырье. По затратам, которые требуются на производство, российская пленка после девальвации рубля стала сопоставимой с импортной. Текущая задача - найти аналоги, которые могли бы заменить марки импортного полиэтилена с высокой термостабильностью».
Масла в огонь добавляют попытки регулировать рынок за счет увеличения пошлин на импорт оборудования и некоторых видов сырья. По мнению экспертов, подобные инициативы чреваты деструктивными последствиями.
Последнее время мы встречаемся с попытками так или иначе регулировать рынок за счет увеличения импортных пошлин, в частности, на оборудование и некоторые виды сырья. На производствах используется 90% импортного оборудования, и скачки на финансовом рынке влияют на возможности приобретения техники. В такой ситуации попытки отдельных игроков увеличить пошлины на ввоз термопластавтоматов и еще более увеличить цены - недопустимы. Важно отслеживать подобные инициативы, чтобы не допустить закрытия рынка.
Вопреки препятствиям отечественный рынок полимеров продолжает демонстрировать положительную динамику. Политика импортозамещения не только стимулирует рост, но также вводит определённые риски, связанные с отсутствием отечественных аналогов некоторых марок сырья и собственного оборудования. По мнению экспертов упаковочной отрасли, при грамотном управлении и должном законодательном регулировании этих рисков можно избежать.
Глава 2. Оценка упаковки образцов продовольственных/непродовольственных товаров
2.1 Характеристика исследуемых образцов
В качестве объектов исследования было взято 5 образцов крабовых палочек массой нетто 100 и 200 г. приобретённых в различных предприятиях розничной торговой сети г. Москва:
- «ALBATROS» крабовые палочки, замороженный продукт высокого качества из филе белых рыб; изготовитель «Альбатрос Си Фуд Продакшин»;
Рисунок 2. Крабовые палочки «ALBATROS»
- «КрабОК» крабовые палочки имитация из сурими. Замороженные, торговая марка «VICI»; изготовитель ООО «Вичюнай – Русь»;
Рисунок 3. Крабовые палочки «КрабОК»
- Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые ЭКОНОМ имитация, замороженные»; изготовитель СП «Санта Бремор» ООО;
- Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые «БРЕМОР» классические, имитация, замороженные» под торговой маркой «Санта Бремор»; изготовитель СП «Санта Бремор» ООО, (далее именуемые в таблицах и по тексту как «Санта Бремор»);
Рисунок 4. Крабовые палочки «БРЕМОР»
- Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые «БРЕМОР» классические, имитация, замороженные»; изготовитель СП «Санта Бремор» ООО.
Все образцы исследовали в день их приобретения в лаборатории кафедры товароведения и экспертизы продовольственных товаров Красноярского государственного торгово-экономического института. В работе приведены результаты, полученные в трехкратной повторности эксперимента.
При проведении эксперимента анализировали такие характеристики, как состояние упаковки и маркировки исследуемых образцов, их органолептические характеристики, а также физико-химические показатели (массу нетто, массовые доли влаги, жира, поваренной соли). В связи с отсутствием нормативного документа на данный вид продукции, все характеристики сопоставляли с данными литературных источников.
2.3 Анализ содержания маркировки упаковки продовольственных/ непродовольственных товаров
Требования к упаковке и маркировке тары с продукцией установлены ГОСТ 7630–96[9] «Рыба, морские млекопитающие, морские беспозвоночные, водоросли и продукты их переработки. Маркировка и упаковка».
Тара, используемая для упаковывания продукции должна быть прочной, чистой, сухой и отвечать требованиям нормативной документации. Тара и упаковочные материалы, используемые для упаковывания пищевых продуктов, должны быть изготовлены из материалов, разрешённых органами государственного санитарно – эпидемиологического надзора для контакта с пищевыми продуктами. Возможно использование других видов тары и упаковки, разрешённых органами государственного санитарно – эпидемиологического надзора для контакта с пищевыми продуктами, соответствующих санитарным требованиям, требованиям нормативного документа и обеспечивающих сохранность и качество продукции при транспортировании и хранении. В каждой упаковочной единице должна быть продукция одного наименования, сорта, категории, длинны и массы, вида разделки, даты изготовления.
Крабовые палочки упаковывают в полимерные пакеты, в соответствии с инструкцией по упаковке пищевой рыбной продукции в пакеты и вкладыши из полимерных плёночных материалов. Полимерные пакеты должны быть термосварены, скреплены зажимами или закрыты другим способом, обеспечивающим сохранность продукции. Традиционно крабовые палочки расфасовывают в упаковки по 100 и 200 г.
Продукцию в потребительской таре упаковывают в ящики из гофрированного картона или деревянные ящики предельной массой продукта 20,0 кг.
Маркировку наносят на русском языке и (или) на государственном языке страны, на территории которой находится предприятие, или на языке той страны, по заказу – наряду которой изготовлена продукция.
На каждой упаковочной единице указывают следующие структурные элементы:
- наименование и местонахождение предприятия-изготовителя;
- товарный знак предприятия;
- наименование продукта;
- принадлежность к району промысла;
- вид разделки;
- вид обработки;
- сорт (при наличии);
- обозначение нормативного документа;
- знак соответствия;
- массу нетто (брутто, тары – при необходимости);
- дату изготовления (число, месяц, год).
Маркировка потребительской тары дополнительно содержит:
- способ употребления;
- состав (сырье и материалы);
- условия и сроки хранения;
- срок годности;
- обозначение или наименование пищевых добавок;
- наличие вакуума в упаковке;
- информационные данные о пищевой и энергетической ценности 100 г. продукта.
Маркировка транспортной тары дополнительно содержит:
- количество потребительских упаковок;
- номер вагонной партии;
- фамилию мастера (или номер) и номер укладчика.
Маркировка должна быть отчетливой и легко читаемой, при использовании краски – устойчивой, не пачкающей и не смывающейся от воздействия воды, жира; флексографическим или другим способом печати.
Размеры, форма и художественное оформление ярлыков, этикеток, пачек, коробок и подложек должны быть выполнены с учётом придания наилучшего товарного вида продукции и должны соответствовать образцу. Рекомендуемая площадь маркировочного ярлыка не менее 60 см3 с соотношением сторон 2:3. Рекомендуемый размер этикетки не более 10 – 15 см.
1.3 Результаты оценки качественных характеристик упаковки исследуемых образцов продовольственных/ непродовольственных товаров
В ходе анализа состояния упаковки и маркировки было отмечено, что в качестве материала упаковки у всех образцов были использованы полимерные пленки.
По внешнему виду и дизайну упаковки все образцы идентичны. Образцы изготовителя СП «Санта Бремор» ООО и ООО «Альбатрос Си Фуд Продакшн» имеют вакуумную упаковку, которые сверху дополнительно имеют полимерную упаковку с запаянными швами. Такая дополнительная упаковка делает продукт более заметным среди аналогичной продукции, чему также способствует красочное оформление.
Другие замечания, возникшие при анализе состояния упаковки и маркировки образцов, касались трудности прочтения информации.
Так, высота шрифта у продукции ООО «Альбатрос Си Фуд Продакшн», ООО «Вичюнай-Русь» и СП «Санта Бремор» ООО (кроме «ЭКОНОМ») составила около 1 – 1.5 мм, а использование наиболее большого интервала между строками делало текст читаемым. Но на образце «АLBATROS» текст информации для потребителей воспринимался легче за счет большей четкости. А на маркировке крабовых палочек «ЭКОНОМ» высота шрифта около 1 мм, что недостаточно для нормального восприятия.
У образцов крабовых палочек «Санта Бремор» и «БРЕМОР» текст располагается по периметру волнистого края вакуумной упаковки, что очень усложняет нахождение нужной информации. Тем самым из правила «Три-Д» (доступность, достоверность, достаточность информации) нарушается принцип доступности.
Упаковка исследуемых образцов была прочная, чистая, сухая, без потертостей, загрязнений, без видимых повреждений. В каждой упаковочной единице продукция в соответствии с установленными нормами была одного наименования и длины.
В ходе анализа содержания маркировки исследуемых образцов были получены результаты, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Анализ содержания маркировки исследуемых образцов крабовых палочек
Реквизиты маркировки |
Образцы |
||||
«Санта Бремор» |
«БРЕМОР» |
«ЭКОНОМ» |
«АLBATROS» |
«КрабОК» |
|
Наименование |
Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые «БРЕМОР» классические, имитация, замороженные» |
Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые ЭКОНОМ имитация, замороженные» |
«ALBATROS» крабовые палочки, замороженный продукт высокого качества из филе белых рыб |
«КрабОК» крабовые палочки имитация из сурими. Замороженные |
|
Производитель |
СП «Санта Бремор» ООО |
ООО «Альбатрос Си Фуд Продакшн» |
ООО «Вичюнай-Русь» |
||
Реквизиты |
Республика Беларусь, 224025, г. Брест, ул. Катин Бор, 106, т./ф.: +375 162 29–90–29. www.santa-bremor.com |
142715, Россия, Московская область, Ленинский район, Картинский с/о, д. Апаринуи, владение 1, тел/факс +7 (395) 660–02–48 |
Россия, Калининградская обл., г. Советск, ул. Маяковского 3Б, тел 8–401–61–3–68–68 |