Файл: Теоретические основы применения пластмасс для производства упаковки продовольственных/ непродовольственных товаров.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Назначение, область применения, виды и классификация пластмасс
1.2 Основные функции упаковки продовольственных/непродовольственных товаров
1.3 Направления развития полимерной упаковки для потребительской продукции
Глава 2. Оценка упаковки образцов продовольственных/непродовольственных товаров
2.1 Характеристика исследуемых образцов
2.3 Анализ содержания маркировки упаковки продовольственных/ непродовольственных товаров
Слоистые пластики вырабатывают пропиткой термореактивной смолой древесного шпона, бумаги, ткани и стеклоткани с последующим прессованием при повышенной температуре.
Газонаполненные пластмассы получают введением порообразователей в связующее с последующим действием высокой температуры. Их называют пенопластами или поропластами. Пенопласты имеют малую объемную массу и могут быть с открытыми и закрытыми порами. Пенопласты вырабатывают на основе различных смол: феноло-альдегидных, полистирола, полиуретана. Вид смолы, степень и характер пор определяют свойства газонаполненных пластмасс.
6. По применению пластмассы подразделяют на:
- силовые:
- конструкционные;
- фрикционные;
- электроизоляционные;
- несиловые:
- оптически прозрачные,
- химически стойкие,
- теплоизоляционные,
- вспомогательные.
1.2 Основные функции упаковки продовольственных/непродовольственных товаров
Основными функциями упаковки являются защитная, дозирующая, транспортная, хранения, маркетинговая, нормативно-законодательная, экологическая, информационная и эксплуатационная.[7]
1. Под защитной функцией понимают способность упаковки сохранять качество упакованного продукта в течение заданного времени в определенных условиях.
Защитная функция должна предусматривать в конструкции упаковки меры по защите упаковываемого продукта от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении, а также по защите окружающей среды и человека от негативного воздействия упакованного продукта. Защитная функция особую актуальность и важность имеет при упаковке пищевых продуктов.
2. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерителем количества продукта, выполняя дозирующую функцию.
3. Под транспортной функцией понимают способность упаковки к удобной перевозке упакованной продукции определенным видом транспорта на заданное расстояние в течение установленного времени в определенных условиях.
4. Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, возможности стапелирования на стандартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случаях длительного хранения следует учитывать необходимость контроля проверки качества упакованной продукции.
5. Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Различают три основные причины, из-за которых значение упаковки в системе маркетинга неуклонно возрастает:
1) растущие требования потребителей к удобству пользования продуктом;
2) конкуренция за более престижные места на прилавках магазинов;
3) использование упаковки для рекламы продукта на месте продажи.
Упаковка, представляя продукт, должна быть, прежде всего, привлекательной за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Сочетанием внешнего а и содержащейся информации она способствует идентификации -- установлению соответствия распознаваемого предмета своему образу, знаку (идентификатору).
6. Идентификация содержимого подбором соответствующей формы упаковки, ее художественного оформления и возможного визуального обозрения была освоена давно, и постепенно превратилось в одну из главных функций упаковки. Использование символов, торговых марок, фирменных знаков и различной информации помогает установить связь между потребителем и изготовителем. Товар с фирменной торговой маркой должен моментально узнаваться покупателем. Известные фирменные марки, кроме того, показывают отличительные свойства продукта, дают гарантии высокого качества держат продукцию в центре внимания. Они помогают избежать путаницы с конкурентами, показывают соответствие продукта его качеству.
Важными элементами идентификации являются форма и, цвет упаковки. Они могут отличать продукт от конкурентов.
7. Нормативно-законодательная функция упаковки является как бы производной от других функций. Так в процессе выполнения функций защиты и хранения сложился комплекс санитарно-гигенических требований к упаковке. В настоящее время во многих странах существует специальное законодательство, строго регламентирующее предельное содержание в упаковочных материалах компонентов и примесей, которые могут мигрировать в продукт. Оно направлено на исключение возможности перехода вредных веществ из упаковки в продукт в количествах, оказывающих влияние на организм потребителя. Любой упаковочный материал может быть использован в пищевом производстве только после получения соответствующего разрешения государственных органов санитарно-гигиенического контроля. Дозирующая функция неразрывно связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нормативные документы - технические условия и ГОСТы.
8. Экологическую функцию упаковки можно рассматривать как научное и практическое направление рационального использования обществом упаковки в свете взаимодействия с окружающей средой.
Решают экологические проблемы использованной упаковки различными путями: увеличение объемов многооборотной потребительской тары; сбор и вторичная переработка традиционными способами; использование полимерных материалов, способных растворяться и в растворе подвергаться вторичной переработке; сжигание с использованием фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты; разработка и пользование для упаковки пищевых продуктов съедобных и самодеструктирующихся упаковочных материалов.
Самодеструктирующиеся или саморазрушающиеся полимерные материалы подразделяют на биоразлагаемые, разрушающиеся под действием света, и разлагаемые химическим путем. Наиболее перспективно получение таких материалов из природного крахмала, картофеля и зерновых культур. Важное значение приобретает повторное использование переработанных полимеров - вторичных материалов.
9. Информационная функция упаковки приобрела важное значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Особенное значение приобретает упаковка для новых продуктов, еще не известных покупателю. В этом случае она должна завершать весь цикл сбыта - привлекать внимание, стимулировать интерес, вызывать желание и побуждать к покупке продукта. Также задачи решаются посредством передачи информации потребителю. Эта информация должна отражать новизну продукта, его отличие от аналогов, подчеркивать его особенности.
Информацию на упаковке можно разделить на произвольную и обязательную. К произвольной информации относят разнообразные элементы художественного оформления, рекламу и т. п. Обязательная информация регламентирована нормативными документами на упаковываемый продукт. Она включает основные технические характеристики продукта, например, список важнейших его компонентов, руководство по применению, хранению и уходу, предупреждения о возможных противопоказаниях, опасностях и т п.
Эксплуатационная функция упаковки предполагает легкость обращения с ней в процессе сортировки, хранения, переценим и сбыта, а также удобство для потребителя в использовании упакованного продукта. Опросы покупателей показывают, что им импонирует упаковка, которую можно использовать повторно, которую можно легко открыть, которая является оригинальной и привлекательной, соответствующей пониманию красоты потребителем.
Для выполнения каждой из перечисленных выше функций упаковка должна отвечать определенному комплексу требований. Так, например, защитная функция предъявляет к упаковке требования по обеспечению необходимых показателей теплостойкости, морозостойкости, герметичности, коррозионной и химической стойкости, защиты от пыли, сохранения массы, стабильности формы, долговечности, ударной прочности, прочности при сжатии и разрыве, способности к амортизации ударов. Шесть последних показателей наряду со специфическими другими, такими, как экономия транспортной и складской площади и пространства, устойчивость при скольжении, пригодность к штабелированию и автоматизированной обработке, унификация по конструкции и размерам, способность к групповой упаковке, удобство в обращении, легкость открывания, способность повторно закрываться, важны и для транспортной функции, и для функции хранения. Пять последних требований предъявляет к упаковке и эксплуатационная функция. Маркетинговая функция, прежде всего, диктует технико-экономические показатели упаковки, требования по экономии пространства и площади при транспортировке, складировании и продаже, а совместно с информационной функцией выдвигает требования по предоставлению рекламы, информации, а также по наличию элементов идентификации и индивидуальных особенностей упаковки. Экологическая функция рассматривает медико-гигиенические требования к материалам, продукции и упаковке в целом, возможности повторного использования тары, удобство утилизации и другие экологические аспекты.
1.3 Направления развития полимерной упаковки для потребительской продукции
Рост потребления полимерной упаковки в разной степени отмечается почти во всех сегментах российской промышленности. Особенно он заметен в пищевой отрасли, где в последнее годы появились крупные отечественные производители, значительно увеличились объемы производства.
В структуре потребления полимерных пленок по виду материала преобладают однослойные пленки из полипропилена и полиэтилена – их доля составляет 25,0 и 18,8%, соответственно (таблица 1). На долю многослойных пленок и комбинированных материалов приходится 19,8%. Существенный объем занимают пленки из поливинилхлорида и полиэтилентерефталата. В меньшей степени предприятия пищевой промышленности потребляют полистирольные и пленки из др. полимеров.[8]
Использование технологически более сложных пленок – из полипропилена и многослойных – свидетельствует о наличии тенденции к применению полимерных материалов с высокими потребительскими свойствами, которые не всегда обеспечивают остальные виды пленок. В ближайшие несколько лет прогнозируется увеличение доли сложных пленок в общем объеме потребления.
В общей структуре потребления полимерных пленок по отраслям пищевой промышленности лидируют сегменты молочной и хлебобулочной продукции, на которые приходится 55,9 и 18,35%, соответственно (таблица 2). Незначительные доли занимают кондитерская – 8,2%, консервная – 7,5% и табачная отрасли – 4,2%.
Таблица 1
Распределение общего объема потребления полимерных плёнок в производстве пищевой упаковки
Вид плёнки |
% от числа потребителей полимерных плёнок |
Объём потребления (тонн) |
% от объёма потребления полимерных плёнок |
Полипропиленовая |
25,0 |
73911,3 |
29,30 |
Многослойные или комбинированные плёнки |
19,8 |
54033,5 |
21,41 |
Полиэтиленовая |
18,6 |
45406,3 |
18,00 |
Поливинилхлоридная |
13,2 |
33550,2 |
13,30 |
Полиэтилентерефталлатная |
5,5 |
21542,8 |
8,54 |
Полистирольная |
7,7 |
15841,7 |
6,28 |
Прочие однослойные непористые пленки |
10,0 |
7996,6 |
3,17 |
Общий итог |
100,0 |
252282,4 |
100,00 |
Таблица 2
Распределения общего объёма потребления полимерных плёнок по отраслям промышленности
Отрасль промышленности |
Объём потребления (тонн) |
% от общего объёма потребления |
Молочная |
141011,7 |
55,9 |
Хлебобулочная |
46163,0 |
18,3 |
Кондитерская |
20685,1 |
8,2 |
Консервная |
18919,3 |
7,5 |
Табачная |
10594,8 |
4,2 |
Нефтехимическая |
5297,4 |
2,1 |
Косметическая |
4036,1 |
1,6 |
Мясная |
2270,3 |
0,9 |
Фармацевтическая |
1261,3 |
0,5 |
Виноводочная |
1009,0 |
0,4 |