Файл: Теоретические основы применения пластмасс для производства упаковки продовольственных/ непродовольственных товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается потребления формных полимерных изделий, к которым относятся полимерная тара и укупорочные средства, то здесь наиболее востребованы изделия на основе полипропилена и полистирола (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура потребления формных полимерных изделий по виду материала

Ящики, пакеты, стаканы и банки составляют 78% всех формных полимерных изделий, потребляемых российскими предприятиями. Оставшиеся 22% приходятся на бочки, емкости, контейнеры, поддоны, бутылки, ведра, канистры, микроконтейнеры, тубы, тюбики и флаконы.

Доля предприятий молочной промышленности в потреблении полимерной тары составляет 31%, мясной и хлебобулочной – по 12%, консервной – 11%, винно-водочной – 6%.

Можно прогнозировать дальнейший рост объемов потребления полимерной упаковки в связи с появлением новых продуктов питания, увеличением числа производителей и объемов производства.

Перспективы развития рынка полимеров имеют как оптимистические прогнозы, так и не очень. Оптимисты уповают на значительный рост показателей к 2030, связывая его с повышением спроса. Согласно докладу Анастасии Шабаловой потребление полиэтилена к 2030 году должно увеличиться в три раза. При этом импорт будет уменьшен до 180 тыс. тонн в год, а внутренний рынок потребления тары и упаковки вырастет до 2 млн. Прогноз опирается на то, что рынок отечественной продукции, благодаря санкциям продолжит расти, соответственно продукцию надо будет во что-то упаковывать.

Так, по прогнозам эксперта компании «Нефтехим» спрос на пропилен вырастет почти в два раза – до 1,7 млн. тонн. Также должен повыситься запрос на полистирол – около 250 тыс. тонн в год. Это связано с предполагаемым введением в эксплуатацию новых производственных мощностей – «Этана», «СовПэт» и «ИвРегионСинтез».

 Негативные прогнозы в основном сводятся к высокой зависимости отечественных предприятий от импорта сырья и оборудования. Так, начальник управления продаж «Упаковочные материалы» ДПО «Пластик» Евгений Моисеев отмечает, что российские предприятия весьма зависимы от импорта: «Мы работаем на импортном оборудовании, на импортном сырье. По затратам, которые требуются на производство, российская пленка после девальвации рубля стала сопоставимой с импортной. Текущая задача - найти аналоги, которые могли бы заменить марки импортного полиэтилена с высокой термостабильностью».

Масла в огонь добавляют попытки регулировать рынок за счет увеличения пошлин на импорт оборудования и некоторых видов сырья. По мнению экспертов, подобные инициативы чреваты деструктивными последствиями.


Последнее время мы встречаемся с попытками так или иначе регулировать рынок за счет увеличения импортных пошлин, в частности, на оборудование и некоторые виды сырья. На производствах используется 90% импортного оборудования, и скачки на финансовом рынке влияют на возможности приобретения техники. В такой ситуации попытки отдельных игроков увеличить пошлины на ввоз термопластавтоматов и еще более увеличить цены - недопустимы. Важно отслеживать подобные инициативы, чтобы не допустить закрытия рынка.

 Вопреки препятствиям отечественный рынок полимеров продолжает демонстрировать положительную динамику. Политика импортозамещения не только стимулирует рост, но также вводит определённые риски, связанные с отсутствием отечественных аналогов некоторых марок сырья и собственного оборудования. По мнению экспертов упаковочной отрасли, при грамотном управлении и должном законодательном регулировании этих рисков можно избежать.

Глава 2. Оценка упаковки образцов продовольственных/непродовольственных товаров

2.1 Характеристика исследуемых образцов

В качестве объектов исследования было взято 5 образцов крабовых палочек массой нетто 100 и 200 г. приобретённых в различных предприятиях розничной торговой сети г. Москва:

  • «ALBATROS» крабовые палочки, замороженный продукт высокого качества из филе белых рыб; изготовитель «Альбатрос Си Фуд Продакшин»;

Рисунок 2. Крабовые палочки «ALBATROS»

  • «КрабОК» крабовые палочки имитация из сурими. Замороженные, торговая марка «VICI»; изготовитель ООО «Вичюнай – Русь»;

Рисунок 3. Крабовые палочки «КрабОК»

  • Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые ЭКОНОМ имитация, замороженные»; изготовитель СП «Санта Бремор» ООО;
  • Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые «БРЕМОР» классические, имитация, замороженные» под торговой маркой «Санта Бремор»; изготовитель СП «Санта Бремор» ООО, (далее именуемые в таблицах и по тексту как «Санта Бремор»);

Рисунок 4. Крабовые палочки «БРЕМОР»

  • Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые «БРЕМОР» классические, имитация, замороженные»; изготовитель СП «Санта Бремор» ООО.

Все образцы исследовали в день их приобретения в лаборатории кафедры товароведения и экспертизы продовольственных товаров Красноярского государственного торгово-экономического института. В работе приведены результаты, полученные в трехкратной повторности эксперимента.

При проведении эксперимента анализировали такие характеристики, как состояние упаковки и маркировки исследуемых образцов, их органолептические характеристики, а также физико-химические показатели (массу нетто, массовые доли влаги, жира, поваренной соли). В связи с отсутствием нормативного документа на данный вид продукции, все характеристики сопоставляли с данными литературных источников.

2.3 Анализ содержания маркировки упаковки продовольственных/ непродовольственных товаров

Требования к упаковке и маркировке тары с продукцией установлены ГОСТ 7630–96[9] «Рыба, морские млекопитающие, морские беспозвоночные, водоросли и продукты их переработки. Маркировка и упаковка».

Тара, используемая для упаковывания продукции должна быть прочной, чистой, сухой и отвечать требованиям нормативной документации. Тара и упаковочные материалы, используемые для упаковывания пищевых продуктов, должны быть изготовлены из материалов, разрешённых органами государственного санитарно – эпидемиологического надзора для контакта с пищевыми продуктами. Возможно использование других видов тары и упаковки, разрешённых органами государственного санитарно – эпидемиологического надзора для контакта с пищевыми продуктами, соответствующих санитарным требованиям, требованиям нормативного документа и обеспечивающих сохранность и качество продукции при транспортировании и хранении. В каждой упаковочной единице должна быть продукция одного наименования, сорта, категории, длинны и массы, вида разделки, даты изготовления.

Крабовые палочки упаковывают в полимерные пакеты, в соответствии с инструкцией по упаковке пищевой рыбной продукции в пакеты и вкладыши из полимерных плёночных материалов. Полимерные пакеты должны быть термосварены, скреплены зажимами или закрыты другим способом, обеспечивающим сохранность продукции. Традиционно крабовые палочки расфасовывают в упаковки по 100 и 200 г.


Продукцию в потребительской таре упаковывают в ящики из гофрированного картона или деревянные ящики предельной массой продукта 20,0 кг.

Маркировку наносят на русском языке и (или) на государственном языке страны, на территории которой находится предприятие, или на языке той страны, по заказу – наряду которой изготовлена продукция.

На каждой упаковочной единице указывают следующие структурные элементы:

  • наименование и местонахождение предприятия-изготовителя;
  • товарный знак предприятия;
  • наименование продукта;
  • принадлежность к району промысла;
  • вид разделки;
  • вид обработки;
  • сорт (при наличии);
  • обозначение нормативного документа;
  • знак соответствия;
  • массу нетто (брутто, тары – при необходимости);
  • дату изготовления (число, месяц, год).

Маркировка потребительской тары дополнительно содержит:

  • способ употребления;
  • состав (сырье и материалы);
  • условия и сроки хранения;
  • срок годности;
  • обозначение или наименование пищевых добавок;
  • наличие вакуума в упаковке;
  • информационные данные о пищевой и энергетической ценности 100 г. продукта.

Маркировка транспортной тары дополнительно содержит:

  • количество потребительских упаковок;
  • номер вагонной партии;
  • фамилию мастера (или номер) и номер укладчика.

Маркировка должна быть отчетливой и легко читаемой, при использовании краски – устойчивой, не пачкающей и не смывающейся от воздействия воды, жира; флексографическим или другим способом печати.

Размеры, форма и художественное оформление ярлыков, этикеток, пачек, коробок и подложек должны быть выполнены с учётом придания наилучшего товарного вида продукции и должны соответствовать образцу. Рекомендуемая площадь маркировочного ярлыка не менее 60 см3 с соотношением сторон 2:3. Рекомендуемый размер этикетки не более 10 – 15 см.

1.3 Результаты оценки качественных характеристик упаковки исследуемых образцов продовольственных/ непродовольственных товаров

В ходе анализа состояния упаковки и маркировки было отмечено, что в качестве материала упаковки у всех образцов были использованы полимерные пленки.


По внешнему виду и дизайну упаковки все образцы идентичны. Образцы изготовителя СП «Санта Бремор» ООО и ООО «Альбатрос Си Фуд Продакшн» имеют вакуумную упаковку, которые сверху дополнительно имеют полимерную упаковку с запаянными швами. Такая дополнительная упаковка делает продукт более заметным среди аналогичной продукции, чему также способствует красочное оформление.

Другие замечания, возникшие при анализе состояния упаковки и маркировки образцов, касались трудности прочтения информации.

Так, высота шрифта у продукции ООО «Альбатрос Си Фуд Продакшн», ООО «Вичюнай-Русь» и СП «Санта Бремор» ООО (кроме «ЭКОНОМ») составила около 1 – 1.5 мм, а использование наиболее большого интервала между строками делало текст читаемым. Но на образце «АLBATROS» текст информации для потребителей воспринимался легче за счет большей четкости. А на маркировке крабовых палочек «ЭКОНОМ» высота шрифта около 1 мм, что недостаточно для нормального восприятия.

У образцов крабовых палочек «Санта Бремор» и «БРЕМОР» текст располагается по периметру волнистого края вакуумной упаковки, что очень усложняет нахождение нужной информации. Тем самым из правила «Три-Д» (доступность, достоверность, достаточность информации) нарушается принцип доступности.

Упаковка исследуемых образцов была прочная, чистая, сухая, без потертостей, загрязнений, без видимых повреждений. В каждой упаковочной единице продукция в соответствии с установленными нормами была одного наименования и длины.

В ходе анализа содержания маркировки исследуемых образцов были получены результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Анализ содержания маркировки исследуемых образцов крабовых палочек

Реквизиты маркировки

Образцы

«Санта Бремор»

«БРЕМОР»

«ЭКОНОМ»

«АLBATROS»

«КрабОК»

Наименование

Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые «БРЕМОР» классические, имитация, замороженные»

Продукт из белых видов рыб «палочки крабовые ЭКОНОМ имитация, замороженные»

«ALBATROS» крабовые палочки, замороженный продукт высокого качества из филе белых рыб

«КрабОК» крабовые палочки имитация из сурими. Замороженные

Производитель

СП «Санта Бремор» ООО

ООО «Альбатрос Си Фуд Продакшн»

ООО «Вичюнай-Русь»

Реквизиты

Республика Беларусь, 224025, г. Брест, ул. Катин Бор, 106, т./ф.: +375 162 29–90–29. www.santa-bremor.com

142715, Россия, Московская область, Ленинский район, Картинский с/о, д. Апаринуи, владение 1, тел/факс +7 (395) 660–02–48

Россия, Калининградская обл., г. Советск, ул. Маяковского 3Б, тел 8–401–61–3–68–68