Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика системы отбора персонала
1.1 Организация процесса отбора персонала
1.2 Планирование процесса отбора персонала
1.3 Сущность процесса отбора персонала
1.4 Основные принципы отбора персонала
1.5 Источники набора персонала
Глава 2. Формирование критериев отбора персонала
6. Изучение рекомендаций и послужного списка кандидата
7. Окончательное интервью с непосредственным руководителем (Скайп-собеседование)
8. Медицинское обследование
9. Введение в должность
10. Испытательный срок
На каждом из вышеуказанных этапов отсеивается часть заявителей или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Состав этапов зависит от ранга вакантного места в организационной структуре. На государственных предприятиях на первых двух этапах проходит предварительная отборочная беседа, а далее заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты. В организациях частного типа на первой стадии проходит анализ резюме.
Далее:
- беседа по найму
- тесты по найму
- проверка рекомендаций и послужного списка
- медицинский осмотр (необязательно при удаленной работе)
- принятие решения.
Рисунок 1. Этапы отбора персонала
На рисунке изображены типичные этапы и события в процессе отбора персонала и принятие решения. Термин «принятие решения» здесь употребляется с точки зрения обеих сторон: кандидата на должность и работодателя. Использование всех ступеней обеспечивает минимум ошибок в отборе персонала. Чем выше должностной уровень менеджера-соискателя, тем больше потребность в использовании всех ступеней.
При всех необходимых данныех выше мы обязаны помнить: Работники бывают разные, есть опытные, а есть внимательные, но ни тот и ни тот вам могут и не подойти. Всегда нужно искать того работника, который не только сможет выполнять поставленные для него задачи максимально качественно, но и того, кто будет готов слушать и обходить конфликты стороной, стараться рости и не таить злобы за штрафы из-за брака или подобных вещей. Каждый из тестов предполагает в себе оценку работника на первый взгляд, но для комфортной работы нужно искать к каждому работнику свой подход [2].
Есть разные виды мотивации и управления, но важно помнить: Хороший менеджер всегда найдет общий язык с работником. Не забывайте про правило кнута и пряника, где до первого желательно не доводить.
Каждая организация используют свою систему отбора персонала, связанную с ее соответствующими требованиями и особенностями, однако существует распространенная программа, которая работает в большинстве случаев. Руководители приспосабливают, адаптируют ее под особенности своей конкретной организации. Например, медицинское обследование может использоваться в процессе отбора, если необходима физическая выносливость, проворство, сила, и, если ожидается небольшое число кандидатов. При отборе персонала чаще всего используют собеседование, интервьюирование и тестирование. Наиболее объективными являются тесты, так как исключается наличие эмоциональной составляющей, которая может повлиять на субъективность интервьюера. [12]
Заполнение бланка заявления является наиболее распространенным средством получения необходимой информации о кандидате, которая помогает руководителю в определении соответствия кандидата вакантной должности. Обычный бланк заявления содержит вопросы, идентифицирующие кандидата (имя, адрес, пол и т.д.), вопросы об образовании кандидата, опыте работы, некоторые вопросы могут быть специфичными, в зависимости от организационных особенностей. Многие компании используют разные формы бланков заявлений в зависимости от группы сотрудников: рабочие, с почасовой оплатой, офисные работники, профессионально-техническая или управленческая группа.
Претенденты, прошедшие предварительный отбор, оформляют в установленном порядке резюме, автобиографию и заполняют анкету. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они содержат информацию, более всего влияющую на производительность и качество будущей работы претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе на вопрос. Обычно, пункты в бланке заявления подбираются юридически или на основе прошлого организационного опыта, или на основе форм других фирм. Дальнейшее изучение с помощью других методов: интервью, тестирование, изучение послужного списка, могут подтвердить или опровергнуть эти выводы. Важно, чтобы интервьюеры регулярно сравнивали оценку, которую они дали кандидату в результате ответов на вопросы в заявлении с реальными достижениями и исполнительностью работой принимаемых работников. В этом случае ошибки погрешности неверные выводы могут быть снижены.
Данный метод не требует больших затрат времени и средств. При этом представляет собой относительно объективный метод: отбирающий оценивает и проверяет реальные факты, а не свои впечатления. Главный недостаток этого метода состоит в ограниченности получаемой с его помощью информации. Из подобных документов можно узнать достоверные сведения лишь об опыте и образовании человека.
На данном этапе тщательно изучается и анализируется послужной список каждого претендента и подготавливаются вопросы для собеседования. Эта работа проводится как отделом кадров, так и руководством отдела, где планируется трудовая деятельность претендента. Изучение прошлого опыта кандидата используется во всех компаниях. Это требует небольших расходов и затрат, как времени, так и денег. Этот метод представляет собой сбор и изучение оценок людей, общавшихся с кандидатом в прошлом. К тому же существует мнение, что лучший способ узнать, на что человек способен и что он сделает в будущем - это проверить, что он сделал в прошлом. Существует четыре источника получения необходимой информации: места работы и обучения; оценка личности кандидата; оценка опыта работы, достижений кандидата(портфолио) [4]; желание прошлых работодателей вновь принять на работу кандидата.
Собеседование
Для начала с каждым претендентом проводится предварительная отборочная беседа, целью которой является выявление общего соответствия умений, навыков и квалификации претендента предъявляемым требованиям, допуск к дальнейшим этапам отбора.
Далее проводится проверка профессиональных и личностных качеств претендента, целью которой является получение информации для объективной стандартизированной оценки кандидатов на должность, составление их индивидуальных персонограмм (табл. 1) [9]
Таблица 1
Методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов
Качества кандидатов |
Методы |
Одаренность |
Тесты на интеллектуальный уровень, способности (двигательные, сенсорные) Пример: тест IQ |
Социальные способности:
|
Интервью, дискуссии в группе |
Мотивация |
Тесты |
Свойства личности:
|
Пример: тест Кеттела, ММРI. |
Профессиональные способности |
|
Профессиональный опыт |
Интервью или документы |
При отборе кандидатов на управленческие должности высокого ранга могут быть использованы дополнительные методы проверки (табл.2) [9]
Таблица 2
Дополнительные методы проверки
Метод |
Краткая характеристика |
Метод «мозговых предпочтений» |
Определение доминирующих функций мозга: кора левого полушария – «математический» ум, кора правого полушария – «интуитивный» ум |
Детектор лжи |
Определение честности кандидата |
Графологический анализ |
Изучение психологического «портрета» кандидата, выявление «подозрительных» слабостей в структуре личности |
Тестирование на использование наркотиков |
Иммунологические исследования, анализ мочи, радиоиммунологический анализ волос |
- |
- |
Собеседование по отбору персонала – это обмен информацией между представителями организации и кандидатом на занятие вакантной должности. Цель представителя организации – принятие решения о наиболее подходящей кандидатуре. Цель кандидата – получение детальной информации об организации, должности, функциях.
Специалисты выделяют 3 типа собеседований при найме персонала (рис.2).
Критериальное собеседование представляет собой интервью, во время которого кандидату задаются вопросы, связанные с будущей профессиональной деятельностью претендента, а его ответы оцениваются по заранее разработанной шкале оценок.
Биографическое собеседование строится вокруг фактов из жизни кандидата, его прошлого опыта. Оно дает возможность оценить то, что кандидат уже сделал в своей жизни и на основании этого предположить, насколько успешно он сможет работать в должности, на которую претендует.
Характеристика основных стадий собеседования приведена в таблице.
Таблица 3
Стадии собеседования при отборе на работу
Стадии |
Содержание разговора |
Преимущественные функции |
|
Приветствие, взаимное представление. Допускаются вопросы об уровне знаний кандидата о предприятии для выяснения «интенсивности его интересов». Заверение кандидата о конфиденциальности беседы. |
Создание атмосферы доверия. Снижение барьеров и порога страха. |
|
Выяснение личного, семейного и социального фона кандидата (например, вопросы о происхождении и занятиях в свободное время). Выявление образовательного пути кандидата, включая повышение квалификации и стажировки. Выяснение профессионального развития и профессиональной квалификации. Вопросы по профессии, профессиональным планам; выяснение критической оценки прежнего поля деятельности, уточнение основания для желания сменить место работы. Информирование кандидата о предприятии (организации), отделе, рабочей группе, должности и ответы на вопросы кандидата. |
Проверяется, подходит ли кандидат к предполагаемой рабочей группе по своим способностям к контактированию и интеграции. Получение опорных точек о готовности претендентов к образованию и стремлении к своему развитию. Заключение о кандидате относительно инициативы, самооценки, способности к самокритике, оснований для частоты смены должностей. Проверка письменной информации. Избежание неправильных или искаженных представлений со стороны кандидата о месте работы. |
|
Заключение разговора: резюме о результатах собеседования, определение срока принятия решения. |
Мотивация для времени раздумий. |
Специалисты рекомендуют оценивать кандидата по результатам собеседования непосредственно после собеседования по стандартной форме. По результатам собеседования менеджер может:
- Рекомендовать принять на работу.
- Рекомендовать для следующего собеседования.
- Рассмотреть, как кандидата на другую должность.
- Отказать.
Принятие решения
В зависимости от размеров организации, укомплектованности отдела персонала квалифицированными специалистами и от специфики вакансии, организация процесса отбора и процедура принятия окончательного решения могут существенно различаться [1].
Можно выделить три наиболее часто встречающиеся процедуры принятия решения о приеме работника в организацию:
Рисунок 3. Окончательное решение о приеме на работу
Найм на работу оформляется заключением трудового договора (контракта), в некоторых случаях заключением договора о неразглашении, и приказом о приеме на работу.
Трудовой договор – это документ, регламентирующий права и обязанности сотрудника предприятия и администрации, подписывается сотрудником и представителем администрации.
Контракт – это особая форма трудового договора между работником и администрацией, оговаривающая не только трудовые, но и иные отношения, а также права и обязанности ответственных сторон.
Кодекс законов о труде РФ предусматривает 2 формы трудового договора:
1. Контракт, заключенный на неопределенный срок.
2. Срочный трудовой договор, к которому работодатель прибегает, если пользуется услугами работника в течение определенного срока.
Контракт обсуждается с работником до его выхода на службу и подписывается либо после обсуждения, либо в первые дни работы.
Контракт обычно состоит из следующих основных разделов:
1. Общие положения: кто и с кем заключает контракт, срок его действия, условия об испытательном сроке.
2. Обязанности сторон.
3. Ответственность сторон за неисполнение обязанностей: ответственность за ущерб, причиненный предприятию, ответственность предприятия за ущерб, причиненный здоровью работника.
4. Основания и порядок расторжения и продления договора.
5. Порядок рассмотрения трудовых споров.
Контракт может включать условия об установлении испытательного срока, о совмещении должностей, о выполнении обязанностей определенного должностного лица на время его отсутствия, о соблюдении коммерческой тайны и т.п.